Приобщение и развитие интереса детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Севера мультимедийными технологиями

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


В последнее время всё чаще наблюдается отторжение подрастающего поколения от национальной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – и это одна из серьёзных проблем нашего времени. Поэтому необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему. Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Севера занимает одно из ведущих мест в воспитании у них чувства патриотизма, интернационализма, чувства гордости и уважения к малой Родине. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.

Поэтому мы считаем актуальным применять на занятиях мультимедийные технологии, потому, что максимально задействована эмоциональная сфера дошкольников. При изучении культуры никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у детей таких точных и конкретных представлений о культурном наследии, какие возникают при восприятии изучаемого материала или его изображения.

Основную цель занятия «В край суровый, в край родной…» можно сформулировать так: сформировать представление о представителе животного мира Якутии – северном олене, его особенностях, обычаях и традициях, связанных с этим животным.

Выбранная тема и форма организации позволяет обеспечить интеграцию познавательно-речевого и социально-личностного направления, с учётом регионального компонента.
Занятие включает 5 этапов, органично связанных между собой. Каждый из этих этапов начинается с проблемной ситуации. Что позволяет обеспечить высокий уровень познавательной активности детей на протяжении всего занятия. Так на первом этапе детям предложено самим догадаться о том, куда мы сегодня отправимся. Второй этап позволяет детям самим сделать вывод о том, какое животное нам повстречалось. С помощью вопросов поискового характера дети практически самостоятельно могут рассказать о новом для них животном.

Третий этап включает подачу новых знаний, это сделано с помощью видеофильма и рассказа педагога.

Четвёртый этап проводится в форме упражнения на развитие внимания и восприятия «Найди недостающую деталь». Детям предложены варианты задания различной сложности, что позволяет обеспечить дифференцированный подход. В этот этап включена и продуктивная деятельность (аппликация).

На заключительном этапе детям в свободной форме даётся возможность рассказать о том, что нового они узнали на занятии, что им больше всего понравилось.

В целом, материал, использованный на занятии, выбранные методы и приёмы, соответствуют возрастным особенностям детей.

Использование здоровье сберегающих технологий, элемента психогимнастики «Доброе животное», имитационного упражнения «Рога», смена детьми динамических поз позволяет сделать занятие достаточно мобильным и подвижным.

А использование презентации даёт возможность педагогу представить материал в интересной и доступной для детей форме и зародить искорку интереса к нашей малой родине и её обитателям.

Цели: сформировать представление о представителе животного мира Якутии – северном олене, его особенностях, обычаях и традициях, связанных с этим животным.

Программное содержание:

  • Воспитывать интерес к животному миру родного края, традициям и обычаям коренных народов.
  • Формировать у детей представления о северном олене. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать  объекты живой природы, выделять существенные признаки. Расширять словарный запас.
  • Развивать речь. Вызвать интерес к северному оленю; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Материал: презентация с изображением природы Якутии, северного оленя; звуковая запись сердцебиения; видео бегущих оленей; рога, накрытые белой тканью, и шкура северного оленя; следы северного оленя из пенопласта; ягель; трафарет северного оленя с недостающей деталью; клей, салфетки.

Методы: элементарная поисковая деятельность, проблемные ситуации, вопросы поискового характера.

Приёмы: погружение в развивающую среду, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадки, голосовая и эмоциональная модуляция.

Здоровьесберегающие технологии: элементы психогимнастики «Доброе животное», имитационные упражнения «Рога».

Аппаратное обеспечение: мультимедийный проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)
– Вы любите путешествовать? (Да)
– Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда именно вы догадаетесь сами. Посмотрите на экран. (Слайд 1)

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Люблю тебя, Якутия моя!
Отчизна, занесенная снегами.
Ветра твоих долин,
В весеннем небе солнце,
Словно пламя!
Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна –
В другом – снега и вьюга.

– Ну что, вы догадались, куда мы с вами отправимся? (В Якутию, в лес) (Слайд 2)
– Правильно, мы живём с вами в богатой республике – Якутии – большой, красивой, огромной, богатой лесами и разными животными. И мы с вами оправимся в путешествие по родному краю, в лес, где нас ждёт много интересного. А чтобы путешествие доставило нам радость, и мы не заблудились, нам нужно быть очень дружными и внимательными. Для этого давайте возьмём друг друга за руки и крепко прижмём ладошку к ладошке:

Дай мне руку, мой дружок,
Мы пойдём гулять в лесок.
Дружно зашагаем,
Многое узнаем.

– А теперь повторяйте вместе со мной.

(Дети, взявшись за руки, повторяют вместе с воспитателем)

– Ой, ребята, посмотрите, что мы с вами нашли? (Следы)
– Давайте подойдём поближе, рассмотрим их внимательно. А на что они похожи? (Ответы детей).
– А какие они, узкие или широкие? (Широкие)
– Как вы думаете, чьи они могут быть? (Ответы детей)
– А на следы коровы они похожи? (Ответы детей)
– А если это следы коровы, то они чьи? (Коровьи)
– А как вы думаете, может ли корова ходить зимой в лесу? (Нет)
– А может быть это следы козлёнка? (Нет)
– А почему? (Козлёнок маленький, и след у него маленький, а этот след большой).
– Правильно. Козлёнок маленький и след у него называется копытце. А этот след большой, широкий и называется копыто.
– Как называется этот след? (Копыто)
– Подумайте, для чего этому животному нужны такие большие, широкие копыта? (Ответы детей. А ты, Маша, как думаешь?... А ты, Саша?...)
– А я вам подскажу. Такие большие, широкие копыта необходимы, чтобы удобно было передвигаться по поверхности тундры, по глубокому снегу. И чтобы добывать себе пищу из-под снега.
– Так для чего нужны такие большие, широкие копыта? (Передвигаться по снегу, добывать пищу). – Молодцы!
– А вот и то, чем питается это животное – это ягель. Подойдите поближе, посмотрите внимательно, потрогайте, какой ягель на ощупь? (Колючий, сухой, мягкий). Я согласна с вами!
– А может быть, вы встречали, видели такой ягель в лесу? (Ответы детей)
– Зимой в наших краях нет другой пищи, поэтому эти животные питаются этим растением – ягелем.
– Ещё раз внимательно посмотрите на ягель и подумайте, если это животное ест ягель, то оно какое, хищное или травоядное? (Травоядное) Правильно!
– Так как называется это растение? (Ягель)
– Ну, что же, пойдём дальше.
– Посмотрите, что мы нашли? Что это? (Шерсть, мех, шкура животного)
– Подходите поближе, присаживайтесь, потрогайте руками, погладьте, какая она? (Мягкая, серая, густая, тёплая)
– А если мы из такой шерсти сошьём одежду, она будет тёплой? (Да)
– А что мы можем сшить из такого меха? (Шапку, шубу)
– Какие они будут? (Тёплые)
– А когда мы носим такую одежду? (Зимой)
– Правильно! С такой одеждой нам не страшны никакие морозы, и думаю, животному с такой густой шерстью не страшны никакие морозы!
– Так какая эта шерсть? (Мягкая, серая, густая, тёплая)
– Ух-ты! А что это за сугроб здесь рядом? Ну-ка, посмотрим! Что это? (Рога)
– Правильно! Точно рога!
– Рога какие? (Ветвистые, большие)
– Давайте покажем какие они большие. Вот такие!
– А на что рога похожи? (На деревья)
– И вправду похожи! А как у нас деревья на ветру качаются? Вот так! Молодцы!
– Покажем, какие у нас ветвистые рога! Вот! У меня самые красивые рога! И у вас самые красивые рога!
– Ребята, как вы думаете, для чего нужны рога этому животному? (Чтобы защищаться от врагов)
– Маша, для чего нужны рога? Саша, для чего нужны рога? (Чтобы защищаться о врагов)
– Прогулялись мы с вами по лесу, нашли следы копыта, ягель, шкуру, рога. Вы, наверное, уже догадались, что это за животное? (Ответы детей)
– А мы сейчас проверим! Рассаживайтесь поудобнее, внимание на экран!

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Носится весь день,
Кто это? (Олень) (Cлайд 3)

– Правильно,  мы видим красавца – зверя с огромными красивыми рогами. Это северный олень. (Слайд 4). Смотрите, какие у него рога – чтобы защищаться от врагов, какая густая шерсть – с такой шерстью не страшны морозы,  какие копыта – ими он легко передвигается по глубокому снегу и добывает себе пищу.
– Как называется это животное? (Северный олень)

(Слайд 5) Видео, стадо бегущих оленей и оленя, запряжённого в сани.

– Издавна для коренных народов Севера олень даёт человеку пищу, одежду, служит транспортом, даже жилища делают из шкуры оленя. Поэтому люди относятся к северному оленю бережно, нежно, как к самому лучшему другу.
(Слайд 6). – А как вы думаете, какое это животное, злое или доброе? (Доброе)
– Я тоже так думаю, это Доброе Животное, я слышу, как бьётся его сердце.
– Хотите почувствовать это? (Да)
– А чтобы и вы почувствовали его, мы должны взяться за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». (Звуковая запись сердцебиения.)
Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д.
– Все услышали? (Да)
– А теперь послушайте каждый своё сердце! Молодцы!
– А в подарок наш северный олень оставил нам оленят. Посмотрите внимательно, мне кажется, чего-то не хватает у них!?
– Что не хватает у твоего оленя, Маша? (Рогов)
– А у твоего, Саша? (Рогов и копыт)
– Нужно найти недостающие детали  и приклеить их.
– Молодцы! Очень красивые оленята у вас получились! Можете забрать их на память о нашем путешествии!
– Я сегодня узнала много нового о вас. Вы умные, хорошие, дружные ребята! Порадовали меня!
– А что узнали вы? Что вы видели? Что больше всего понравилось? (Ответы детей).
– А теперь давайте попрощаемся с северным оленем и отправимся домой!