Употребление имен существительных краеведческого характера в речи

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
  • формировать умение определять в речи имена существительные;
  • дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи;
  • знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных.
  • Развивающие: cпособствовать развитию умения употреблять имена существительные в речи.
  • Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к своему северному краю, своей малой Родине.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Я рада новой с вами встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Умные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Вступительное слово учителя
– Сегодня на уроке, ребята, мы пойдём  в гости. Жителей города Москва называют москвичи, жителей Архангельска – архангелогородцы, жителей Емецка – емчане, жителей Двинского – двинчане, а жителей города Речь – части речи.
– К какой части речи мы отправимся, вы сейчас, наверное, быстро догадаетесь, если прочтёте эти строчки: (Слайд 1)

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

– К какой части речи относятся эти строки?
3. Постановка темы урока

– Да, действительно, мы сегодня идем в гости к  имени существительному. Вспомним, что мы уже знаем об имени существительном, а имя существительное поможет нам узнать много интересного о родном крае.
– Это новая для вас тема или вы уже что-то о ней знаете?
– Как вы полагаете, вы уже всё знаете об имени существительном? Через несколько уроков я снова задам вам этот же вопрос, а вы либо подтвердите свой ответ, либо опровергнете его.

4. Обобщение знаний об имени существительном

Работа со слайдами (по ходу ответов детей слайды открываются):

– Что такое имя существительное?
– Что обозначает имя существительное?
– На какие вопросы отвечает? (Слайд 2)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? или что?

5. Чистописание

– Почему эти буквы предложены для каллиграфического написания? ( м, о, р, о, п)
– В каких двух буквах есть похожие элементы?  (п, р)
– Какая из них лишняя? Почему? ( о, она гласная)
– Что вы знаете о других буквах? Напишите их по образцу.

Списывая, не спеши,
Букву к буковке пиши,
Я минуток через пять
Посмотрю в твою тетрадь.

– Какое слово можно составить из этих букв? Запишите это слово красиво.(п о м о р) (Слайд 3)
– Кто такие поморы? (Ответы детей)
– А вот какое определение дано нам в словаре справочнике для младших школьников, жителей Архангельской области.

Помор – это житель поморья. (Слайд 4)

– А мы с вами поморы? (ответы детей)
– Подберите, пожалуйста, синоним к слову помор, запишите его (северянин).
– Объясните значение этого слова (ответы детей).
– Давайте опять обратимся к словарю справочнику для младших школьников, жителей Архангельской области.

Северянин – уроженец или житель севера. (Слайд 5)

– Закончите и запишите предложение, используя слова для справок. (Слайд 6)

На берегу Белого моря живут … .

Слова для справок: поморцы, поморы, поморяне.

(Заслушиваем ответы  детей)

6. Работа по теме  урока

а) Словарный диктант

– Запишите слова, опираясь на  картинку. (Слайды 7-14)

Петух, заяц, сорока, медведь, ворона, морж, тюлень, нерпа.

– К какой части речи относятся все записанные вами слова?
– Все ли слова вы записали, все ли вам известны? 
– Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами краеведческого характера.

б) Знакомство с новыми словарными словами

(Слайды 15-22)

Тюлень – это                       Нерпа – это                          Морж – это
морское                                 морское                                 морское северное
ластоногое                            ластоногое                            ластоногое
млекопитающее                    млекопитающее                   крупное млекопитающее
без ушных раковин.             без ушных раковин,              с длинными клыками,

–  В словаре о тюлене написано так: «Морское ластоногое млекопитающее не имеет ушных раковин».  Что можно написать в словаре о нерпе? о морже?

Определение слов нерпа, морж  составляется с опорой на определение путём последовательного соотнесения признаков. Определение учитель записывает на доске рядом построчно.

– Запишите эти слова, в тетрадь, запомните их написание и значение.
– Какие слова мы называем многозначными?
– Как вы считаете, какое из этих трёх новых слов является многозначным? Попробуйте объяснить его значение.

 В словаре о тюлене написано так: «Неуклюжий, неповоротливый человек». 

Прочитай. (Текст на слайде 23)

В Арктике живут нерпы. Нерпы – это ластоногие животные. Они ловко и быстро плавают. На суше нерпы неуклюжи. У нерп под кожей толстый слой жира. Он не даёт нерпе замёрзнуть в холодных северных морях. На нерп охотятся зверобои.

Устно ответьте на вопросы.

  • Где живут нерпы?
  • Как нерпы плавают?
  • Как нерпы передвигаются по суше?
  • Почему нерпы не замерзают в холодных северных морях?
  • Кто охотится на нерп?

 7. Физминутка(Слайд 24)

Я помор, зимогор,
Поднимаюсь на угор.
Я мороза не боюсь,
Белым снегом разотрусь.
А потом с горки ух
И за парту сразу плюх. (Медиапроектор выключаем)

8. Работа по теме  урока

в) Работа в парах

Объясни значение слов (соедини карточки), составьте предложение, используя все три слова, запишите его.

(Заслушиваем ответы  детей)

Болото   –              небольшая ручная корзина из лубка или прутьев.
Морошка –            болотное травянистое растение со съедобными рыжевато-жёлтыми душистыми ягодами.
Лукошко –             топкое место со стоячей водой

Удилище –            река, которая вытекает из озера Лача и впадает в Онежский залив Белого моря.
Лещ  –                    часть удочки, длинная гибкая палка, к которой прикреплена леска.
Онега  –                 пресноводная рыба семейства карповых с плоским телом.

Грибовница –        город расположен на левом берегу реки Ваги при впадении в неё реки Ведь. Образован в 1780 году.
Вельск       –           грибной суп.
Подберёзовик –     съедобный трубчатый гриб с коричневой шляпкой.

Северная Двина –  водоплавающая птица с короткими ногами и густым опереньем.
Ледоход –                могучая и полноводная река, которая начинается от слияния рек Сухона и Юг и впадает в Двинской залив Белого моря.
Чайка –                    движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек.

Белая ночь –            полоса земли вдоль морского берега.
Белое море –            ночь на севере, когда сумерки не переходят в темноту.
Побережье –            море Северного Ледовитого океана, которое глубоко впадает в сушу. На севере его еще называют Гандвик.

г) Работа у доски.

Распределите и запиши слова в два столбика:

Кто?                             Что?

(Слова даны на карточках)

Грибник, корзина, помор, моряк, кузов, рыбак, невод, валенки, нерпа, ледоход.

(Один человек у доски, остальные записывают в тетрадь)

д) Игра «Крестики-нолики»

На доске игровое поле в виде таблицы.
Класс разделить на команды по колонкам. Одна команда – «Крестики», другая – «Нолики». Команды по очереди выбирают игровое поле и отвечают на предложенный вопрос. Если ответ верен, ставят знак своей команды, если неверен – команды противников. Выигрывает та команда, которая выстроит по вертикали, горизонтали или по диагонали знаки своей команды.

Используя корень -помор- составьте слово с указанным значением: жительница поморья. Составь словосочетание, правильно употребляя предлог: рассказал (о ком?) (нерпа) Составь слово из  записанных букв. Прочитай название ягоды.

е  р  к  и  ч  н  а

Как называют любителя рыбной ловли? Крупное ластоногое морское животное с длинными клыками и усатой мордой. Как называют человека, который служит во флоте?
Назови слово, в котором все согласные твёрдые.

Моряк, рыбак, северянин, охотник.

Прочитайте ряд слов. На какое правило написаны слова? Придумайте  два слова на это же правило.

Морж, короб, кузов …

Составь словосочетания, раскрывая скобки.

Изба (помор, поморка)

е) Игра «Рыбалка»

Класс отправляется на рыбалку, садиться в лодку (встаёт на скамеечку) и исполняет песню Кота Леопольда «Я весь день сижу…», имитируя руками движение весёл. Затем учитель дает им карточки со словами – названиями рыб. Задача детей «наловить» как можно больше рыбы, обитающей в нашем регионе. Остальные слова  выбрасывают за борт лодки.
Навага, окунь, палтус, треска, щука, мойва, горбуша, сельдь, сорога, сёмга, форель, акула, скат, осётр, сазан, судак, налим, стерлядь.

9. Итог  урока

– Что такое имя существительное?
– На какие вопросы отвечает имя существительное?
– Как изменяется имя существительное?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

10. Рефлексия

– Оцените себя, свою работу на уроке. (У каждого карточки с именем, дети должны прикрепить свою карточку на доску напротив оценок «5», «4», или «3»). Докажи свою оценку (Спросить у нескольких детей).
– И в конце урока я бы хотела, чтобы вы продолжили предложения:

  • Мне понравилось …
  • Я даже и не думал …
  • Я сегодня узнал…

– Большое спасибо всем за урок!

11. Домашнее задание

– Придумайте словесный портрет имени существительного,  нарисуйте его костюм.