Цели урока:
- дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
- раскрыть роль обособленных членов в предложении;
- формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;
- развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.
ХОД УРОКА
1. Целеполагание
– Знакома ли вам тема урока?
– Какое место занимает она в разделе
«синтаксис»?
– Сложная ли это тема?
2. Новая тема (СЛАЙДЫ 1, 2).
– Что означает слово «Обособление»?
Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они
живут обособленно. В русском языке обособить
– выделить по смыслу. (из «Толкового
словаря» С. И. Ожегова).
Однокоренные слова: особа, особенный,
обособленный.
Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ
3. Продолжение новой темы, теория (СЛАЙДЫ 3-8).
– Впервые термин «обособление» начал
использоваться в русском языке в 1914 году, и был
введен лингвистом А. Пешковским.
Были выделены следующие признаки существования
обособления в предложении:
- Наличие слов, зависящих от обособления.
- Инверсивный порядок слов.
- Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.
Обособления выполняют следующие функции:
- Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
- Насыщает предложение экспрессивным характером.
– Какие же нам знакомы виды обособлений? Вспомним, разберем примеры и запишем их.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.
Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.
От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).
Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).
Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.
Члены предложения, выступающие в функции приложения.
Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.
4. Закрепление темы (СЛАЙД 9)
– Объясните, какие члены предложения нужно
обособить в данных предложениях.
Муж ее рабочий завода был на все руки мастер.
Жасминовый куст пестревший белыми цветами
виднелся издалека. Запершись в своей комнате он
горько плакал. Настроение экипажа сверх
обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог
различить кроме еле виднеющегося огонька вдали.
Он выехал из дома надеясь что погода не
испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал.
А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса
на поляне росли грибы.
5. Творческое задание (СЛАЙД 10).
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.
6. Итоги урока
– Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?
6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания).