Индивидуальное занятие на постановку и автоматизацию звука [с]

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизация звука [с].

Задачи:

развивающие:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие пространственной ориентации;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие фонематического слуха;

коррекционные:

  • уточнение артикуляции звука [с];
  • автоматизация звука [с] в изолированном виде, слогах, словах, фразах и связной речи;

воспитывающие:

  • воспитание нравственных качеств, взаимопомощи.

Оборудование: игрушка Лисы, бусинки с картинками на звук [с], шнурки, картинки с наложенными изображениями, макет автобусов.

План:

  1. орг. момент;
  2. уточнение правильной артикуляции звука [с];
  3. автоматизация звука [с] в слогах;
  4. автоматизация звука [с] в слова, развитие мелкой моторики;
  5. массаж для глаз;
  6. развитие зрительного восприятия;
  7. развитие пространственного представления; согласование числительных с существительными;
  8. задание на логическое мышление;
  9. составление предложений с заданной картинкой;
  10. итог.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня в гости к нам пришла Лиса – рыжая краса. Что-то она печальная. Давайте спросим, что у неё случилось? (Лиса шепчет на ухо).

Логопед: Ребята, не умеет Лиса произносить звук [с]. Поможем ей?

II.

Логопед: Ребята, когда произносим звук [С], губы что делают? (Растягиваются в улыбку.)

Язык вверху или внизу? (Внизу.)

Струйка воздуха где? (Посередине языка.)

Логопед: Лиса повторяй за нами и делай так:

Язык широкий – ниже.
Кончик к нижним зубкам – ближе:
Посередине языка – струйка воздуха слышна.
Улыбнись и посвисти,
Звук [с-с-с] произнеси!

Дети: Произносят с-с-с.

Логопед: Лиса заулыбалась ей, очень понравился звук с-с-с, она говорит вам «Спасибо».

Логопед: Ой, куда это она убежала? На радостях, наверное, что научилась звук [с] произносить.

III.

Логопед: Давайте позовём Лису. Повторяйте за мной:

  • СА – СЫ
  • СА – СО
  • СА – СЫ – СО
  • СЫ – СУ – СО
  • АС – ОС – УС
  • ОС – УС – ЫС

Логопед: А теперь, я говорю первый слог, а вы добавляете слог СА

  • ЛИ – СА
  • КО – СА

А теперь, добавляйте слог СЫ

  • ВЕ – СЫ
  • О – СЫ

Добавляйте слог СУ

  • НЕ – СУ
  • ПА – СУ

И ещё раз позовём хором: ЛИ – СА

IV.

Прибежала Лиса и принесла нам бусинки, а на них картинки. А мы думали, что спряталась от нас Лиса.

Логопед: Давайте Лисе соберём из бусинок красивые бусы. Выбирайте только те бусинки, где в картинках слышится звук [С]. Проговаривайте картинку, и голосом выделяйте звук [С], а бусинку нанизывайте на шнурок.

Картинки: Ананас, кактус; снеговик, сумка, бусы, носок.

Логопед: Какие красивые бусы у вас получились, подарите их Лисе.

V.

Логопед: Лиса за бусы дарит вам картинки. Она так старалась рисовать, что и сама не поймёт, что там нарисовала. Давайте разберём, что нарисовала Лиса. А для этого нужно глазки укрепить, сделать массаж.

Массаж «Озорные Мишки»

Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки нарисуем поскорей.
1, 2, 3 – скажу 4, 5, и 6, и 7.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!

VI. «Наложенные изображения»

Назвать картинки, как, одним словом можно назвать эти предметы?

На 1-й картинке: самокат, автобус, сани (транспорт).

На 2-й картинке: космонавт, сабля, коляска (игрушки)

VII.

Лиса хочет со своими друзьями поехать на автобусе в лес. Посмотрите, одни автобусы едут вправо, а другие влево. Давайте посчитаем, сколько автобусов едет вправо, а, сколько влево. Считать будем так, один автобус, два автобуса… (один ребёнок считает автобусы, которые едут влево, второй – вправо).

А как вы думаете, на каких автобусах Лиса со своими друзьями поедет в лес? Те, что едут вправо, или влево? (Вправо, потому, что видны двери, а те, что влево – двери не видны и сесть в автобус нельзя).

VIII.

Дети сажают зверей в автобус, и придумывают предложения про животных. Предложение начинается так: «Свинья едет в лес на автобусе… собирать жёлуди».

Картинки животных: лиса, свинья, сова, собака.

Помашем рукой Лисе и её друзьям.

IX. Итог.

Логопед: Лиса дарит вам свою фотографию, но фотография не простая – это силуэт Лисы, который вы сможете раскрасить, как вам захочется. А ещё она приготовила вам сладости.

Логопед: Вам сегодня понравилось на занятии? Что понравилось больше всего?