Цель: автоматизация звука [с].
Задачи:
развивающие:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие пространственной ориентации;
- развитие мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха;
коррекционные:
- уточнение артикуляции звука [с];
- автоматизация звука [с] в изолированном виде, слогах, словах, фразах и связной речи;
воспитывающие:
- воспитание нравственных качеств, взаимопомощи.
Оборудование: игрушка Лисы, бусинки с картинками на звук [с], шнурки, картинки с наложенными изображениями, макет автобусов.
План:
- орг. момент;
- уточнение правильной артикуляции звука [с];
- автоматизация звука [с] в слогах;
- автоматизация звука [с] в слова, развитие мелкой моторики;
- массаж для глаз;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие пространственного представления; согласование числительных с существительными;
- задание на логическое мышление;
- составление предложений с заданной картинкой;
- итог.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Сегодня в гости к нам пришла Лиса – рыжая краса. Что-то она печальная. Давайте спросим, что у неё случилось? (Лиса шепчет на ухо).
Логопед: Ребята, не умеет Лиса произносить звук [с]. Поможем ей?
II.
Логопед: Ребята, когда произносим звук [С], губы что делают? (Растягиваются в улыбку.)
Язык вверху или внизу? (Внизу.)
Струйка воздуха где? (Посередине языка.)
Логопед: Лиса повторяй за нами и делай так:
Язык широкий – ниже.
Кончик к нижним зубкам – ближе:
Посередине языка – струйка воздуха слышна.
Улыбнись и посвисти,
Звук [с-с-с] произнеси!
Дети: Произносят с-с-с.
Логопед: Лиса заулыбалась ей, очень понравился звук с-с-с, она говорит вам «Спасибо».
Логопед: Ой, куда это она убежала? На радостях, наверное, что научилась звук [с] произносить.
III.
Логопед: Давайте позовём Лису. Повторяйте за мной:
- СА – СЫ
- СА – СО
- СА – СЫ – СО
- СЫ – СУ – СО
- АС – ОС – УС
- ОС – УС – ЫС
Логопед: А теперь, я говорю первый слог, а вы добавляете слог СА
- ЛИ – СА
- КО – СА
А теперь, добавляйте слог СЫ
- ВЕ – СЫ
- О – СЫ
Добавляйте слог СУ
- НЕ – СУ
- ПА – СУ
И ещё раз позовём хором: ЛИ – СА
IV.
Прибежала Лиса и принесла нам бусинки, а на них картинки. А мы думали, что спряталась от нас Лиса.
Логопед: Давайте Лисе соберём из бусинок красивые бусы. Выбирайте только те бусинки, где в картинках слышится звук [С]. Проговаривайте картинку, и голосом выделяйте звук [С], а бусинку нанизывайте на шнурок.
Картинки: Ананас, кактус; снеговик, сумка, бусы, носок.
Логопед: Какие красивые бусы у вас получились, подарите их Лисе.
V.
Логопед: Лиса за бусы дарит вам картинки. Она так старалась рисовать, что и сама не поймёт, что там нарисовала. Давайте разберём, что нарисовала Лиса. А для этого нужно глазки укрепить, сделать массаж.
Массаж «Озорные Мишки»
Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки нарисуем поскорей.
1, 2, 3 – скажу 4, 5, и 6, и 7.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
VI. «Наложенные изображения»
Назвать картинки, как, одним словом можно назвать эти предметы?
На 1-й картинке: самокат, автобус, сани (транспорт).
На 2-й картинке: космонавт, сабля, коляска (игрушки)
VII.
Лиса хочет со своими друзьями поехать на автобусе в лес. Посмотрите, одни автобусы едут вправо, а другие влево. Давайте посчитаем, сколько автобусов едет вправо, а, сколько влево. Считать будем так, один автобус, два автобуса… (один ребёнок считает автобусы, которые едут влево, второй – вправо).
А как вы думаете, на каких автобусах Лиса со своими друзьями поедет в лес? Те, что едут вправо, или влево? (Вправо, потому, что видны двери, а те, что влево – двери не видны и сесть в автобус нельзя).
VIII.
Дети сажают зверей в автобус, и придумывают предложения про животных. Предложение начинается так: «Свинья едет в лес на автобусе… собирать жёлуди».
Картинки животных: лиса, свинья, сова, собака.
Помашем рукой Лисе и её друзьям.
IX. Итог.
Логопед: Лиса дарит вам свою фотографию, но фотография не простая – это силуэт Лисы, который вы сможете раскрасить, как вам захочется. А ещё она приготовила вам сладости.
Логопед: Вам сегодня понравилось на занятии? Что понравилось больше всего?