Занятие по математическому развитию "Поможем сказочной принцессе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развивать логическое мышление, внимание, навыки самоконтроля.

Задачи:

  • Закрепить представление о времени, о днях недели, их последовательность.
  • Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру; учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы.
  • Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.
  • Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры; группировать предметы по форме, величине, месту расположения.
  • Учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов.

Оборудование и материалы: Кукла Принцесса, геометрические фигуры (плоскостные), стилизованные “Дверной замок и 6 ключей”, башни, построенные из строительного набора, песочные часы.

Ход занятия

1. Освободите принцессу.

Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве жил – был король, у которого была красавица дочь. Однажды небо потемнело, из – за туч вылетел Змей Горыныч, подхватил принцессу и понес в свой замок. Хотите помочь освободить принцессу? Тогда в путь. В замке девять башен. У каждой кроме одной, числа записаны по определенному правилу. Принцесса находится в башне, где это правило нарушено. В какой башне находится принцесса? (Приложение 1). Догадайтесь, по какому правилу записаны числа. Дети находят башню, объясняют: во всех записях числа увеличиваются на единицу, а под зеленой башней числа уменьшаются на единицу.

Воспитатель: Какая это башня по счету, если двигаться от розовой башни направо, считая ее первой? (Пятая.) Если двигаться от розовой башни прямо вверх? (Шестая.) Чтобы освободить принцессу, нужно пройти через все башни, стоящие на пути. Ключи от них вы получите, если ответите на все вопросы. Чтобы добраться до принцессы, в какую сторону от розовой башни нужно идти? (Направо.) Почему?

Дети: Если пойти так, то нужная нам башня – пятая по счету, а если прямо вверх – шестая. Пять меньше, чем шесть, на единицу; значит, удобнее идти слева направо.

2. Интеллектуальная разминка.

Воспитатель: Итак, перед вами башня и первое задание. Вам нужно быстро ответить на следующие вопросы: Сколько дней в неделе? Назовите первый день недели, следующий за ним день? Как называется следующий за вторником день недели? Какой он по счету? Как называется день недели между четвергом и субботой, между субботой и воскресеньем? Сколько месяцев в году? Назовите, какие времена года вы знаете? Назовите осенние месяцы? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите первый весенний месяц, следующий за ним месяц? Июнь, июль, август – это какие месяцы? Молодцы! Хорошо отвечали, вот вам первый ключ. Вперед ко второй башне.

3. Разноцветные фигуры.

Воспитатель: Посмотрите на эти фигуры (Приложение 2), их нужно разделить на группы по разным признакам. Чем отличаются фигуры друг от друга?

Дети: Цветом, формой, величиной.

Воспитатель: На сколько групп можно разделить фигуры?

Дети: На две группы: пять красных фигур, пять зеленых.

Воспитатель: На сколько групп по форме можно разделить фигуры?

Дети: На три группы: три квадрата, пять кругов, два треугольника.

Воспитатель: Как еще можно разделить фигуры по форме?

Дети: По наличию углов. На две группы: пять фигур без углов – это – круги – и пять фигур с углами – это квадраты и треугольники.

Воспитатель: По какому признаку мы еще не делили фигуры?

Дети: По размеру.

Воспитатель: На сколько групп разделите фигуры по размеру?

Дети: На две группы: восемь маленьких фигур и две большие фигуры.

Воспитатель: Молодцы, все правильно, вот и второй ключ. В путь, друзья.

4. Веселые соседи.

Воспитатель: Посмотрите перед вами целая улица с домами (Приложение 3). Рассмотрите ее и ответьте на вопросы. Кто живет в этих домах? У каждого сказочного героя свой дом. А если бы сказочные герои захотели жить вместе, на какие группы вы могли бы разделить их? Сколько домов понадобилось бы?

Дети: Два дома: для добрых сказочных героев и злых сказочных героев.

Воспитатель: Какие сказочные герои здесь добрые, а какие злые? А теперь ответьте: кто соседи у Золушки? Чей сосед Карабас – Барабас? Кто соседи у Бабы Яги? Кто живет слева от Буратино? Кто живет справа от Буратино? Кто живет справа от Мачехи? Внимательно рассмотрите номера домов. Какие числа – соседи числа 2? Какое число идет до 4? А после 4? Какое число сосед 8 справа? После какого числа называют число 6? Какое число меньше, чем 6 на 1? Какое число пропущено между числами 3 и 5? Хорошо, все правильно. Вот вам третий ключ.

Ребята, посмотрите. Перед вами широкая река. Чтобы попасть в следующую башню, нужно переплыть реку. Я предлагаю вам встать со своих мест, немножко размяться и показать, как вы умеете плавать. (Дети имитируют движения пловцов.) Вот мы и на берегу. Перед нами новая башня и новое задание.

5. Математические загадки.

Воспитатель: Отгадайте быстро и правильно загадки.

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, –
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? (Треугольник)

Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но сожми ее, дружок,
И получится (Кружок)

Я – похож на яйцо,
И как просто буква О.
Я почти как круг – малец,
Я – такой, как огурец. (Овал)

Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И все же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны и две покороче. (Прямоугольник)

Воспитатель: Все загадки разгадали, молодцы – ребята! Вот вам четвертый ключ. Быстрее в путь. Впереди у нас новое задание.

6 .Четвертый лишний.

Воспитатель: Рассмотрите фигуры (Приложение 4), подумайте и скажите какая из них может быть лишней и почему? По какому признаку вы выбрали лишнюю фигуру?

Дети: По цвету, по форме, величине и месту расположения.

Воспитатель: Молодцы! Вот вам пятый ключ. Теперь у вас все пять ключей.

7. Подбери ключ к замку.

Воспитатель: Итак, у вас пять ключей, но к замку подходит только один. Определите, какой ключ?

Дети называют номер нужного ключа, проверяют, подходит ли он к замку.

Воспитатель: Дверь башни открыта, принцесса свободна. Она очень рада и благодарит вас. Наше занятие закончено, всем большое спасибо. Все вы были дружными, внимательными друг другу во время нашего путешествия (Приложение 5).

Список используемой литературы.

  1. Т. И. Ерофеева “Математика для дошкольников” – М., Просвещение – 1992.
  2. З. А. Михайлова “Игровые задачи для дошкольников” – С-Пб, Акцидент – 1996.