Цель урока: Формирование знаний оказания первой доврачебной помощи при ранениях, травмах, кровотечениях.
Задачи урока.
Образовательные.
1. Дать понятие кровотечения, раны, травмы.
2. Рассмотреть способы оказания первой доврачебной помощи при различных видах кровотечений.
3. Научить накладывать повязки на руку (крестообразную, спиралевидную), голову (крестообразную, чепец).
Развивающая. Развивать практические навыки оказания первой доврачебной помощи.
Воспитательная. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
Методы:
– словесный, наглядный, практический, проблемный, демонстрационный;
– методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (ситуация успеха,
упражнение)
– контроля и самоконтроля учебной деятельности (устный, письменный,
взаимоконтроль)
Тип урока: урок формирования новых знаний
Пособия и оборудование: учебник ОБЖ (А.Т. Смирнов), учебно-методическое пособие “Оказание экстренной медицинской помощи в ЧС” Кемерово, 2001 г, компьютер, проектор, УФ (Оказание помощи при кровотечении), перевязочный материал (бинты), жгут для остановки кровотечения, фотоаппарат, индивидуальные карточки (точечная остановка кровотечения)
Межпредметные связи: биология, химия.
Литература для преподавателя: ОБЖ (А.Т. Смирнов), Учебно-методическое пособие “Оказание экстренной медицинской помощи в ЧС” Кемерово, 2001 г., Г.С.Ястребов “Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф”, учебник для средних учебных заведений “Медико-санитарная подготовка учащихся”, стр. 30.
Литература для студента : ОБЖ (А.Т. Смирнов),
1. Организационный момент.
Проверка готовности
(Проверяют наличие тетради, ручки, бинтов.)
Отметка отсутствующих в журнале
2. Актуализация знаний.
Решение ситуационной задачи.
Во время распиливания бревен у мужчины рука попала под циркулярную пилу. У пострадавшего в нижней трети предплечья глубокая зияющая рана, из которой пульсирующей струей изливается кровь алого цвета. [1]
Вопросы:
1. Выбрать правильный вариант ответа.
2. Определить какое кровотечение у пострадавшего и какова последовательность в оказании первой доврачебной помощи.
3. Взять необходимое оснащение и продемонстрировать оказание первой доврачебной помощи.
(3, 4 обучающихся дают ответы на поставленные вопросы, один демонстрирует оказание первой помощи у доски.)
Возникает противоречие в результате столкновения различных мнений обучающихся.
3. Объяснение нового материала.
Необходимость срочно оказать помощь своим близким, а нередко и совершенно незнакомым людям возникает при катастрофах, несчастных случаях, внезапных заболеваниях, болезненных состояниях. Как правильно поступить в этих ситуациях?
Как быстро и реально помочь попавшему в беду человеку и при этом не причинить ему дополнительную травму своими неумелыми действиями? Как обработать рану, наложить повязку, остановить кровотечение. Ответы на эти вопросы вы получите на этом занятии.
Задача первой доврачебной помощи состоит в том, чтобы путем проведения простейших мероприятий спасти жизнь пострадавшему, уменьшить его страдания, предупредить развитие возможных осложнений, облегчить тяжесть течения травмы или заболевания.
Первая доврачебная помощь может быть оказана самим пострадавшим (самопомощь), его товарищем (взаимопомощь). Мероприятиями первой доврачебной помощи являются: временная остановка кровотечения, наложение стерильной повязки на раневую поверхность. Давайте запишем, что такое рана.
Раной называется повреждение, характеризующееся нарушением целостности кожных покровов, слизистых оболочек, а иногда и глубоко лежащих тканей и сопровождающееся болью, кровотечением и зиянием. Раны могут быть: огнестрельные (слепые, сквозные, касательные), резаные, колотые, рубленные, ушибленные, рваные, размозженные, укушенные. Раны могут быть поверхностные, проникающие. Всякая рана представляет собой угрозу для жизни пораженного – она является потенциальным источником заражения различными микробами, а кроме того может сопровождаться сильным кровотечением.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Под кровотечением понимается выхождение крови из поврежденных кровеносных сосудов. Оно может быть первичным, если возникает сразу же после повреждения сосудов, и вторичным. Если появляется спустя некоторое время. В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное (внутреннее) кровотечения.
Начертите таблицу.
Вид кровотечения | Характеристика | Способы остановки |
Артериальное | ||
Венозное | ||
Капиллярное | ||
Паренхиматозное (внутреннее) | ||
смешанное |
Сейчас мы просмотрим УФ “Оказание помощи при кровотечении” (Приложение 1. Видеофильм можно получить у автора статьи.)
Вы должны будете заполнить таблицу, которую мы начертили.
4. Закрепление нового материала.
Проверяем, как заполнили таблицу.
(3, 4 обучающихся отвечают, остальные дополняют, исправляют.)
У вас на парте лежат карточки с изображением точечной остановки кровотечения, подпишите эти точки. (Рисунок 1)
Взаимопроверка
Два человека отвечают у доски (один задает точку пальцевого прижатия, второй показывает).
А сейчас вернемся к началу урока и еще раз, теперь уже без ошибок продемонстрируем остановку кровотечения. (Наложение закрутки.)
5. Практическая работа. Работа в парах.
Сегодня научимся накладывать повязки на голову (крестообразную, чепец) и на руку (спиралевидную, крестообразную)
Учитель демонстрирует наложение повязок. (Рисунок 2)
Выполнение практической работы. (Учитель фотографирует.)
6. Подведение итогов.
Выполнение теса в программе Ассистент (Приложение 3)
Чему сегодня научились на уроке?
Какие способы наложения повязок запомнили?
Что особенно вызвало интерес?
Просмотр фотографий (Приложение 2)
Выставление оценок
Комментирование оценок
7. Задание на дом.
ОБЖ А.Т.Смирнов, стр.119-124
Выучить формулировки, повторить способы остановки кровотечений, виды кровотечений.
Материал для самостоятельного изучения стр.124–127:
– первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях связок и вывихах;
– первая доврачебная помощь при переломах.
Литература.
- Фефилова, Л. К. Оказание экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях [Текст] учебно-методическое пособие / Л. К.Фефилова, – Кемерово Кемеровский государственный профессиональный колледж, 2001. – 136 с.