Нормализация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением зрения

Разделы: Работа с родителями


С развитием ребенка изменяется его эмоционально-волевая сфера. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Возрастает способность осознавать и контролировать свои эмоции. Однако сама по себе эмоционально-волевая сфера ребенка, особенно у ребенка с нарушением зрения,  качественно не развивается – ее необходимо развивать.

Л.И. Плаксина (1998) выделяет отклонения в эмоционально-волевой сфере детей с косоглазием и амблиопией. 

При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций  для дошкольников с нарушениями зрения достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Дети обращают внимание в основном на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам), даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях.

Детей с пониженным зрением отличают некоторые особенности поведения, вызванные раздражительностью, замкнутостью, негативизмом и другими отрицательными чертами характера. И как закономерность, своеобразие психики ребенка с нарушением зрения отражаются неудачами в игре и в общении со сверстниками, трудностями в учебе. Так, слабовидящие дети, быстро утомляются, проявляется отвлекаемость в работе, где необходимо участие зрения. Важно научить ребенка  выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение.

Учитывая все эти особенности детей с патологиями зрения, в старшей коррекционной группе №5 МБДОУ Детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида ЕМР был предложен родителям информационно-практико-ориентированный проект «Удивительный мир эмоций».

Цель проекта: нормализация эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения в старшей группе.

Задачи проекта:

  • знакомство с эмоциями (радость, горе, злость, обида, страх и т.д.);
  • развитие самоконтроля за эмоциональными проявлениями, приятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования;
  • развитие чувства эмпатии, способности понимать эмоциональное состояние другого человека, передавать его настроение мимикой и пантомимикой;
  • овладение некоторыми приемами регулирования эмоционального состояния.
  • развитие зрительного восприятия,  внимания,  мышления, памяти, творчества и  фантазии, моторики, речи,  глазодвигательных функций.

Обсудив проблему, родители решили участвовать в проекте, помогать детям подготовить сообщение, доклад об эмоциях. А также оказать помощь при организации соответствующей предметно-развивающей среды: приобретение необходимых наглядных материалов, изготовление многофункционального пособия «Экран «Калейдоскоп эмоций».

Совместная работа  детей, родителей, педагогов над проектом длилась 2 месяца. В ходе проектной деятельности было пройдено 5 этапов.

1-й этап: постановка проблемы.

Во время беседы на тему: «Путешествие в мир эмоций» перед детьми была поставлена проблема: «Почему люди испытывают разные чувства? Как можно их определить? Как помочь себе и другим  справиться с эмоциональными переживаниями, эмоциями грусти, уныния, обиды, злости, страха и т.д.?

2-й этап: обсуждение проблемы,  принятие задач.

В ходе обсуждения  пришли к единому мнению:   нужно изучить эмоции и чувства, выяснить причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных персонажей, мнение и рассказы близких людей (родителей, бабушек и дедушек). Решили попросить родителей помочь при подготовке к выступлению в группе.

3-й этап: работа над проектом

В  рамках проекта было проведено учебное исследование, состоящее из трех этапов:

На первом этапе в ходе тренировочных занятий «Эмоции», «Радость, грусть», «Обида», «Злость, гнев», «Страх» дети были ознакомлены с методикой проведения учебных исследований. Обучение проходило по подгруппам по 7-8 человек.

На втором этапе  старшие дошкольники занялись самостоятельными учебными  исследованиями  в группе, получая при этом консультацию, помощь, если в ней нуждаются.   Воспитанники индивидуально или парами составляли описательные или творческие рассказы: «Какие чувства испытывают дети?», «Расскажи о своих схожих ситуациях»,  используя при этом картинки. Применяя наглядное пособие «Наши чувства и эмоции»,  дети  продолжали знакомить друг друга с эмоциональным миром людей (эмоциями, ощущениями), учились    составлять историю,  исходя из картинки, а также рассказывать о своих схожих ситуациях.

Например,  художник нарисовал мальчика, упустившего рыбку, а дети должны объяснить, почему ему обидно, что выражает его лицо, его жесты.  Общаясь между собой и с воспитателем, дети начинали лучше понимать, что такое радость, скука, удивление или страх и что вызывает эти чувства,  начинали осознавать себя частью мира людей. В результате целенаправленной и систематической работы педагогов дети начинали понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. Постепенно формировалось понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учились замечать общность настроения природы и человека. Дошкольники начинали различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.  Придумывали интересные  рассказы о чувствах и эмоциях, связанных с   куклами-оберегами.

На третьем этапе дошкольники выбирали тему исследования (пиктограмму с эмоциями).  Проводили дома  исследования с родителями, то есть готовили сообщение, доклад о выбранной эмоции (как выглядит  данная эмоция: мимика (положение губ, бровей, глаз), жесты; выясняли причины, которые могут вызвать такую эмоцию), проявляли  творчество и фантазию при подборе материалов для демонстрации (картинки, игрушки и т.д.). С удовольствием выступали в детском саду перед сверстниками, отвечали   на  вопросы сверстников.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.

С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Поэтому мы продолжали в увлекательной форме знакомить  дошкольников с основными правилами этикета, воспитывая такие важные качества, как благородство и доброта, щедрость и тактичность, чуткость и доброжелательность, обращая при этом особое внимание на мимику и жесты героев из пособия «Уроки вежливости» И.В. Мирошниченко. Старались помочь  детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться симпатией у окружающих и тут  важно все:  умение здороваться с взрослыми, и опрятный внешний вид,  умение вести себя в гостях, в театре,  выбрать подарок, позвонить другу или подруге и т.д. Чтобы вызвать интерес  к занятиям, использовали потешные песенки и считалочки, вежливые задачки игры, смешные дразнилки и  напоминалочки.  В начале занятия дети отвечали на вопросы профессора Этикета по  иллюстрациям, слушали подсказки госпожи Указки, решали этикетные задачки, играли.

Детям доставляли радость игры с использованием  многофункциональных пособий:  «Куб эмоций» (игра «Определи эмоцию», упражнения «Найди пару», «Изобрази эмоцию»,  «Азбука настроения»);  «Моя первая азбука эмоций» (игры «Продолжи ряд эмоций»,  «Недостающая эмоция»); экран «Калейдоскоп эмоций» (игры «Театр эмоций», «Цветок эмоций», «Цветок настроений»). Ценность этих пособий, изготовленных руками воспитателей и родителей в том, что они   развивают не только эмоции детей, но и   зрительное восприятие, внимание, память, мышление, моторику, речь и  т.д. Игры  с пособием «Притворщик» способствовали лучшему  усвоению понятий «Семья», «Возраст», «Пол», помогали еще глубже знакомиться с миром эмоций человека.

Наши воспитанники в свободное время с удовольствием играли в лото и дидактические игры: лото «Что чувствуют Коля и Оля?», «Волшебная      поляна», «Веселые человечки», «Определи настроение», «Антонимы».

Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. При подготовке и постановке театров, мы продолжали обращать  внимание детей на выражение разных эмоциональных состояний мимикой, движениями, голосом. Во время репетиций работали над дикцией и жестами.

Детям особенно понравились этюды на выражение эмоций:   «Котенок, который хотел порадовать свою маму»,  «Еж и Лягушка», «Медвежонок, который делал все кое-как», «Баба-Яга» (этюд на выражение гнева), «Лисичка подслушивает» (этюд на выражение интереса), «Соленый чай» (этюд на выражение отвращения), «Новая девочка» (этюд на выражение презрения), «Про Таню» (горе — радость);  игры «Я радуюсь, когда…»,  «На полянке»,  «Прогони злость»,  «Угадай эмоцию»,  «Подарок другу»,  «Испорченный телевизор», упражнение «Зеркало», и т.д.

Важно научить детей управлять своими эмоциями. Поэтому мы уделяли много внимания играм на развитие эмоционально-волевой сферы. Дляразвития воли организовывали подвижные, ролевые и дидактические игры с правилами. Подчинение правилам  вырабатывает у детей выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества.

С целью формирования чувства сплоченности у участников игры, развития  навыков совместной деятельности,  согласованности движений рук, ног, туловища, координированности, ритмичности, ловкости, точности движений, внимания,  личностных качеств ребенка (целеустремленности, воли к победе, ответственности перед партнером)  использовали многофункциональный игровой модуль «Ленту-гусеницу». С помощью волшебной «Ленты-гусеницы» организовали игры:   «Шагаем дружно», «Тяни-толкай», «Не урони мяч», «Удержи ленту», «Паровозик», «Карусель», «Волшебные дорожки»  и т.д.

А также были организованы следующие игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы детей:

  • «Виноградная гроздь», «Клубочек» (цель: сплочение детей группы);
  • «Цветочек и солнышко» (цель: расслабление и стабилизация эмоционального состояния);
  • «Нехочуха» (цель: выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение);
  • «Упрямые барашки» (цель: направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение);
  • «Волшебный мешочек» (снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии»);
  • «Тух-тиби-дух» (снятие негативных настроений и восстановление сил);
  • «Ласковые лапки» (снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия);
  • «Доброе животное» (снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива);
  • «Коврик злости» (снятие негативных эмоциональных состояний).

Продолжали учить детей позитивным приемам общения со сверстниками. Способствовали формированию понятия о том, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость близким и друзьям: изготовить и преподнести подарок в день рожденья, поздравить. В нашей группе доброй традицией стала  хороводная игра «Каравай»; поздравление и пожелания в кругу;   вручение подарка,  изготовленного  своими руками на день рожденье. В день Святого Валентина ребята передают сердечко по кругу со словами «я тебя люблю!»; устраивают танцы  под музыку или песню музыкальной игрушки, которую приносят в группу; отмечают  радостные события, которые происходят дома и в детском саду. В течение всего дня мы стараемся создать максимально комфортную, безопасную обстановку. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. В ходе реализации проекта «Удивительный мир эмоций» мы старались  способствовать развитию в детях уверенности в себе, которая обеспечивается благодаря успехам ребенка в разных видах деятельности.

Старшие дошкольники с удовольствием рисовали  «Автопортрет», используя при этом зеркало. Темы: «Мой папа – самый, самый…», «Портрет мамы», «Моя семья» также вызвали интерес  и желание нарисовать своих близких, порадовать их. Во время рисования мы включали музыку. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому мы используем специальные записи, подобранные психологом, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.

Дети с особым старанием готовили подарки папам на 23-февраля, мамам  к 8-марта. Результатами были довольны и дети и родители: папы были рады самолетикам, а мамы были в восторге от выращенных детьми цветов.

Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и в семье является непременным условием эмоционально-волевого развития ребенка. Поэтому наши родители всегда в курсе всех событий, которые происходят  в группе через индивидуальные беседы, уголки для родителей, выставки детских работ  и т.д., постановку общих спектаклей, совместные детско-родительские проекты. Любой проект в конце презентуется, в том числе и на презентацию проекта «Удивительный мир эмоций» были приглашены папы и мамы, бабушки и дедушки.

4-й этап: презентация продуктов деятельности

Были организованы:

  • Выставки рисунков: «Автопортрет»; «Моя семья»; «Мой папа самый-самый…» к 23 февраля; «Портрет мамы» к 8-марта.
  •  Вручение папам  «самолетиков» на 23- февраля.
  • Вручение цветов,  выращенных своими руками мамам и бабушкам на утреннике, посвященном к 8-марта.
  • Спортивный семейный праздник.
  • Совместный с родителями праздник «Удивительный мир эмоций».

5-й этап: Постановка новой проблемы

Далее был придуман новый совместный с родителями проект под названием  «Перелетные птицы», так как перед детьми возникла новая проблема: Чем порадуем скворцов? И, конечно же, в ходе реализации нового проекта  мы будем постоянно развивать  и эмоционально-волевую сферу дошкольников.

Результат:

  1. Исследование межличностных взаимоотношений в детском коллективе, проведенное психологом, свидетельствует о высоком уровне благополучия в группе.
  2.  К концу учебного года  старшие дошкольники  научились   выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение.
  3. Сплочение коллектива детей и родителей, педагогов.

Литература:

1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004. – 144 с. (Психологическая служба).
2. Я –Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 168 с.
3. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568. (1) с.: ил.- (Психологический практикум).
4. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007. -256с.       
5. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – С.П. «Стройлеспечать», 1996.
6. Коррекционная работа  в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие/ Л.А. Дружинина – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 159 с. (серия «Коррекционная педагогика»)
7. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст. /под ред. А.Г. Московкиной. – М.: Классикс Стиль, 2003. – 320 с.
8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида  под редакцией Л.И. Плаксиной, М. «ГороД», 1999. 
9. Данилова Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160с.