Цель урока сформировать у учащихся представление о физиологических механизмах формирования эмоций, значение эмоций в жизни людей.
Задачи:
- показать,как пантомимика связана с настроением и состоянием человека;
- развивать способность оценивать настроение и состояние человека по внешним проявлениям;
- продолжить формирование умений работать с научной информацией, рисунками, таблицами, иллюстрациями, анализировать репродукции, музыкальные фрагменты, работать в парах, готовить сообщения на заданную тему.
Оборудование: рисунки, таблицы с изображением различных эмоций, компьютер, медиа проектор.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: семинар (с использованием ИКТ).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Актуализация имеющихся у учащихся навыков определения настроения людей по выражению лица.
Основная часть
Формирование представлений учащихся о позах и
жестах, как выразительных средствах, несущих
важную информацию.
В начале урока учащиеся слышат шум в коридоре,
имитирующий ссору между учащимися, переходящую в
драку (прослушивается отрывок звукозаписи
аналогичного содержания). Важно, чтобы дети
никого не видели, но хорошо слышали
отрицательный эмоциональный диалог, который
сопровождается звуками опрокидывающейся мебели
и бьющегося стекла.
Рефлексия
Обсуждение ситуации вместе с учащимися по вопросам:
– Что вы слышали? (Ответ: ссору).
– Как вы поняли, что люди ссорятся? (Громкие
голоса, раздражённый тон, грубые слова).
– Выражением чего были услышанные звуки? (Отрицательные
эмоции).
Подготовка к осознанному восприятию нового материала
Вступительное слово учителя.
Огромная роль в жизнедеятельности человека и высших животных принадлежит эмоциям. Для того чтобы осознать это, нужно просто представить себе мир без эмоций. Предположите, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд и опасений. Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, – это чистый продукт, созерцающий личности.
Изучение нового материала. Теоретический блок
– Что такое эмоции? Фронтальная работа с определениями понятия «эмоции».
Эмоции – (от латинского слова, что значит, потрясаю, волную) временные, преходящие переживания, возникающие в ответ на какое-либо воздействие или как реакция на определённые обстоятельства.
Эмоции даны нам природой, и даже если мы не осознаём своих эмоций, мы их испытываем. Ч. Дарвин в работе «О выражении ощущений у человека и животных» предположил, что эмоции необходимы для выживания. Например, страх помогает избежать опасности, гнев и агрессия готовят к схватке, борьбе за пищу, место под солнцем. Простые, низшие эмоции направлены на поддержание жизни организма, обеспечении продолжения рода. Они являются сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Человеку элементарные эмоции свойственны с раннего детства. В течение первого года жизни ребёнку свойственны лишь простые эмоции: плач, смех, в дальнейшем его эмоции начинают приобретать определённую взаимосвязь с нормами социального поведения.
Высшие эмоции и чувства возникают при наличии определённого интеллекта человека, они осуществляют не саморегуляцию организма, а саморегуляцию личности человека, влияя на взаимодействие эмоции личности с обществом.
Эмоции – субъективные состояния человеческого организма, поддающиеся объективному нейрофизиологическому анализу (общий курс физиологии человека и животных).
В рассказе «Недолгое счастье Френсиса Макомбера» Xемингуэй изобразил ту эмоцию, которую всем нам когда-то доводилось испытать, – страх. Всем нам знакомы физиологические изменения, которые сопровождают страх и другие сильные эмоции – запекшиеся губы, колотящееся сердце, дрожащие ноги. Большинство этих физиологических изменений опосредуются нашим мозгом, и может быть измерено и зафиксировано. Более умеренные эмоции – признательность, симпатия, раздражение – редко сопровождаются столь заметными изменениями, но в организме все-таки что-то происходит. Каждый раз, когда мы что-либо делаем, думаем, чувствуем или вспоминаем, в мозгу и во всей нервной системе происходят физиологические изменения. От нейрона к нейрону передаются импульсы, начинается выделение одних нейромедиаторов, прекращается выделение других.
Хотя мы в состоянии обсуждать эмоции быть абсолютно уверены в том, что понимаем друг друга, когда описываем, например, страх, ученые до сих пор не смогли выработать достаточно четкого определения эмоции – такого, которое не содержало бы субъективных понятий и не сводилось к перечислению признаков. Американский психолог Уильям Джеймс создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями, – описывал огромную роль эмоций в жизни человека сопоставляя одиночество с отчуждением и эмоциональной депривацией внешней среды – (состоянием человека в эмоциональном вакууме). Работы Джеймса, проведенные в конце XIX века, вместе с учением Зигмунда Фрейда и некоторыми другими теориями, относящимися к XX веку, послужили фундаментом для современных исследований мозга и эмоций.
Круг Папеса (рисунок 1).
Теория Кэннона-Барда подчеркивала роль
таламуса как «центра» эмоций. Благодаря работам
анатома Джеймса У. Папеса (1937) и его продолжателей
мы сегодня знаем, что эмоции – это не функция
специфических «центров» мозга, а результат
активности сложной сети – «круга папеса» (рис 11).
Структуры, объединенные в круг Папеса,
составляют большую часть того, что сегодня
называют лимбической системой.
Папес называл свою схему «потоком эмоций». Он
также говорил о «потоке движения», который
передает ощущения (т. e. сенсорные сигналы) через
таламус к полосатому телу, и о «потоке мысли»,
который передает ощущения через таламус к
главным отделам коры мозга. Папес утверждал, что
при объединении этих потоков «сенсорные
возбуждения… получают свою эмоциональную
окраску». Вклад Папеса даже сегодня составляет
основу того, что ученые знают о нейроанатомии
эмоций.
Виды эмоций. Авторитетный
американский исследователь Керол Изард выделил
десять фундаментальных эмоций. Радость,
интерес-волнение, удивление, гнев,
горе-страдание, отвращение, презрение, страх,
стыд, вина. (Рисунок 2)
В ходе обсуждения определений учащиеся приходят
к выводам:
- Эмоции – это субъективные состояния.
- Проявление эмоций ярко выражено.
- Эмоции влияют на физиологическое состояние организма.
Комментарии учителя. Представления об эмоциях пришли в физиологию из психологии. Мы в состоянии обсуждать эмоции, и можем быть уверены в том, что понимаем друг друга, когда описываем, например, страх. Однако учёные до сих пор не смогли дать достаточно чёткого определения эмоций, которое не содержало бы субъективных понятий и не сводилось бы к перечислению признаков, на сегодняшний день не существует.
ХАРАКТЕРИСТИКАЭМОЦИЙ
Вид эмоций |
Причины возникновения |
Влияние на человека |
Радость | Хорошее известие, созерцание чего-то красивого, удачно выполненное задание, получение подарка и т.д. | Вызывает душевный подъём, ощущение уверенности, готовность справиться с любыми трудностями. |
Интерес – двигатель прогресса | Познание всего нового, хороший отзыв о книге, которую не читал, фильме, событии. | Оживление, увлечённость, исследование, поиск, стремление учиться. |
Горе – страдание | Утрата близких, каких либо способностей, разрыв отношений с товарищем, боль. | Ощущение бессилия, отчуждение от других людей, одиночество, плохое самочувствие, растерянность. |
Страх | Угроза жизни, здоровья своей и своих близких, темнота, фильмы ужасов, контрольная работа, экзамены | Ощущение неуверенности незащищенности, парализует волю, весь организм, замедляет мышление, лишает человека сил. |
Гнев | Столкновение с препятствием на пути к достижению личных целей, несправедливость, жестокость. | Повышенный всплеск энергии, готовность к нападению или защите. |
5. Закрепление изученного материала. Практический блок
Мимическое выражение эмоций.
Работа со схематическими изображениями
проявления эмоций.
Вариант 1. Учитель по очереди демонстрирует круги, на которых изображены лица людей с выражением радости, отвращения, удивления, печали, гнева, страха.
Вариант 2. Учитель раздаёт учащимся заранее заготовленные круги белой бумаги, изображающие человеческие лица, и предлагает изобразить на них различные эмоции. (Рисунок 3)
Выполнение практической работы «Как узнать эмоцию?»
Цель работы: научиться создавать условия для распознавания эмоций, развивать способность распознавания эмоций у другого человека, расширить свой словарь эмоций.
Упражнение №1. «Угадай эмоцию»
Цель упражнения: научиться воспроизводить
признаки, характерные для определённой эмоции не
вербально и развивать способность распознавания
эмоций.
Учащиеся по очереди вытаскивают карточки, на
которых написано название эмоции, объясняют с
помощью жестов, мимики интонации содержание
карточки. Все учащиеся, которые наблюдают за
презентацией эмоции, отмечают в тетради своё
предположение, какая эмоция могла быть
представлена, а после обсуждения правильного
ответа отмечают точность своей оценки. Затем
учащиеся работают с карточками, на которых
написано не только название эмоции, но и способ
её демонстрации (например: радость – способ её
демонстрации выражение лица, отвращение –
способ его демонстрации: интонация, удивление –
способ его демонстрации: жесты.) Остальные
учащиеся должны догадаться, какая эмоция
изображается. Результаты фиксируются
наблюдателями.
Упражнение №2. «Мой эмоциональный опыт»
Цель упражнения: научиться анализировать эмоции, которые уже были когда-то пережиты учащимися.
Может быть организовано как соревнование между
двумя командами или же, как обще групповой
«мозговой штурм». Команды или вся группа на листе
ватмана записывают по очереди слова,
обозначающие разные эмоции. По ходу всей работы в
этот список можно вносить новые слова – это
своеобразный словарь, отражающий эмоциональный
опыт группы. Затем проводится обсуждение по
вопросам.
Какое из названных чувств тебе нравится больше
других? Какое, наоборот, самое неприятное
чувство? Какое из названных чувств тебе знакомо
лучше (хуже) всего? Как изменяли ваше настроение,
деятельность, пережитые эмоции?
Упражнение №3. «Расскажи о себе»
Цель упражнения: научиться анализировать эмоции, выявить эмоции, которые позитивно влияют на самочувствие и деятельность человека.
Работа может выполняться в малых группах. Ведущий, который выбирается членами группы, предлагает рассказать о значимых для ребят событиях с позиции того, что вызвало удивление, интерес, радость и отразилось позитивно на деятельности. Процедура идёт по кругу и может включать оценку (в баллах), которую выставляет группа учащемуся за само презентацию.
Сделайте вывод, какие эмоции вам труднее воспроизвести в данный момент, а какие легче, с чем это может быть связано, на сколько хорошо вы распознаёте эмоции, по каким признакам вам проще понять состояние другого человека, по каким сложнее.
Каждому человеку хочется завоевать симпатии друзей. Это естественно. Это под силу лишь человеку oткрытому, дружелюбному, способному к сопереживанию, к пониманию другого человека. Эти качества в психологии обозначают термином «эмпатия».
Обладаете ли вы такими качествами? Не стоит ли вам скорректировать свою позицию, своё поведение? Определить свои качества вам поможет методика, которую успешно использует казанский психолог И.М. Юсупов для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Развитая эмпатия – ключевой фактор успеха во всех видах деятельности, которые требуют «вчуствования» в мир партнера по общению, и прежде всего это нужно в обучении и воспитании.
Домашнее задание
1. Запишите в тетрадь свои рассуждения к высказываниям:
- И. Кант «Страдание – побуждение к действию».
- Ф. Рузвельт «Нет ничего страшнее страха».
2. Найдите и выпишите из художественных произведений описания людей, испытывающих разные эмоции.