Проблема поиска методических путей активизации познавательной деятельности учащихся является на сегодняшний день особенно актуальной. Предлагаю рассмотреть применение методов активизации познавательной деятельности на примере урока, проведенного мною в 8-м классе по теме: «Объяснение агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений»
Актуализация опорных знаний. Большое место в активизации познавательной деятельности отводится побуждению у учеников интереса к учению. Одним из методов эмоционального стимулирования является метод использования различных игровых форм организации познавательной деятельности. Игра может являться оболочкой целого урока или элементом урока.
В представленном мною уроке, на этапе повторения и актуализации знаний ученики выполняют тест. На уроке используется метод взаимопроверки, в ходе которой ученики обмениваются тетрадями с соседом по парте и осуществляют сравнение решенных заданий с представленными в презентации образцами. Взаимная проверка помогает организовать взаимодействие учащихся и всегда вызывает у них высокий интерес. Результаты заносятся в оценочный лист.
Обобщение изученного материала. На этапе закрепления, систематизации полученных знаний групповая работа, как правило, позволяет практически всем учащимся справиться с решением заданий и осуществить проверку решения всех членов группы. У ребят, даже слабоуспевающих, появляются успехи в изучении материала, так как в результате взаимопомощи восполняются пробелы их знаний, развивается интерес к предмету. Как и на предыдущем этапе урока, учитель только создает условия для активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, формируется познавательная активность ученика, развиваются его творческие и мыслительные способности.
Каждый учитель хочет найти сильные и яркие мотивы, развивающие интерес к предмету, вызывающие стремление самостоятельно, осознанно осваивать материал, заставляющие включаться в творческую деятельность каждого ученика. Сочетание педагогических технологий с новыми информационными технологиями облегчает понимание и запоминание материала, способствует повышению концентрации внимания учащихся, формирует положительное отношение к учебной деятельности и тем самым повышает активизацию познавательной деятельности учащихся.
На примере одного урока, конечно, невозможно описать все подходы, применяемые для активизации познавательной деятельности. Стараюсь, чтобы и на моих уроках используемые методы отличались многообразием, но при этом соответствовали целям урока, особенностям содержания и возможностям учащихся.
Виды деятельности на зачетном уроке
1 этап. Выявление (обнаружение) теоретических
элементов знаний (дидактических единиц ) в
реальной демонстрации (ситуации).
2 этап. Физический марафон «Назови тепловые
явления»
3 этап. Задание по графикам зависимости физ.
величин от времени, от других параметров.
4 этап. Заполнение обобщающих таблиц. В таблицу
продуктивно помещать формульную информацию об
изучаемых объектах и или процессах.
5.этап. Решение уровневых качественных и
расчетных задач по теме «Тепловые явления».
6 этап. Решение задач, дидактические игры.
“Человек стремится каким-то адекватным
способом создать в себе простую и ясную картину
мира.
Высшим долгом физиков является поиск общих
элементарных законов, из которых …можно
получить картину мира”.
А.Эйншейн.
Тип урока: повторение, обобщение и систематизация материала.
Цели урока:
- повторить и обобщить знания по теме (основные понятия, формулы, законы);
- осуществить интеграцию предметов физика, математика, природоведение;
- активизировать применение знаний на практике.
Задачи урока:
- Образовательные – систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях; формирование умений определять и анализировать тепловые явления, отработать навыки применения формул при решении задач.
- Развивающие – стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора; развитие памяти, внимательности, логического мышления, сообразительности, приемов умственной деятельности, развитие творческой самостоятельности, развитие способности учащихся анализировать ситуации, связанные с охраной окружающей среды;
- Воспитательные – воспитание любви к природе, развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного обобщения, уверенности в собственных силах.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентации, спиртовка, бумажная кастрюля, личный лист контроля.
Основные этапы урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Постановка цели урока – 2 мин.
3. Актуализация знаний – 4 мин:
а) «Назови тепловые
явления»;
б) Тест 1.
4. Повторение темы – 6 мин.
а) выявление
теоретических элементов знаний в реальной
демонстрации.
б) Бумажная
кастрюля
в) Тест 2.
5. Систематизация знаний – 16 мин.
а) работа с графиком;
б) запиши расчетную
формулу;
в) решение задач;
г) представление
разработанных проектов «Мой дом».
6. Описание тепловых процессов с графической
точки зрения – 6 мин.
7. Подведение итогов урока – 3 мин.
8. Информация о домашнем задании, инструкция о его
выполнении – 2 мин.
9. Рефлексия знаний – 3 мин.
10. Оценки за урок – 2 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте ребята! Очень рада видеть вас на уроке.
(Проверка готовности класса к уроку. Запись в рабочую тетрадь даты и темы урока). Учащиеся делают записи в зачетных листах по теме «Объяснение агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений» – лист контроля (Приложение 1)
– Этот урок продолжает наше увлекательное путешествие по стране «Тепловые явления. Агрегатное состояние вещества». (Презентация. Слайд 1)
2. Целеполагание
– Что общего и в чем различие пейзажа нашего
села? (Слайд 2)
– Какова тема нашего урока? («Объяснение
агрегатных состояний вещества на основе
молекулярно-кинетических представлений» –
запись на доске.)
– Какая цель стоит перед нами? (Объяснить
агрегатные состояния вещества на основе
молекулярно-кинетических представлений)
– Значима ли она? (Версии учащихся)
3. Актуализация знаний
Повторение темы «Тепловые явления»
1 этап. Физический марафон (Слайд 3)
а) Назови тепловые явления (Приложение 2)
2 этап. Выявление (обнаружение) теоретических элементов знаний (дидактических единиц) в реальной ситуации. (Слайд 4)
б) Тест 1 по теме: «Внутренняя энергия. Виды теплообмена: теплопроводность, конвекция, излучение»
1. Конвекцией называют вид теплообмена, при котором энергия…
1) передается от нагретого тела с помощью лучей.
2) от нагретого конца тела к холодному без переноса вещества.
3) переносится самими частицами вещества.
2. При обогревании комнаты радиатором центрального отопления энергия от батареи распределяется по всей комнате
1) только за счет явления теплопроводности;
2) только путем конвекции
3) теплопроводностью тепло передается холодному воздуху у ее поверхности, затем конвекцией распределяется по всей комнате
3. Ложка, помещенная в стакан с горячей водой, нагревается. Каким способом происходит теплообмен?
1) Излучение
2) Теплопроводность
3) Конвекция.
4. Какое вещество обладает наибольшей теплопроводностью?
1) Шерсть
2) Железо
3) Бумага.
5. Какое вещество обладает наименьшей теплопроводностью?
1) Серебро
2) Воздух
3) Алюминий.
Проверка (3; 3; 2; 2; 2)
4. Повторение темы «Агрегатные состояния вещества»
3 этап. Выявление (обнаружение) теоретических элементов знаний (дидактических единиц ) в реальной демонстрации
а) 1) Смотрю на термометр: чуть ниже 0°С, но льдом
не покрыта вода, колышется море, песок шевеля,
скажи почему нету льда? (Слайд 5)
2) В окно увидела Татьяна по утру побелевший двор
Куртины, кровлю и забор на стеклах легкие узоры,
деревья в зимнем серебре. (Слайд 6)
3) Почему деревья покрываются серебром, а на
стекле появляются узоры? Почему деревья нашего
школьного двора такие красивые? (Слайд 7)
4) Пейзаж тропического лета рисует стужа на окне.
Назовите и опишите обратный процесс. (плавление)
Нарядней модного паркета сияет речка льдом
одета? (Слайд 8)
5) Давайте помечтаем о лете (Слайд 9)
Жарче день – обильней росы, серебрят ночную тьму.
Осаждаются повсюду, кто ответит –почему ?
Кто ответит – почему? (Процесс конденсации на
горах Алтая).
Рис.1. Кипячение воды |
В руках у меня лист бумаги, если его поджечь, то бумага хорошо горит, а если из такой же бумаги сделать кастрюлю, то можно в такой кастрюле вскипятить (сварить яйцо) воду. Почему? (Вода обеспечивает отвод тепла от бумаги за счет конвекции, поэтому бумага не загорается)
в) Тест 2 (Слайд 10)
1. Переход из твердой фазы в жидкую фазу называется ...
1) плавление
2) отвердевание
3) конденсация
2. Переход из жидкой фазы в газообразную фазу называется ...
1) плавление
2) парообразование
3) конденсация
3. Переход из жидкой фазы в твердую фазу называется ...
1) конденсация
2) кристаллизация
3) сублимация
4. Переход из газообразной фазы в жидкую называется ...
1) десублимация
2) отвердевание
3) конденсация
5. Переход из твердой фазы в газообразную фазу называется ...
1) испарение
2) сублимация
3) нагревание.
Взаимопроверка: 1; 2; 2; 3; 2
5. Систематизация знанийпо теме «Объяснение агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений»
4 этап. Задание по графикам зависимости физ. величин от времени, от других параметров
а) Работа с графиком. Чтение графика нагревания, плавления и кипения вещества.
– Какие расчетные формулы для протекания этих
тепловых процессах вы знаете?
– Назови процесс, объясни расчетную формулу
(Слайд 11) (Если идет процесс нагревания,
плавления, парообразования и обратных …, то
жидкости требуется сообщить некоторое
количество теплоты, а если пар превращается в
жидкость, то количество теплоты выделяется Q…)
Температура при которой вещество плавится,
называется температурой плавления.
tпл = tкр (для льда и воды она равна 0o С) Еводы > Ельда (Слайд 12)
Температура при которой вещество кипит, называется температурой кипения
tкип = tконден (для воды она равна 100o С) Евод.пара > Еводы..
Конденсация – переход вещества из газообразного состояния в жидкое. (Слайды 13, 14)
5 этап. Заполнение обобщающих таблиц. В таблицу продуктивно помещать формульную информацию об изучаемых объектах и или процессах.
б) запиши расчетную формулу
– Давайте обобщим знания по тепловым явлениям в следующей таблице. (Слайд 15)
Обобщающая таблица для всех тепловых процессов (Приложение 3)
в) решение уровневых качественных и расчетных задач по теме «Агрегатные состояния вещества» (Приложение 4)
г) Представление разработанных проектов «Мой дом» (Приложение 5, Приложение 6)
Проект «Мой дом» (учитывается применение темы «Тепловые явления»
- Представление учащегося …
- Я живу в с. Андреевка …
- Мой дом в котором я сейчас живу, построен …
- Я хотел бы построить для своей семьи такой дом, чтобы …
- Вывод: Я считаю …
6. Анализ и решение задач практического характера.
Учащиеся делают записи в раздаточном зачетном листе «Тепловые явления» (Приложение 7)
6 этап. Задание по графикам зависимости физ. величин от времени, от других параметров
По графику: а) назовите процессы на каждом участке…; б) определите начальную и конечную температуру вещества…; в) назовите расчетную формулу.
7. Подведение итогов урока
– Итак, мы исследовали проявления тепловых
явлений.
– Изменится ли мир, если не будут существовать
агрегатные переходы вещества?
– Какое важное практическое направление имеет
применение темы о тепловых процессах?
Сообщения: «Круговорот воды в природе», «Первые тепловые двигатели» и т.д.
8. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
Чтобы домашнее задание было не однотипным, я
задаю творческие задания:
Например: составление презентации, проекта по
теме: «Тепловые явления» (защита презентации,
рис. и т.д.) §15, §18, § 20, упр 10(2,6)
9. Рефлексия знаний
Решение обобщающих задач, дидактические игры
№1. Желая нагреть воду, мы помещаем сосуд с водой над пламенем, а не сбоку от него, почему? (И поступаем вполне правильно, так как воздух, нагреваемый пламенем, становится более легким, вытесняется со всех сторон кверху и обтекает наш сосуд)
№2. Греет ли шуба?
№3. Почему дым папиросы у одного конца поднимается вверх, у другого опускается вниз? На коробке лежит папироса (см. рис.). Она дымится с обоих концов. Но дым, выходящий через мундштук, опускается вниз, между тем как с другого конца он вьется вверх. Почему? Ведь, казалось бы, с той и с другой стороны выделяется один и тот же дым. (Да, дым один и тот же, но над тлеющим концом папиросы имеется восходящее течение нагретого воздуха, которое и увлекает с собой частицы дыма. Воздух же, проходящий вместе с дымом через мундштук, успевает охладиться и не увлекается уже вверх; а так как частицы дыма сами по себе тяжелее воздуха, то они и опускаются вниз).
№4. Релаксационная пауза
Отгадай загадку (правильный ответ оценивается 1 баллом, учащиеся сами выставляют заработанные балы в лист контроля)
1. “В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять”. (Вода)2. “На воде переполох, с неба сыплется горох,
Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина”. (Град)3. “Меня вода рождает, а я ее” (Лед и вода)
4. “Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес” (Мороз)5. “Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз” (Мороз)6. “Висит, сверкает. Возьмешь в руки, тает” (Сосулька)
7. “Белый, ярким изумрудом на деревьях лежит” (Иней)
10. Оценки за урок (на «5» – 4 чел; на «4» – 3 чел на «3» – 0 чел) (Приложение 8)
Самоанализ и самооценка с учетом набора баллов в личном листе контроля обучающегося и полученных дополнительных баллов за качественный и полный ответ по заданному направлению.
Литература:
1. Е. Ланина «100 игр по физике». Москва,
“Просвещение”, 2006 г..
2. Предметная неделя физики в школе.
Н.П.Наволокова. Пособие для учителей. Ростов на
Дону. «Феникс»2006г.
3. В.И. Лукашик “Сборник задач по физике” 6–7
классе”. Пособие для учащихся. Москва
“Просвещение”, 2010 год.
4. Я.И. Перельман “Знаете ли вы физику?”.
Переиздание – Екатеринбург, “Тезис” 2011 г..
5. «Интегрированные уроки физики» Л.А.Горлова
7-11кл. Москва «Вако» 2010Г.
6. «Тесты по физике» В.А.Волков 7-9кл. Москва «Вако»
2010г.
7. КИМ «Физика-8» Москва «Вако» составитель
Н.И.Зорин. 2011г.