Методическое обоснование темы урока:
– Основное общее образование;
– Курс «История России», Основы православной
культуры, МХК;
– Базовый уровень; 9 класс;
– Заключительный урок по теме «Россия в XX-XXI
веке»;
– Актуальность и значимость данной темы
определяется тем, что история религии и степень
ее влияния на развитие политической и других
сфер жизни является одной из центральных проблем
современного гуманитарного знания.
– Обязательный минимум содержания образования:
Родной край в к.XX– н.XXI века.
Развернутая целевая установка урока:
- Образовательная:
- познакомить учащихся с памятником религиозной культуры – Храмом Св.Димитрия Ростовского г.Сальска;
- раскрыть особенности некоторых религиозных традиций, которые не ограничиваются только церковной сферой и существенно влияют на быт, а также на повседневную жизнь людей;
- яснить значение терминов по теме.
- Воспитательная:
- научить элементарным приёмам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями;
- создать условия для формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями нашей страны.
- Развивающая:
- использовать приобретенные знания для выбора путей своего культурного развития, организации личного и культурного досуга;
- развивать толерантное отношение к миру, что необходимо для адаптации в современном мире;
- развивать память и воображение.
Визуальное сопровождение: Презентация,
иллюстрации: архитектурные сооружения,
культовые и религиозные,
Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные познавательно-творческие карты;
Тип урока: урок-экскурсия;
Время занятия: один урок 45 минут.
Связь с другими предметами: Основы православной культуры, МХК.
Настройка действия презентации: Переход к слайдам по щелчку мыши.
Описание работы: (Приложение 1)
1. Титульный. | Слайд 1 Ночь тиха (автоматически) |
2. Эпиграф. | Слайд 2 |
3. Историческая справка. | Слайды 4-7 |
4. Правила поведения в православном храме. | Слайд 8, гиперссылка на презентацию «Правила поведения в православном храме» |
5. Внешняя символика православного храма. | Слайды 9-12 |
6. Внутренняя символика православного храма. | Слайды 13-20 |
7.Фотоэкскурсия в Храм Св.Димитрия Ростовского г.Сальска. | Слайды 21-31. Колокольный звон (автоматически) |
8. Творческое задание. | Слайды 32-33 |
9. Заключительный. | Слайд 34, музыкальная притча «Богатый и бедный» (по щелчку) |
Урок проводится в мультимедийном кабинете.
Опережающее задание:подготовить сообщения «Правила поведения в православном храме» (презентация); «Историческая справка»; «Внешняя символика православного храма»; «Внутренняя символика православного храма»;
ХОД УРОКА
Национальные особенности сближают
людей,
заинтересовывают людей других национальностей,
а не изымают людей из национального окружения
других народов, не замыкают народы в себе.
Д.С.Лихачев.
1. Вступительное слово учителя
2. Актуализация знаний
3. Постановка проблемы
4. Мотивационная беседа
5. Постановка целей урока
– Здравствуйте. Мы все очень любим путешествовать и знакомиться с различными достопримечательностями, но это не всегда осуществимо. Поэтому, как бы нам ни хотелось, но наша экскурсия по осмотру местной достопримечательности – будет виртуальной. Тема нашего урока сегодня – экскурсия в Храм Св.Димитрия Ростовского.
Зачем современному российскому школьнику нужны знания о религиях?
Современная Россия – невиданный, пожалуй, в
мире образец воссоздания религиозной жизни за
столь короткий период времени. На глазах одного
поколения положение религии изменилось
кардинальным образом. Возродилось и возникло
множество конфессиональных организаций,
образовались религиозные политические партии и
движения, наблюдается интерес к религии прежде
равнодушных к ней людей. Открыто выражать
благосклонное отношение к религии стало хорошим
тоном, в известной
мере даже модой.
Как показывают проведенные в последние годы социологические исследования, к верующим относит себя около 50% населения сегодняшней России. Религиозность сильно «помолодела»: ныне люди от 22 до 50 лет составляют больше половины от числа верующих в Бога. Таким образом, опровергаются еще недавно бытовавшие представления о том, что религиозность – удел пожилых людей. Изменения в традиционные представления о верующих вносят и данные, связанные с образовательным цензом. Ныне более половины верующих имеет среднее и более трети – высшее образование. Религиозной стала часть интеллектуальной и творческой элиты общества.
Владение хотя бы минимумом информации о религиозном наследии человечества поможет школьникам понять явления мировой художественной культуры. Без этого, попав в музей или галерею, они не будут чувствовать себя уверенно, не смогут проникнуть в смысл того, что они видят. Заметим, что слова «культ» и «культура» имеют один корень, и это не случайно: люди научились писать, рисовать, сочинять и исполнять музыку, печатать книги, сооружать красивые здания в значительной степени потому, что хотели выразить свои религиозные чувства. Всё искусство Древней Руси имеет религиозный характер. Не зная основ православия, древнерусское искусство просто невозможно понять и оценить. Религиозные образы пронизывают творчество художников, музыкантов и писателей всех стран и эпох, придают ему глубину, смысл. Сколько произведений искусства создано, например, на библейские сюжеты! И для того, чтобы понять их, необходимо обладать хотя бы элементарными знаниями о содержании Библии.
Пользуясь религиозным вакуумом в головах современных россиян, миссионеры, как свои, так и зарубежные, обрушились на россиян со всей своей кипучей энергией. Излюбленная аудитория миссионеров – молодёжь. Среди «учителей жизни», которые могут встретиться где угодно, есть и шарлатаны, и люди, преследующие корыстные цели, и просто психически неполноценные субъекты. Поэтому молодёжь необходимо специально знакомить с набором элементарных правил так называемой религиозной безопасности. Знания помогут нашим ученикам избежать трудных, а подчас и трагических ситуаций.
6. Изучение новой темы
а) Историческая справка
Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил
Саввич Туптало; 1651-1709) – русский церковный
деятель, епископ Русской Церкви; духовный
писатель, оратор. Родился в Макаровке (40 верст от
Киева) в декабре 1651 года, в семье полкового
сотника. Учился в Киевской академии, но не
закончил её. В 18-летнем возрасте принял
монашеский постриг в киевской
Кирилловской обители. Был игуменом в нескольких
малороссийских монастырях. В 1701 году призван в
Москву по велению Петра. С 1702 года – митрополит
Ростовский и Ярославский (с резиденцией в
Ростове). В Ростове учредил семинарию.
Храм святителя Димитрия Ростовского стал первым
Храмом, возведенным в Сальске за полтора
столетия. Новая веха в православной жизни
сальчан началась в 2006 году, когда было принято
решение о строительстве Храма Святителя
Димитрия Ростовского на улице Крымского.
Место для Святыни было выбрано не случайно.
Раньше в это микрорайоне Сальска стояла церковь.
Датой начала строительства нового Храма стало 7-е
июля 2006 года. Именно в этот день архиепископом
Ростовским и Новочеркасским Пантелеймоном был
отслужен молебен перед началом строительства и
заложен первый камень в основание будущего
Храма. В этом же 2006 году был заложен фундамент. 7
апреля на праздник Благовещения Пресвятой
Богородицы, были начаты работы по кирпичной
кладке.
4 июня 2009 года на Храме Святителя Димитрия
Ростовского были установлены купола и строители
приступили к монтажу кровли.
К празднику Святой Пасхи 4 апреля 2010 года пари
большом стечении жителей города были освящены,
подняты на колокольню Храма и установлены 9
колоколов. Значительный объём работ бьл вьшолнен
в течение летнего периода 2010 года. К Храму
подключили все коммуникации, завершили работы по
внутренней и внешней отделке здания, трапезной,
воскресной школы, установили иконостас, купель
для совершения Таинства Крещения, открыли
церковную библиотеку и лавку, благоустроили
территорию. Храм Святителя Димитрия Ростовского
строился на добровольные пожертвования жителей
г.Сальска и Сальского района. Жители помогали как
финансами, так и строительными материалами.
7 ноября 2010 года архиепископ Пантелеймон прибыл
на Сальскую землю. При большом стечении прихожан
Владыко совершил Великое Освещение нашего Храма.
б) Правила поведения в православном храме
– Человек, который собрался в церковь, должен
уяснить для себя, что собираясь в храм, он идет на
встречу с самим Богом. Это первое и самое главное
условие.
– Одеваться при посещении храма следует чисто и
опрятно. Женщинам приличествует одежда,
соответствующая их полу, то есть платья и юбки, не
слишком открытые или обтягивающие.
– Женщина в храме должна быть с покрытой головой
(1 Кор. 11, 13).
– Громко разговаривать, пользоваться мобильными
телефонами нельзя;
– Чем больше человек продолжает ходить в
церковь, тем меньше остается вопросов, все встает
на свои места…
в) Внешняя символика православного храма
– Храмовые здания имеют свой, веками устоявшийся, архитектурный облик со своей глубокой символикой.
Храм как гора: подъем в гору – освобождение от земной силы тяжести, приближение к царству света;
Храм как человек: Дмитрий Лихачев: «Храм – это своего рода человек. Окна – очи человека, купол – глава на шее, основание храма – его подошва»;
Храм как покров: купол на четырех опорах – это балдахин – коллективный покров над народом. Купол – шлем, участник богослужения – воин Христов;
Храм как небесный корабль: на нем верующие плывут в царствие небесное по бурному житейскому морю;
Храм как образ мира: алтарь – бытие Божие; нефы – ангельский мир; притвор – область земного бытия.
– Разное количество глав обуславливается тем, кому они посвящены.
Одноглавый храм – единство Бога. Совершенство творения;
Трехглавый храм – Пресвятая Троица;
Пятиглавый храм – Иисус Христос и четыре евангелиста;
Семиглавый храм – 7 Таинств Церкви, 7 добродетелей;
Тринадцатиглавый храм – Иисус Христос и 12 апостолов.
– По цвету купола можно определить, кому посвящен храм.
Золото – символизирует Небесную Славу, посвящены Иисусу Христу и двунадесятым праздникам;
Синие со звездами – посвящены Богородице;
Зеленые купола – Пресвятая Троица и русским святым;
г) Внутренняя символика православного храма
Преграда, отделяющая алтарь от центральной
части храма называется иконостас и
состоит из 5 рядов. В нижнем ряду находятся Царские
врата, боковые называются диаконскими. В
нижнем ряду располагаются иконы Спасителя,
Богородицы, храмовая икона, то есть икона того
праздника или святого, в честь которого освящен
храм.
Икону называли «Библия» для
неграмотных. Православная икона создает
впечатление ирреальное. Золотой фон заменяет
трехмерное пространство, перспектива –
обратная, фигуры – бесплотные тени. Главное в
Византийской иконе – привлечь внимание к одной
точке – это глаза святых. Названия икон –
удивительные, например, Богородичные – «Всех
скорбящих радость», «Взыскание погибших»,
«Утоление печалей»; В центре купола – Христос
Пантократор (Вседержитель), на западной части
храма – Страшный суд;
д) Фотоэкскурсия в Храм Св.Димитрия Ростовского г.Сальска
Итак, мы теперь с вами знаем, как нужно приходить в церковь, чтобы не оскорбить чувства верующих, и как нужно ориентироваться во внутренней и внешней символике храма. Теперь, с помощью карточек попробуйте описать, извлечь информацию, совершив виртуальную экскурсию в Храм Св.Димитрия Ростовского.
7. Творческое задание
Внешняя символика православного храма | Внутренняя символика православного храма |
Разное количество глав обуславливается
тем, кому они посвящены. Одноглавый храм – единство Бога. Совершенство творения; Трехглавый храм – Пресвятая Троица; Пятиглавый храм – Иисус Христос и четыре евангелиста; Семиглавый храм – 7 Таинств Церкви, 7 добродетелей; Тринадцатиглавый храм – Иисус Христос и 12 апостолов; По цвету купола можно определить,
кому посвящен храм. |
Преграда, отделяющая алтарь от
центральной части храма называется иконостас
и состоит из 5 рядов. В нижнем ряду находятся Царские врата, боковые называются диаконскими. В нижнем ряду располагаются иконы Спасителя, Богородицы, храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен храм. Икону называли «Библия» для неграмотных. Православная икона создает впечатление ирреальное. Золотой фон заменяет трехмерное пространство, перспектива – обратная, фигуры – бесплотные тени. Главное в Византийской иконе – привлечь внимание к одной точке – это глаза святых. Названия икон – удивительные, например, Богородичные – «Всех скорбящих радость», «Взыскание погибших», «Утоление печалей». В центре купола – Христос Пантократор (Вседержитель), на западной части храма – Страшный суд; |
8. Беседа
– Чему же вы сегодня научились дети? (Ответы
учеников)
– А теперь послушаем еще одно мнение… (Музыкальная
притча, С.Копылова «Богатый и бедный»)
– Так чему же, вы научились? (Ответы учеников)
9. Подведение итогов
Дом. задание – презентации фотоэкскурсий по православным храмам.
Дополнительная литература:
- Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». М., «Дрофа», 2003.
- Кулаков А.Е. «История религий в России: методическое сопровождение». М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
- Рябцев Ю.С. «История русской культуры». М., «РОСМЭН», 2003.