В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Развитие личности школьника идёт на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребёнка в разные виды деятельности. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя!» Что могут означать для нас эти слова? По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.
Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений, формирование целостной картины мира. Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».
В Концепции новых госстандартов образовательные результаты понимаются как достижение общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося. Как научить школьника ориентироваться в очень сложном и постоянно изменяющемся мире – задача стандарта. Совершенно очевидно, что деятельностная парадигма должна стать основой образовательного процесса. Под эту парадигму необходимы такие технологии работы с обучающимися как проектная деятельность, интеллектуальные и творческие соревнования, групповые игровые технологии.
В данном сборнике учителями-предметниками методического объединения естественно-математического цикла представлены разработки внеклассных мероприятий и нестандартных уроков, которые помогают повысить эффективность процесса обучения, формировать положительную мотивацию учения, активную жизненную позицию. Разнообразие форм внеклассных мероприятий (игра, выставка, презентация) и использование такой формы урока как исследование, заставляет ученика выдвигать гипотезы, излагать собственное мнение, искать самостоятельно способы решения поставленных проблем, что поможет ему стать успешным в жизни. Знания не приходят сами по себе. Нужно усердно работать, прилежно учиться. «Надо учиться не стыдясь, а учить не скупясь», – так сказал в далёкие времена известный мыслитель Василий Великий, и только в этом случае можно надеяться на успех.
Практическая значимость сборника состоит в том, что материал, представленный в нём может быть использован руководителями кружков, начинающими учителями для работы на уроках и во внеурочной деятельности.
Сборник методических разработок
Приложения:
- Краткий сценарий интегрированного мероприятия «Сказочная семья» («MagicFamily») (Материалы спрашивайте у автора статьи – прим. ред. )
- Внеклассное мероприятие по информатике «В плену компьютерной сети» (9 класс) (Приложение 1)