Тема: "Конфликт без конфликтов"

Разделы: Социальная педагогика


Цель: определение различных толерантных подходов и способов позитивного разрешения конфликтных ситуаций.

«Ключевая роль в воспитании толерантности, миролюбия и уважения к правам человека принадлежит дому и семье»

По материалам ЮНЕСКО.

Конфликт (от лат. «столкновение») – отношение между двумя взаимозависимыми людьми, при которых один или оба чувствуют гнев в отношении другого и считают, что именно другой виноват.

Конфликты естественны для всех человеческих сообществ. Это условие жизни. Разница в том, что они бывают маленькие (от выяснения отношений между отдельными людьми) и большими (до крупных вооруженных столкновений и разрушительных войн), созидательные (от разрешения и урегулирования сложной ситуации) и разрушительные (до причинения непоправимого вреда).

Очень важно развитие толерантных форм поведения, основанных на отношении к жизни как к высшей человеческой ценности и на воспитании способности и умения конструктивно относиться к конфликту. А развитие полезных навыков решения конфликтов закладывается в семье. Как и все люди, дети способны не только любить и делать других счастливыми, но также разрушать и причинять вред. Важно, что в них заложено.

В процессе перехода от враждебности и конфликта к толерантности и миру самой важной стадией является примирение. Невозможен мир без конфликтов. А разрешение конфликтов невозможно без примирения. При разрешении конфликта устраняется то, что его породило, таким образом, примирение устраняет конфликт, если он разрешен правильно. Поэтому тема встречи «Конфликты без конфликтов» предполагает определение позитивных способов разрешения конфликтов.

Чтобы принять правильное решение, нужно помнить, что причинами межличностного конфликта являются эмоциональные проблемы:

  • Власти (особенно сильна родительская власть!). Если ребенок вдруг не подчиняется, возникает эмоциональное напряжение, переходящее в конфликт.
  • Одобрения. Если нас по каким-то причинам не одобряют, нам это не нравится, возникает эмоциональное напряжение, переходящее в конфликт.
  • Включенности. Если нас игнорируют, мы раздражаемся, возникает эмоциональное напряжение, переходящее в конфликт.
  • Справедливости. Если с нами поступают, по нашему мнению, несправедливо, мы недовольны, возникает эмоциональное напряжение, переходящее в конфликт.
  • Идентичности. Если нарушают нашу автономию («Я  сам!»), мы возмущены, возникает эмоциональное напряжение, переходящее в конфликт.

Это характерно и для наших детей. Но дело в том, что эмоциональные проблемы распознать не так просто. В пылу споров мы о них не упоминаем, потому что не осознаем. Они есть в каждом из нас. В межличностном споре эмоциональные проблемы питают и воспламеняют конфликт.

Конфликт заканчивается, когда совершается жест примирения, т.е. выражается готовность разрешать конфликт взаимоприемлемым путем (это извинения, сожаления, уступки и т.п.) В эффективно разрешенном конфликте в конечном счете происходит обмен жестами примирения, в результате которого ослабляется напряженность.

Основные приемы разрешения конфликта.

  • Доброжелательность.
  • Децентрация – мысленно встать на сторону партнера, чтобы понять, какие события привели его в состояние конфликта (Каково было бы мне в этом состоянии?)
  • Подчеркнуть лучшие качества, которые есть в партнере и которые помогут ему справиться со своим состоянием.
  • Попросить у партнера совета, как вам поступить с ним, как бы он сам решил эту ситуацию.
  • Самый лучший экспресс-способ – юмор, умение свести ситуацию к юмористической форме, чтобы снять присущее конфликту эмоциональное напряжение, и уже потом, в спокойном состоянии, решить проблему.

В конфликте не бывает правых и неправых. В нем виноваты оба. Если вы сами поссорились с ребенком, научитесь, а самое главное, научите ребенка выходить из конфликтных ситуаций достойно.

Возьмите за правило задавать себе вопросы:

– Оба ли извинились и простили друг друга?
– Как себя чувствовали после этого? Признал ли каждый, что обидел другого или нанес ему вред? Было ли что-нибудь сделано, чтобы ликвидировать этот вред? Что каждый мог сделать, чтобы «компенсировать» другому испорченное настроение?
– Что можно сделать вместе сейчас, чтобы узнать друг друга получше и попытаться «быть друзьями»? Почему для семьи лучше «быть друзьями»? Можно ли придумать какие-то общие дела, выполнение которых сулило бы выгоду обоим?

Если в семье конфликтуют дети,  укрепляет то, что сделано вместе. Когда дети- противники сотрудничают, между ними устанавливаются дружеские отношения, связывают их общие интересы.

Думается, что не требует объяснения, что человек, который умеет радоваться, менее склонен к конфликтам и демонстрирует более толерантное поведение.

Проблема конфликтного поведения предполагает два подхода:

  • Ограничения, т.е. запреты, законы, правила поведения;
  • Научить взаимодействовать с окружающими, решать детские конфликты, учить детей решать их.

Важно научить детей противостоять агрессии, не уподобляясь им, не поддаваться на провокации товарищей.

Знать, что в свои проблемы иногда правильно посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно, не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний.

Личным примером можно научить ребенка сочувствию, сопереживанию, терпимости. Жестокость окружающих в большинстве случаев порождают обиду и желание отомстить, только  своевременная защита и поддержка со стороны окружающих уберегут личность ребенка от негативных последствий.

Существует 5 стилей разрешения межличностного конфликта.

Оцените их с позиций двух участников в терминах:  «выигрыш», «проигрыш», «невыигрыш», «непроигрыш».

Сопоставьте с правильными ответами:

Разрешение конфликта силой (выигрыш – проигрыш)
Разрешение конфликта через сотрудничество (выигрыш – выигрыш)
Разрешение конфликта через компромисс (непроигрыш – непроигрыш)
Уход от конфликта (проигрыш – проигрыш)
Войти в положение другой стороны (невыигрыш – невыигрыш).

Результаты исследования поведения обучающихся в 7-4 взводе в конфликтной ситуации следующие:

31% – «жесткий» тип разрешения конфликтов и споров, до последнего стоит на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало стремится выиграть, этот тип человека, который всегда считает себя правым.
75% – «демократический» стиль поведения, всегда стремится договориться, во время спора пытается предложить альтернативу, ищет решение;
62,5% – «компромиссный» стиль поведения, с самого начала согласен на компромисс;
19% – «мягкий» стиль поведения, своего противника «уничтожает» добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.
31% – «уходящий» стиль, его кредо – «вовремя уйти», старается не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.