Учебник: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких Математика, 1 класс.
Цель: Ввести термины, связанные с понятием «текстовая задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ; учить переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; ввести нормы оформления решения задачи в тетради.
Учебные материалы: Презентация к уроку «Текстовая задача», мультимедиапроектор, экран, компьютер, учебник «Математика 1 класс» (авт. Т.Е. Демидова и др.), у каждого ученика – числовой и буквенный веер, карточка с текстовой задачей.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель: Расшифруйте загаданное слово и узнайте тему урока. (Слайд 2)
Дети: Решают примеры, значения выражений показывают с помощью числового веера, в таблицу вставляются буквы соответствующие числовому значению выражения, дети показывают их с помощью буквенного веера.
Учитель: Какое слово получилось? (Задача)
– На уроке познакомимся с задачей.
III. Работа по теме урока
Учитель: А что вы уже знаете про задачу? (Высказывания детей)
– Вам уже приходилось решать задачи. Попробуйте сейчас найти задачу из предложенных текстов. (Слайд 3)
1. «У Пети 4 яблока».
2. «У Пети 4 яблока, а у Вовы – 2 яблока».
3. «У Пети 4 яблока, а у Вовы – 2 яблока. Сколько
яблок у Пети и Вовы вместе?»
4. «На сколько яблок больше, чем груш?»
Дети: Обсуждают предложенные тексты и устанавливают, что задача – это третий текст.
(Раскрывается тема урока с опорой на данную задачу. Слайд 4)
Учитель: Текст задачи можно разбить на две части – это то, что известно в задаче и что надо найти.
– Что же в задаче известно?
Дети: У Пети 4 яблока, а у Вовы – 2 яблока.
Учитель: То, что в задаче известно – это условие. (Начинается заполнение таблицы терминами, связанными с понятием «текстовая задача». Слайд 5)
– А что в задаче нужно найти?
Дети: Сколько яблок у Пети и Вовы вместе?
Учитель: То, что в задаче нужно найти – это вопрос задачи. (Продолжается заполнение таблицы терминов.)
– Следующая часть при решении задачи – это схема. (Продолжается заполнение таблицы терминов.)
– Для чего нужна схема в задаче? (Схема помогает понять задачу и выяснить, что необходимо найти: часть или целое.)
– Составим выражение к данной задаче. (В таблице появляется соответствующий термин и запись выражения к задаче.)
– Найдём значение выражения. (В таблице появляется запись: 4 + 2 = 6)
– Полученное равенство называют решением задачи. (Продолжается заполнение таблицы терминов.)
– Значение выражения (запись в таблице:6 яблок) называют ответом задачи. (Продолжается заполнение таблицы терминов.)
– Что вы узнали нового о задаче?
Дети: Задача состоит из частей: условия, вопроса, схемы, выражения, решения, ответа.
Учитель: Молодцы! А вот так будет выглядеть запись задачи (Слайд 6):
Решение:4 + 2 = 6 (яб.)
Рядом с выражением обязательно надо писать наименование.
Ответ: 6 яблок.
IV. Применение новых знаний
1. Отработка терминов
Выполняется задание № 1 (Слайды 7-8; у детей карточки с терминами связанными с понятием «текстовая задача» и частями данной задачи)
Дети читают тексты и сравнивают их, находят отличие между текстом задачи и текстом условия. (Слайд 7)
Учитель: Продолжим работу с этой задачей. Рассмотрите задание на карточке. Что нужно сделать? (Задание выполняется с комментированием. Дети соединяют соответствующий термин с частью задачи. Слайд 8)
Из каких частей состоит задача?
Дети: Условия, вопроса, схемы, выражения, решения, ответа.
2. Запись задачи
Учебник: стр. 37 № 3.(Слайд 9)
Учитель: Назовите условие, вопрос задачи.
– Условие и вопрос этой задачи можно записать на схеме.
– Найдём решение задачи. (Задание
выполняется с комментированием. Дети
работают в учебнике)
– Составим схему.
– Что обозначает на схеме весь отрезок? (Все груши)
– Что обозначают части отрезка? (Съела и осталось груш.)
– Почему задача решается вычитанием? (Надо найти часть)
– Какое выражение записали в прямоугольнике? (3 – 1)
– Как запишем решение задачи? (3 – 1 = 2 (цв.) Ответ: 2 цветка.)
Учебник стр. 37 № 4 (Слайд 10)
Учитель: Теперь попробуйте сами
записать решение задачи.
– Составьте задачу по схеме. Назовите условие,
вопрос.
– Запишите решение и ответ задачи.
(Дети работают самостоятельно с последующей проверкой с доски, кто сомневается, тот работает в тетради простым карандашом.)
3. Запись в тетради
Учитель: Вернёмся к нашей первой задаче про яблоки. Выполним полную запись данной задачи в тетради. (Дети вспоминают по краткой записи и схеме условие, вопрос задачи и делают полную запись задачи в тетради. Слайд 11)
V. Итог
Учитель: Назовите тему нашего урока. Перечислите части задачи. (Слайд 12)