Текстовая задача

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (127 кБ)


Учебник: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких Математика, 1 класс.

Цель: Ввести термины, связанные с понятием «текстовая задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ; учить переносить условие и вопрос задачи из текста на схему; ввести нормы оформления решения задачи в тетради.

Учебные материалы: Презентация к уроку «Текстовая задача», мультимедиапроектор, экран, компьютер, учебник «Математика 1 класс» (авт.  Т.Е. Демидова и др.), у каждого ученика – числовой  и буквенный веер, карточка с текстовой задачей.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель: Расшифруйте загаданное слово и узнайте тему урока.  (Слайд 2)

Дети: Решают примеры, значения выражений показывают с помощью числового веера, в таблицу вставляются буквы соответствующие числовому значению выражения, дети показывают их с помощью буквенного веера.

Учитель: Какое слово получилось?  (Задача)

– На уроке познакомимся с задачей.

III. Работа по теме урока

Учитель: А что вы уже знаете про задачу? (Высказывания детей)

– Вам уже приходилось решать задачи. Попробуйте сейчас найти задачу из предложенных текстов.  (Слайд 3)

1. «У Пети 4 яблока».
2. «У Пети  4 яблока, а у Вовы – 2 яблока».
3. «У Пети 4 яблока, а у Вовы – 2 яблока. Сколько яблок у Пети и Вовы вместе?»
4. «На сколько яблок больше, чем груш?»

Дети: Обсуждают предложенные тексты и устанавливают, что задача – это третий текст.

(Раскрывается тема урока с опорой на данную задачу. Слайд 4)

Учитель: Текст задачи можно разбить на две части – это то, что известно в задаче и что надо найти.

– Что же в задаче известно?

Дети: У Пети  4 яблока, а у Вовы – 2 яблока.

Учитель: То, что в задаче известно – это условие. (Начинается заполнение таблицы терминами, связанными с понятием «текстовая задача». Слайд 5)

– А что в задаче нужно найти?

Дети: Сколько яблок у Пети и Вовы вместе?

Учитель: То, что в задаче нужно найтиэто вопрос задачи. (Продолжается заполнение таблицы терминов.)

– Следующая часть при решении задачи – это схема. (Продолжается заполнение таблицы терминов.)

– Для чего нужна схема в задаче? (Схема помогает понять задачу и выяснить, что необходимо найти: часть или целое.)

– Составим выражение к данной задаче. (В таблице появляется соответствующий термин и запись выражения к задаче.)

– Найдём значение выражения. (В таблице появляется запись: 4 + 2 = 6)

– Полученное равенство называют решением задачи. (Продолжается заполнение таблицы терминов.)

– Значение выражения (запись в таблице:6 яблок) называют ответом задачи. (Продолжается заполнение таблицы терминов.)

– Что вы узнали нового о задаче?

Дети: Задача состоит из частей: условия, вопроса, схемы, выражения, решения, ответа.

Учитель: Молодцы! А вот так будет  выглядеть запись задачи (Слайд 6):

Решение:4 + 2 = 6 (яб.) 

Рядом с выражением обязательно надо писать наименование.

Ответ: 6 яблок.

IV. Применение новых знаний

1. Отработка терминов

Выполняется задание № 1 (Слайды 7-8; у детей карточки с  терминами связанными с понятием «текстовая задача» и  частями данной задачи)

Дети читают тексты и сравнивают их, находят отличие  между текстом задачи и текстом условия. (Слайд 7)

Учитель: Продолжим работу с этой задачей. Рассмотрите задание на карточке. Что нужно сделать? (Задание выполняется с комментированием. Дети соединяют соответствующий термин с частью задачи. Слайд 8)

Из каких частей состоит задача?

Дети: Условия, вопроса, схемы, выражения, решения, ответа.

2. Запись задачи

Учебник: стр. 37 № 3.(Слайд 9)

Учитель: Назовите условие, вопрос задачи.

– Условие и вопрос этой задачи можно записать на схеме.

– Найдём решение задачи. (Задание выполняется с комментированием.  Дети работают в учебнике)
– Составим схему.

– Что обозначает на схеме весь отрезок? (Все груши)

– Что обозначают части отрезка? (Съела и осталось груш.)

– Почему задача решается вычитанием? (Надо найти часть)

– Какое выражение записали в прямоугольнике? (3 – 1)

– Как запишем решение задачи? (3 – 1 = 2 (цв.)  Ответ: 2 цветка.)

Учебник стр. 37 № 4 (Слайд 10)

Учитель: Теперь попробуйте сами записать решение задачи.
– Составьте задачу по схеме. Назовите условие, вопрос.
– Запишите решение и ответ задачи.

(Дети работают самостоятельно с последующей проверкой с доски, кто сомневается, тот работает в тетради простым карандашом.)

3. Запись в тетради

Учитель: Вернёмся к нашей первой задаче про яблоки. Выполним полную запись данной задачи в тетради. (Дети вспоминают по краткой записи и схеме условие, вопрос задачи и делают полную запись задачи в тетради.  Слайд 11)

V. Итог

Учитель: Назовите тему нашего урока. Перечислите части задачи. (Слайд 12)