В процессе консультативных бесед с детьми, имеющими трудности в обучении, нам приходилось часто слышать фразы: «С другим учителем я лучше понимал этот предмет…», «Я работаю на уроке, а учитель говорит, что не видит моей активности…», «Я боюсь, когда на меня кричат…», а учителя в ответ говорили следующее: «Некоторые ученики вообще не слышат, что я им говорю…», «Не понимают , не могут усвоить учебный материал…» и т.п. Все это приводит к конфликтной ситуации между учителем и учеником, а известно, что любой педагогический процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика. Как же добиться этого успеха? Мы решили задать этот вопрос учителю с многолетним стажем… На что она дала простой ответ: «Я стараюсь подобрать ключ к познанию для каждого ученика. Некоторые учащиеся лучше понимают, когда им приводишь объяснение материала наглядно и образно, а для некоторых достаточно представить материал в логически выстроенной схеме, таблице». Действительно, каждый из нас по-своему воспринимает и понимает информацию. Вот и в новых стандартах обучения взят за основу индивидуальный подход к каждому ребенку. А как это сделать? Ведь очень часто бывает, что учитель работает по принципу: «люблю того, кого умею научить», если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, раздражительным, неуспешным. А наша задача создавать благоприятные, комфортные условия для обучения ребенка в школе, поэтому для успешного обучения учителю необходимо знать свои личностные особенности и особенности личности ребенка. Именно поэтому основной целью нашего исследования стало изучение биологических основ личности. В статье мы постарались ответить на вопрос: может ли несовпадение биологических основ личности учителя и ученика влиять на качество обучения?
Итак, к биологическим основам личности (БОЛ) относятся особенности восприятия, мышления и темперамента, которые формируются к 14 годам. Именно поэтому в качестве эксперимента нами были выбраны учащиеся 10-11 классов.
Первый вопрос, который мы себе задали – зачем нам нужно знать особенности восприятия? А для того, чтобы знать как мы сами воспринимаем окружающий мир и получить ключ к пониманию того, как наши ученики мыслят!
Например, визуалы (люди, которые воспринимают информацию глазами) Они ваши слова сразу превращают в картинки. Если вы выражаете свои мысли визуальными терминами, они понимают вас и чувствуют себя комфортно. В разговоре визуал часто употребляет выражения: «Представьте себе...», «Посмотрите...», «Обратите внимание, это выглядит так». При этом часто заглядывает в глаза собеседнику. По результатам исследования у большинства учителей нашей школы преобладает визуальный тип восприятия, поэтому им сложно долго воспринимать информацию на слух. В связи с этим было рекомендовано на совещаниях, педсоветах использовать интерактивные доски, презентации. Среди же учащихся преобладающий тип восприятия – аудиалы. Они обращают внимание на то, как говорят педагоги – на высоту голоса, тембр, темп, интонацию и для речи аудиалов характерны фразы: «Почему вы повышаете на меня голос», «Тихо! Я ничего не слышу!» Эти особенности аудиалов подтвердило наше исследование «Портрет современного учителя», которое проводились учениками 10 класса, где старшеклассники отмечают, что современный учитель должен обладать чувством юмора, приятным тембром голоса, выразительностью, образностью речи.
Кинестетики же воспринимают информацию посредством эмоций, ощущений, интуитивного мышления. Им требуется больше времени, чтобы принять решение, поэтому они думают медленнее, чем остальные. Кинестический (двигательный) тип часто употребляет слова, связанные с тяжестью-легкостью, с теплом-холодом. Например, "мороз по коже", "облился холодным потом", "тяжелая голова" и т.п.
Изучив особенности восприятия учителям были даны рекомендации. (Приложение 1)
Во-вторых, поговорим о мышление!
Оно бывает 4-х видов: левополушарное,
правополушарное, интегрированное, смешанное. Как
раз интегрированное и смешанное базируются на
лево и праволушарных типах, поэтому вспомним
особенности каждого полушария. Чистых типов
мышления в природе нет. Вы можете заметить у себя
особенности одного и другого полушария, но все же
одно из них у Вас доминирует. Особенности правого
и левого полушария представлены в рисунке № 1.
Особенности левого и правого полушарий
Люди со смешанной стратегией мышления в зависимости от ситуации используют то правое полушарие, то левое полушарие, а с интегрированной – оба полушария работают одновременно.
Результаты изучения особенностей мышления в нашей школе представлены в диаграммах №1, 2.
Диаграмма № 1
Учителя
Диаграмма № 2.
Учащиеся 10-11 классов
Полученные результаты свидетельствуют о преобладании в педагогическом коллективе смешанного и интегрированного типов мышления, благодаря которым педагоги подбирают необходимые методы для обучения наших детей. Это мы и увидели, посетив «открытые» уроки учителей, где учитывались особенности восприятия детей. Это подтверждает использование учителями наглядных пособий, интерактивных досок, интересных заданий практического опыта. Учащиеся старших классов – большинство правополушарные, поэтому необходимо учитывать их особенности, о которых было сказано выше.
Изучив особенности мышления учителям были даны рекомендации. (Приложение 2)
В своей научно-исследовательской деятельности
мы неоднократно отмечали влияние темперамента
учителя на взаимоотношения с учеником в
учебно-воспитательном процессе. Например, в
нашем коллективе большинство педагогов
флегматики и меланхолики. Это люди, у которых
ощущения, интересы, чувства сфокусированы на
себе, т.е. интроверты. Их беспокоят в основном
свои внутренние переживания, чем события
внешнего мира. А учащиеся в большей степени –
холерики и сангвиники, т.е. экстраверты. Ощущения,
интересы, чувства у них сфокусированы на других
людях гораздо больше, чем на себе, они открыты для
общения. Находясь на разных полюсах не всегда
присутствует взаимопонимание друг друга, что
влияет на процесс учебно-воспитательный процесс.
Изучив педагогический коллектив в нашей школе,
мы дали рекомендации учителям об особенностях
каждого типа темперамента. (Приложение
3)
Психологический мониторинг, осуществляемый
социально-психологической службы в течение пяти
последних лет показал, что владение нейропсихологическим
подходом в обучении способствовало
улучшению качества взаимодействия учителя и
ученика, создавая благоприятную атмосферу для
педагогов и учащихся, способствующую
формированию психологического здоровья
личности учителя и учащихся.
Итак, полученные результаты позволили сделать следующий вывод: несовпадение биологических основ личности учителя и ученика влияет на качество обучения.