Задачи:
- уточнить и закрепить понятие «гласные звуки»;
- учить дифференцировать на слух звуки А, У, И, О, Ы в начале и в конце слов;
- продолжать учить подбору слов с заданным гласным звуком по наглядной опоре и без нее;
- продолжать учить анализу и синтезу звукосочетаний из двух-трех гласных звуков;
- учить операциям идентификации (угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове), вероятностного прогнозирования (прогнозирование финального элемента слова с опорой на предметные картинки);
- продолжать учить определению длины лексической единицы;
- развивать возможности восприятия и произношения слов различной слоговой сложности;
- совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
- активизировать словарный запас детей.
Оборудование: девочки-гласные; набор предметных картинок; картинки с изображениями Бабы-Яги, леса, речки; плоскостные предметы, изображающие дядюшку Ау, ослика Иа, мост; комплекты зрительных символов гласных звуков на каждого ребенка; бубен; ларец; ключи.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Давайте вспомним, какие гласные звуки мы знаем.
– А что мы знаем про гласные звуки? (Когда мы их произносим голосок работает, горлышко гудит. Воздух легко проходит через ротик, ему ничего не мешает. Гласные звуки можно петь, тянуть, легко говорить.)
– Кто приходил к нам на занятия, помогал знакомиться с гласными звуками? (Девочки, которые живут в волшебной стране звуков.)
2. Игра «Волшебный бубен»
– Я хотела пригласить девочек на занятие, но не смогла их найти. Давайте попробуем их позвать, может они отзовутся?
– Посмотрите на карточку, произнесите звук столько раз, сколько раз я ударю в бубен.
– Наверное, девочки очень далеко и не слышат нас. Пойдем их искать.
3. Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове с опорой на предметные картинки
– Мы с вами в волшебном лесу. Это дядюшка Ау. Может он нам поможет?
– Я бы помог вам, да только у меня много дел. Лесное эхо расшалилось не на шутку, все слова перепутало. Справитесь с ним, так и быть, помогу вам.
– Посмотрите на картинки и назовите их: кепка, бананы, тыква, пауки, панама, колесо.
– А теперь послушайте, как эти слова повторило эхо: набаны, напама, кекпа, упаки, лекасо, тывка.
Идентификация слов детьми.
4. Определение последнего гласного звука в словах с использованием зрительных символов
– Спасибо вам, ребята, может вы и мое имя из символов сложите?
5. Анализ и синтез звукосочетания АУ
– Ваших девочек спрятала Баба-Яга. Она живет в избушке за лесной речкой.
6. Динамическая пауза
А – руки вверх;
У – руки вперед;
И – руки в стороны;
О – руки кольцом перед собой;
Ы – присесть.
7. Определение длины лексической единицы
Встреча с осликом Иа.
– Ослик Иа, подскажи нам, как через речку перебраться?
– Эта речка заколдованная, если сказать пять длинных слов, появится мост. Только что это за длинные и короткие слова я не знаю.
– А ребята знают. (Ответы детей). Давайте научим ослика различать длинные и короткие слова.
Предметные картинки: автомат, апельсин, улитка, утята, дуб, дом.
– Ребята, нам не хватает одного длинного слова. А давайте попробуем одно короткое слово превратить в длинное.
8. Преобразование слова: дом – дома – домики
Появляется мост.
– Давайте, прежде чем попрощаться с осликом Иа, составим его имя из символов.
9. Анализ и синтез звукосочетания ИА
10. Прогнозирование финального элемента слова с опорой на предметные картинки.
Игра «Доскажи словечко»
Избушка Бабы-Яги.
– Баба-Яга, верни наших девочек.
– Они у меня надежно спрятаны в ларце за семью замками. Так и быть, дам вам ключи от ларца, если выполните мое задание. Посмотрите на мои картинки.
Дети называют предметные картинки: кегли, тапки, нитки, банка, лейка, майка, камни.
– А теперь послушайте и догадайтесь, какую картинку я хочу назвать: бан…, лей…, кег…, май…, нит…, тап…, кам… .
За каждый правильный ответ дети получают ключ от ларца, в котором спрятаны девочки-гласные. Дети поочередно подходят с ключами к ларцу. Ларец открыт. Девочки-гласные свободны.
11. Подбор слов с заданным гласным звуком без наглядной опоры
– Хорошо, что девочки-гласные снова с нами. Давайте подарим каждой из них слова с любимым звуком.
12. Итог занятия
Литература
- Ванюхина Г.А