Логопедическое занятие по формированию фонетической стороны речи в старшей группе. Тема: "Звуки А-О-У-И-Ы"

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: логопедическое занятие, гласные звуки, фонетическая сторона речи


Задачи:

  • уточнить и закрепить понятие «гласные звуки»;
  • учить дифференцировать на слух звуки А, У, И, О, Ы в начале и в конце слов;
  • продолжать учить подбору слов с заданным гласным звуком по наглядной опоре и без нее;
  • продолжать учить анализу и синтезу звукосочетаний из двух-трех гласных звуков;
  • учить операциям идентификации (угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове), вероятностного прогнозирования (прогнозирование финального элемента слова с опорой на предметные картинки);
  • продолжать учить определению длины лексической единицы;
  • развивать возможности восприятия и произношения слов различной слоговой сложности;
  • совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
  • активизировать словарный запас детей.

Оборудование: девочки-гласные; набор предметных картинок; картинки с изображениями Бабы-Яги, леса, речки; плоскостные предметы, изображающие дядюшку Ау, ослика Иа, мост; комплекты зрительных символов гласных звуков на каждого ребенка; бубен; ларец; ключи.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Давайте вспомним, какие гласные звуки мы знаем.

– А что мы знаем про гласные звуки? (Когда мы их произносим голосок работает, горлышко гудит. Воздух легко проходит через ротик, ему ничего не мешает. Гласные звуки можно петь, тянуть, легко говорить.)

– Кто приходил к нам на занятия, помогал знакомиться с гласными звуками? (Девочки, которые живут в волшебной стране звуков.)

2. Игра «Волшебный бубен»

– Я хотела пригласить девочек на занятие, но не смогла их найти. Давайте попробуем их позвать, может они отзовутся?

– Посмотрите на карточку, произнесите звук столько раз, сколько раз я ударю в бубен.

– Наверное, девочки очень далеко и не слышат нас. Пойдем их искать.

3. Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове с опорой на предметные картинки

Мы с вами в волшебном лесу. Это дядюшка Ау. Может он нам поможет?

– Я бы помог вам, да только у меня много дел. Лесное эхо расшалилось не на шутку, все слова перепутало. Справитесь с ним, так и быть, помогу вам.

– Посмотрите на картинки и назовите их: кепка, бананы, тыква, пауки, панама, колесо.

– А теперь послушайте, как эти слова повторило эхо: набаны, напама, кекпа, упаки, лекасо, тывка.

Идентификация слов детьми.

4. Определение последнего гласного звука в словах с использованием зрительных символов

– Спасибо вам, ребята, может вы и мое имя из символов сложите?

5. Анализ и синтез звукосочетания АУ

– Ваших девочек спрятала Баба-Яга. Она живет в избушке за лесной речкой.

6. Динамическая пауза

А – руки вверх;
У – руки вперед;
И – руки в стороны;
О – руки кольцом перед собой;
Ы – присесть.

7. Определение длины лексической единицы

Встреча с осликом Иа.

– Ослик Иа, подскажи нам, как через речку перебраться?

– Эта речка заколдованная, если сказать пять длинных слов, появится мост. Только что это за длинные и короткие слова я не знаю.

– А ребята знают. (Ответы детей). Давайте научим ослика различать длинные и короткие слова.

Предметные картинки: автомат, апельсин, улитка, утята, дуб, дом.

– Ребята, нам не хватает одного длинного слова. А давайте попробуем одно короткое слово превратить в длинное.

8. Преобразование слова: дом – дома – домики

Появляется мост.

– Давайте, прежде чем попрощаться с осликом Иа, составим его имя из символов.

9. Анализ и синтез звукосочетания ИА

10. Прогнозирование финального элемента слова с опорой на предметные картинки.

Игра «Доскажи словечко»

Избушка Бабы-Яги.

– Баба-Яга, верни наших девочек.

– Они у меня надежно спрятаны в ларце за семью замками. Так и быть, дам вам ключи от ларца, если выполните мое задание. Посмотрите на мои картинки.

Дети называют предметные картинки: кегли, тапки, нитки, банка, лейка, майка, камни.

– А теперь послушайте и догадайтесь, какую картинку я хочу назвать: бан…, лей…, кег…, май…, нит…, тап…, кам… .

За каждый правильный ответ дети получают ключ от ларца, в котором спрятаны девочки-гласные. Дети поочередно подходят с ключами к ларцу. Ларец открыт. Девочки-гласные свободны.

11. Подбор слов с заданным гласным звуком без наглядной опоры

– Хорошо, что девочки-гласные снова с нами. Давайте подарим каждой из них слова с любимым звуком.

12. Итог занятия

Литература

  1. Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург, 1993.
  2. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
  3. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М., 2003.