УМК: «Планета знаний».
Цели:
- познакомить учащихся с жизнью лесного озера;
- формировать навыки правильного поведения в природе;
- формировать информационную грамотность, умение работать с текстом;
- формировать у учащихся умение наблюдать.
- развивать познавательный интерес к изучению предмета и природе родного края;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного климата при работе в группе.
Данный урок является одним из уроков в разделе «Природа вокруг нас».
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии (Формируемые УУД) |
Организационный момент. | Слайд №1 (Презентация) Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое зеркало. |
Формирование целеустремлённости и жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. | |
Актуализация опорных знаний. | – Сегодня я предлагаю вам заглянуть в тайны природы, ведь многое для нас остаётся ещё загадкой. А так хочется раскрыть все тайны, окружающие нас. Включить музыку «Шум леса и воды» |
||
– Как вы думаете, тайны чего мы сегодня с вами будем открывать? – Ну, что, любители тайн, отгадаете мою загадку? Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц, и звезды – В нём всё отражается… Как это зеркало называется? |
Тайны леса, тайны воды, тайны реки. Да. Озеро. |
Учить детей находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. | |
Усвоение новых знаний. | – Сегодня мы будем знакомится с жизнью лесного озера. Слайд №2 (тема урока). – Как вы думаете, а для чего нам это нужно знать? – Вы уже поняли, что сегодня мы работаем в группах. Вспомните правила работы в группах. – Возьмите конверт №1, достаньте листочки и все вместе сообща запишите на них то, что вам известно об озере и что бы вы хотели узнать. – Итак, группы готовы, давайте проверять. – Я поняла, что многое об озере вы уже знаете, но есть тайны о которых вы бы очень хотели узнать. Поэтому наша задача сегодня: |
Мы живём в России и должны знать её природу. Ребёнок повторяет правила работы в группе (правила висят на стенде). Ученики работают на листочках. Ученики рассказывают о том, что они записали. |
Учить детей определять цель деятельности на уроке. Умение взаимодействовать в учебной деятельности. Коммуникация как взаимодействие. Учить слушать других. |
Слайд №3 (задачи урока) – Но сначала давайте выясним, а что такое озеро? – Чем озеро отличается от других водоёмов? А какие озёра вы знаете? Слайд №4, Слайд №5 (озёра России). Озёр в природе очень много, но нам предстоит путешествие по лесному озеру. |
Озеро – это водоём. Озеро – это хранилище пресной воды. Нет течения. Озеро Байкал, Ладожское озеро. |
Учить детей находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. |
|
Слайд №6 (лесное озеро). – Как вы думаете, почему человек остановился и присел у лесного озера? – Да, действительно, очень часто мы идём в лес за грибами и ягодами и не видим той красоты, которую таит в себе природа. А ещё мы с вами жители больших городов и нас постоянно окружает шум, от которого нам иногда хочется убежать. |
Ученик №1 читает стихотворение об озере (см. приложение). Хотел понаблюдать за красотой озера и хотел посидеть в тишине. |
Учить читать наизусть. Учить слушать других. |
|
– Я предлагаю вам побывать в роли исследователей. Возьмите конверт №2, на конверте написано, что вы будете изучать. Прочитайте текст, выберите нужную информацию и выпишите её на листочек. 1 группа изучает растения лесного озера. 2 группа проанализирует подводный мир – рыбы. 3 группа познакомится с насекомыми, обитающими у лесного озера. 4 группа узнает о птицах и зверях, которых мы можем встретить у водоёма. Пришло время узнать о растительности и животном мире озера. |
Работа в группах. |
Умение взаимодействовать в учебной деятельности. Коммуникация как взаимодействие. Поиск и выделение необходимой информации. |
|
– Озера богаты растительностью. Слайд № 7, Слайд № 8 (растения). |
Рассказ ученика. | Учить слушать других. |
|
На озере можно увидеть, как летний ветерок колышет белоснежные цветки какого- то растения. Слайд № 9 (кувшинка). |
Ученик №2 рассказывает про кувшинку. | Учить слушать других. Поиск и выделение необходимой информации. |
|
– А какая же рыба обитает в озере? Слайд № 10 (рыбы). |
Рассказ ученика. |
Учить слушать других. | |
– Давайте узнаем об одной хищнице – о щуке. Слайд № 11 (щука). |
Ученик №3 рассказывает про щуку. |
Учить слушать других. Поиск и выделение необходимой информации. |
|
– Когда в тёплое время приходишь к водоёму можно увидеть различных насекомых. Слайд №12 (насекомые). – А как красива стрекоза! Слайд №13 (стрекоза). |
Рассказ ученика. Ученик №4 рассказывает про стрекозу. |
Учить слушать других. | |
Пение птиц тоже вызывает у нас восхищение. Включается запись «Пение птиц». Расскажите о птицах, живущих на озере, но не забудьте о зверях и земноводных. Слайд №14, Слайд №15 |
Рассказ ученика. | Учить слушать других. Поиск и выделение необходимой информации. |
|
– Сейчас ребята познакомят нас с кряквой и выдрой.
Слайд № 16, Слайд № 17 |
Ученик №5 рассказывает про крякву. Ученик №6 рассказывает про выдру. |
||
– Интересно, а есть ли в озере жизнь, которую наш глаз не видит? Сейчас мы вместе попытаемся найти ответ на этот вопрос, а поможет нам в этом прибор под названием микроскоп. Работа с микроскопом. |
|||
– Так, какой же вывод можно сделать? | В озере обитают мельчайшие живые организмы, которые наш глаз не видит. |
Учить находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке |
|
– Теперь вы знаете, какие представители живой природы обитают в озере. Красивое лесное озеро – это их дом. Слайд № 18 (лесное озеро). |
Ученик №7 читает стихотворение об озере (см. приложение). | Учить читать наизусть. Учить слушать других. |
|
Первичное закрепление знаний. | – Красота озёр давно привлекала людей. Многие приезжают суда отдохнуть от городской жизни, а некоторые едут помечтать. Вот такую ситуацию наблюдал однажды на озере мой знакомый лесник дядя Ваня. – Что вы можете сказать о поведении этих ребят? – А зачем мы вам показали такую ситуацию? Слайд № 19 (загрязнение). – Водоём – это единственный дом для некоторых животных и растений. А человек часто приходит в этот дом незваным гостем. Он нарушает экологическое равновесие в водоёмах. Озёра загрязняются ядохимикатами с полей, бытовыми отходами. В последнее время настоящим бедствием являются кислотные дожди. Мы с вами можем помочь озеру, если будем хотя бы убирать за собой, когда отдыхаем, чтобы не было вот такой беды. Слайд №20. |
Ситуация №1. Дети инсценируют отдых на озере. Так поступать нельзя. Для того, чтобы мы не делали таких ошибок. |
Моделирование ситуации. Самостоятельное создание способов решения проблем. Учить детей объяснять с позиции нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как плохие. |
Этап закрепления знаний. | – Сегодня мы исследовали жизнь лесного озера и постарались ответить на многие вопросы, которые вас интересовали. Я предлагаю вам создать свой макет лесного озера. Возьмите конверт №3. Выберите растения и животных, которые обитают в нашем водоёме и приклейте их на основу. Помните, что работаем мы все вместе сообща. Озеро в глухом лесу Елями от глаз укрылось, Словно за свою красу И невинность устыдилось. Кроссворд. |
Работа в группах. Ученики выходят со своими работами. |
Моделирование Умение взаимодействовать в учебной деятельности. Коммуникация как взаимодействие. |
Обобщение и систематизация знаний. | – Озеро – это естественный водоём, а если оглянуться вокруг, то в нашем классе есть искусственный водоём, очень напоминающий жизнь в озере – аквариум. Те же растения и даже речные рыбы. А как они называются? |
Караси. | Оценка. |
Итог урока. | – Ну что же, пожалуй, пора подвести итоги нашего урока Вспомните начало нашего урока, вы писали на листочках то, что вы знаете и хотели бы узнать. Ответили мы на ваши вопросы? |
Ученики работают на листочках, которые были выданы в начале урока. Да. |
Оценка. |
Рефлексия. | – Ребята, в завершении я предлагаю вам оценить наш урок. Вспомните, к нам на урок заглянуло солнышко. Представьте себя его лучиками. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Подойдите к доске и прикрепите свой лучик. |
Если ученику все понравилось и у него хорошее настроение, он прикрепляет лучик к улыбающемуся солнцу, если не все понятно, но урок понравился – неулыбающееся солнышко. Если урок не понравился – грустное солнышко. | |
Домашнее задание. | – Прочитать текст стр. 6-7 под названием «У лесного озера». – Спасибо всем за урок! |