У лесного озера

Разделы: Начальная школа


УМК: «Планета знаний».

Цели:

  • познакомить учащихся с жизнью лесного озера;
  • формировать навыки правильного поведения в природе;
  • формировать информационную грамотность, умение работать с текстом;
  • формировать у учащихся умение наблюдать.
  • развивать познавательный интерес к изучению предмета и природе родного края;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного климата при работе в группе.

Данный урок является одним из уроков в разделе «Природа вокруг нас».

Ход урока

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Комментарии (Формируемые УУД)
Организационный момент. Слайд №1 (Презентация)
Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое зеркало.
  Формирование целеустремлённости и жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
Актуализация опорных знаний. – Сегодня я предлагаю вам заглянуть в тайны природы, ведь многое для нас остаётся ещё загадкой. А так хочется раскрыть все тайны, окружающие нас.

Включить музыку «Шум леса и воды»
   
– Как вы думаете, тайны чего мы сегодня с вами будем открывать?
– Ну, что, любители тайн, отгадаете мою загадку?
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?
Тайны леса, тайны воды, тайны реки.
Да.






Озеро.
Учить детей находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Усвоение новых знаний. – Сегодня мы будем знакомится с жизнью лесного озера.

Слайд №2 (тема урока).

Как вы думаете, а для чего нам это нужно знать?
– Вы уже поняли, что сегодня мы работаем в группах. Вспомните правила работы в группах.
– Возьмите конверт №1, достаньте листочки и все вместе сообща запишите на них то, что вам известно об озере и что бы вы хотели узнать.
– Итак, группы готовы, давайте проверять.
– Я поняла, что многое об озере вы уже знаете, но есть тайны о которых вы бы очень хотели узнать. Поэтому наша задача сегодня:




Мы живём в России и должны знать её природу.

Ребёнок повторяет правила работы в группе (правила висят на стенде).
Ученики работают на листочках.

Ученики рассказывают о том, что они записали.




Учить детей определять цель деятельности на уроке.

Умение взаимодействовать в учебной деятельности. Коммуникация как взаимодействие.
Учить слушать других.
Слайд №3 (задачи урока)
Но сначала давайте выясним, а что такое озеро?
– Чем озеро отличается от других водоёмов?
А какие озёра вы знаете?

Слайд №4, Слайд №5 (озёра России).
Озёр в природе очень много, но нам предстоит путешествие по лесному озеру.

Озеро – это водоём. Озеро – это хранилище пресной воды.
Нет течения.
Озеро Байкал, Ладожское озеро.

Учить детей находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Слайд №6 (лесное озеро).

– Как вы думаете, почему человек остановился и присел у лесного озера?

– Да, действительно, очень часто мы идём в лес за грибами и ягодами и не видим той красоты, которую таит в себе природа. А ещё мы с вами жители больших городов и нас постоянно окружает шум, от которого нам иногда хочется убежать.
Ученик №1 читает стихотворение об озере (см. приложение).
Хотел понаблюдать за красотой озера и хотел посидеть в тишине.
Учить читать наизусть.
Учить слушать других.
– Я предлагаю вам побывать в роли исследователей.
Возьмите конверт №2, на конверте написано, что вы будете изучать. Прочитайте текст, выберите нужную информацию и выпишите её на листочек. 1 группа изучает растения лесного озера. 2 группа проанализирует подводный мир – рыбы. 3 группа познакомится с насекомыми, обитающими у лесного озера. 4 группа узнает о птицах и зверях, которых мы можем встретить у водоёма.
Пришло время узнать о растительности и животном мире озера.
Работа в группах.
Умение взаимодействовать в учебной деятельности. Коммуникация как взаимодействие.
Поиск и выделение необходимой информации.
– Озера богаты растительностью.

Слайд № 7, Слайд № 8 (растения).
Рассказ ученика. Учить слушать других.
На озере можно увидеть, как летний ветерок колышет белоснежные цветки какого- то растения.
Слайд № 9 (кувшинка).
Ученик №2 рассказывает про кувшинку. Учить слушать других.
Поиск и выделение необходимой информации.
– А какая же рыба обитает в озере?
Слайд № 10 (рыбы).
Рассказ ученика.
Учить слушать других.
Давайте узнаем об одной хищнице – о щуке.
Слайд № 11 (щука).

Ученик №3
рассказывает про щуку.
Учить слушать других.
Поиск и выделение необходимой информации.
– Когда в тёплое время приходишь к водоёму можно увидеть различных насекомых.
Слайд №12 (насекомые).

А как красива стрекоза!
Слайд №13 (стрекоза).
Рассказ ученика.


Ученик №4 рассказывает про стрекозу.
Учить слушать других.
Пение птиц тоже вызывает у нас восхищение.
Включается запись «Пение птиц».
Расскажите о птицах, живущих на озере, но не забудьте о зверях и земноводных.
Слайд №14, Слайд №15
Рассказ ученика. Учить слушать других.
Поиск и выделение необходимой информации.
– Сейчас ребята познакомят нас с кряквой и выдрой.
Слайд № 16, Слайд № 17
Ученик №5 рассказывает про крякву.
Ученик №6 рассказывает про выдру.
 
– Интересно, а есть ли в озере жизнь, которую наш глаз не видит? Сейчас мы вместе попытаемся найти ответ на этот вопрос, а поможет нам в этом прибор под названием микроскоп.
Работа с микроскопом.
   
Так, какой же вывод можно сделать? В озере обитают мельчайшие живые организмы, которые наш глаз не видит.
Учить находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке
– Теперь вы знаете, какие представители живой природы обитают в озере. Красивое лесное озеро – это их дом.
Слайд № 18 (лесное озеро).
Ученик №7 читает стихотворение об озере (см. приложение). Учить читать наизусть.
Учить слушать других.
Первичное закрепление знаний. – Красота озёр давно привлекала людей. Многие приезжают суда отдохнуть от городской жизни, а некоторые едут помечтать. Вот такую ситуацию наблюдал однажды на озере мой знакомый лесник дядя Ваня.

– Что вы можете сказать о поведении этих ребят?
– А зачем мы вам показали такую ситуацию?

Слайд № 19 (загрязнение).

Водоём – это единственный дом для некоторых животных и растений. А человек часто приходит в этот дом незваным гостем. Он нарушает экологическое равновесие в водоёмах. Озёра загрязняются ядохимикатами с полей, бытовыми отходами. В последнее время настоящим бедствием являются кислотные дожди. Мы с вами можем помочь озеру, если будем хотя бы убирать за собой, когда отдыхаем, чтобы не было вот такой беды.

Слайд №20.
Ситуация №1. Дети инсценируют отдых на озере.

Так поступать нельзя.
Для того, чтобы мы не делали таких ошибок.
Моделирование ситуации.
Самостоятельное создание способов решения проблем.
Учить детей объяснять с позиции нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как
плохие.
Этап закрепления знаний. – Сегодня мы исследовали жизнь лесного озера и постарались ответить на многие вопросы, которые вас интересовали. Я предлагаю вам создать свой макет лесного озера.
Возьмите конверт №3. Выберите растения и животных, которые обитают в нашем водоёме и приклейте их на основу. Помните, что работаем мы все вместе сообща.
Озеро в глухом лесу
Елями от глаз укрылось,
Словно за свою красу
И невинность устыдилось.

Кроссворд.
Работа в группах.



Ученики выходят со своими работами.
Моделирование
Умение взаимодействовать в учебной деятельности.
Коммуникация как взаимодействие.
Обобщение и систематизация знаний. – Озеро – это естественный водоём, а если оглянуться вокруг, то в нашем классе есть искусственный водоём, очень напоминающий жизнь в озере – аквариум. Те же растения и даже речные рыбы. А как они называются?
Караси. Оценка.
Итог урока. – Ну что же, пожалуй, пора подвести итоги нашего урока
Вспомните начало нашего урока, вы писали на листочках то, что вы знаете и хотели бы узнать. Ответили мы на ваши вопросы?
Ученики работают на листочках, которые были выданы в начале урока.
Да.
Оценка.
Рефлексия. – Ребята, в завершении я предлагаю вам оценить наш урок. Вспомните, к нам на урок заглянуло солнышко. Представьте себя его лучиками. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Подойдите к доске и прикрепите свой лучик.
Если ученику все понравилось и у него хорошее настроение, он прикрепляет лучик к улыбающемуся солнцу, если не все понятно, но урок понравился – неулыбающееся солнышко. Если урок не понравился – грустное солнышко.  
Домашнее задание. – Прочитать текст стр. 6-7 под названием «У лесного озера».
– Спасибо всем за урок!