Цель: Создать условия для:
- осознания смысла роли фонемы в образовании слов;
- понимания связи слов в предложении;
- развития коммуникативных навыков.
Урок в системе развивающего обучения (Л.В. Занкова)
Методы:
- Частично-поисковый;
- Наглядный;
- Контроля.
Технология:
- Развивающего обучения;
- ИКТ.
Ход урока
I. Активизация познавательной деятельности.
Дети, у нас сегодня гости. Мы рады.
Они пришли к нам посмотреть, чему мы научились за эти два месяца, и я надеюсь, что вы все будете хорошо работать.
1. Работа над артикуляцией.
– Прочитайте скороговорку.
Белые бараны били в барабаны.
– Подтянули животики. Делаем вдох. Читаем на выдохе.
– Включаю радио: громко, но медленно.
– Выключаю радио: тихо, но быстро.
– Скажи весело, удивленно, как лиса, как медведь.
– Подними подбородок и воздух направь над людьми. Скажи легко.
– Выдели голосом слова (белые, бараны, били, в барабаны)
– Для чего нам нужна такая работа? (Для развития речевого аппарата)
2. Какая же основная цель на уроке чтения?
– Научиться хорошо, читать.
– Что нужно для этого знать? (Буквы)
– Прочитайте изученные гласные буквы.
– Назовите изученные согласные буквы.
Все буквы стоят в строго установленном порядке, и каждая буква имеет свое место и называется …..(Алфавит)
3. Чтение слов по кругу (на доске)
– Внимательно прочитаем слова в столбиках, они встретятся в тексте.
воздух листья деревья хорошо осенью |
на деревьях в лесу в воздухе но вот и опали |
паутина тонкая съёжился разноцветных вьется |
– Чтение хором.
В лесу.
Хорошо в лесу осенью. В воздухе вьется тонкая паутина. На деревьях много разноцветных листьев. Но вот листья съежились и опали….
– Дети, а кто знает, что стоит в конце предложения? (многоточие)
Рассказ не закончился.
– Как бы вы закончили этот рассказ?
– Замени подчеркнутые слова близкими по значению.
Разноцветные (пестрые, многоцветные, многокрасочные)
Съежились (сжались, уменьшились)
– Такие слова называются синонимы.
– А как называются слова с противоположным значением?
(– Антонимы.)
– Приведите свои примеры.
II. Целеполагание.
Мы сегодня на уроке будем исследователями. Кто такие исследователи мы уже знаем.
– Откройте азбуку на стр.40
– Исследуйте глазками страницу учебника.
– Сегодня у нас новая тема? (Сегодня у нас урок закрепления.)
– Почему так считаете?
– Что я хочу узнать на уроке? Я хочу знать…(ученики ставят цели)
– Что- то новое вы увидели на странице?
– Сегодня мы откроем новую тайну.
III. Планирование.
– В каком порядке будем выполнять задание?
(Будем выполнять работу по порядку)
– Для чего нам нужна такая работа?
(чтобы знать чему учиться на уроке)
IV. Реализация плана.
1. Итак, 1 задание (стр. 40) Это строки из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.
- читаем вместе.
- читает выразительно ученик
- Какое задание можно предложить? (Подчеркнуть букву Б и В)
– Для чего нам дано такое задание?
(Чтобы развивать внимание)
V. Физкультминутка.
Буратино потянулся
Раз нагнулся, потянулся,
Два нагнулся, потянулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
– А какое задание нам дано в таблице?
– Найди и подчеркни слово вилы
– Сколько слов нашли? (2)
– А я дети еще 1 слово подчеркнула? (Это ошибка)
– Почему?
– В слове вилы, на, что указывает буква ы? (Буква ы дает звук [ы] и указывает на твердость согласного звука)
– В слове вили, на что указывает буква и? (Буква и дает звук [ и ] указывает на мягкость согласного звука)
– Назовите лексическое значение слова вилы . (Это сельскохозяйственный инструмент с зубьями на конце. А вили?- (Птицы вили гнездо)
Дети, посмотрите, как много значит в слове каждый звук и буква.
2 строка таблицы
– Прочитайте выделенное слово (барин)
Работа в парах. Найдите его вместе.
– Кто готов?
– Сколько раз встретилось?(1)
– Кто такой барин?
– А значение этого слова я нашла в «Толковом словаре» С.И. Ожегова
Барин – человек, который жил в достатке (богатстве) и не любил трудиться. Иногда и в наше время тоже называют людей так и говорят: Вот какой барин не хочет работать.
– Прочитайте слова 2 строчки
– Кто такой баран? (животное)
– Что такое буран? (снежная буря, пурга)
– Борин…Пенал (чей?) Борин.
– Почему с заглавной буквы? (Имя собственное)
И последнее слово бурун. – Какое слово интересное?
– Кто знает этот значок? (Это звездочка)
– Что обозначает эта звездочка?
– Кто увидел его в конце страницы? Оно записано мелким шрифтом.
– Что же такое бурун?
– Читает учитель в конце страницы лексическое значение слова. А значение этого слова нашли в толковом словаре. Вот какая замечательная книга и мы ею будем пользоваться и на других уроках.
3 задание
– Интересно, что за слова напечатаны синим цветом? (Это местоимения)
– Это трудное задание, но очень интересное.
– Что пропущено в этих схемах? (нет первого слова)
– А помогут нам в этом местоимения.
– Читаем со 2 слова.
– Какое слово пропущено? (Она). Возьмите карандаш и вставьте его.
– Читаем 2 предложение. (Он)
– На 3 предложение (они, )
Был, была, были.
– Что произошло со словом? (Слово изменилось, появились буквы а, и)
– Дети, слово изменилось? Почему?
– Подставили разные местоимения.
– А теперь посмотрим на слова 2 столбика. Прочитаем хором!
– Подставьте местоимения.
– я
– мы
– А в последнем вместо местоимения какую часть речи можно подставить? (Имя существительное) (папа)
– Какую работу мы еще не выполнили? (не отгадали загадки)
– Давайте поработаем с загадками и сравним их.
Дети читают текст на слайдах. Выбирают отгадки. (картинки : ежик, елка , кактус, расческа)
Я весь покрыт иголками, колкими, колкими. Я вся покрыта колкими зелеными иголками.
– Читает 1ученик. Читает 2 ученик.
– Выбери отгадку.
А почему ежик? кактус? Докажите.
– А елка ?
– Какого рода имя существительное?
(кактус, ежик) (м. р.) Он покрыт.
(елка) (ж.р.) Она покрыта.
– Почему во вторую загадку не подходит расческа? Она тоже зеленая.
(нет иголок)
Итог: Слова в предложении связаны по смыслу.
VI. Рефлексия.
Мы были исследователи.
Какие открытия мы сделали на уроке?
– Что было на уроке трудно?
– А кому было легко?
– С какой замечательной книгой мы сегодня познакомились?
В нашей речи будут встречаться разные слова устаревшие и новые. Мы будем пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками. Вы будете много читать и очень много знать. Ваша речь будет красивой и правильной.