Урок-сказка по математике по теме "Десятичные дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся по данной теме;
  • воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах;
  • обучать учащихся умению оценивать знания;
  • развивать умение решать текстовые задачи.

Форма проведения: урок-сказка.

Оборудование: мультимедийный проектор (все задания выводятся на экран).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы с вами научились выполнять все действия с десятичными дробями. Сегодня мы проверим, как вы усвоили эти правила и умения их применять.

Сегодня у нас необычное повторение темы «Десятичные дроби», оно пройдет в форме соревнования, участниками которого будут 2 команды.

Правила соревнования:

  1. Каждой команде даются задания.
  2. Некоторые задания адресованы всему классу, в этом случае отвечает та команда, участники которой первыми поднимут руку, если команда неправильно отвечает, то право дать ответ предоставляется другой команде.
  3. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Таковы условия соревнования.

Это урок будет не совсем обычный и проведен будет как урок-сказка. Мы на время перенесемся в сказку. Вы все, наверное, знаете сказку «Гуси-лебеди».

II. Основная часть.

«Жили-были муж с женой. У них была дочка да сынок маленький. Отец с матерью ушли на работу, а дочку оставили дома и приказали беречь братца, не уходить со двора.

Дочка посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась. А гуси-лебеди пролетали мимо, да унесли братца на крыльях. Вернулась девочка, а братца нет, и только увидела, как метнулась стая гусей-лебедей. Бросилась девочка догонять их.

Бежала-бежала, видит – стоит печь и спрашивает девочка:

– Скажи, печка, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

Вычисли устно, сколько получится, тогда скажу:

  • 1,3 + 0,7
  • 1,56 - 0,2
  • 0,4 х 0,6
  • 6,4 : 2
  • 0,75 х10
  • 453 х 0,001
  • 6 + 2,71
  • 5 – 3,45
  • 3,7 х 3,87 – 3,7 х 3,86
  • (0,3)2
  • (0,2)3
  • 10 х 4,3 х 0,5

Молодцы и вы, ребята, помогли девочке решить задания, и указала печка, куда ей дальше бежать.

Побежала девочка дальше – стоит яблоня.

– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Поставь между числами такие знаки, чтобы в результате выполнения указанных действий получилось 1, тогда и скажу. 

1 команда 2 команда
0,3; 7,7; 0,125 0,3; 3,7; 0,25

Сказала яблоня девочке, куда гуси-лебеди полетели, и побежала она дальше. Смотрит девочка, течет молочная речка в кисельных берегах.

– Скажи, речка, куда гуси-лебеди полетели?

Речка ей отвечает:

Найди сумму 20 чисел – скажу:

0,1+0,2+0,3+0,4+ 0,5+0,6+0,7+0,8+0,9+1+1,1+1,2+1,3+1,4+1,5+1,6+1,7+1,8+1,9+2

Помогла речка девочке, указала дорогу дальше. Долго бегала она по полям и лесам. Вдруг, видит, стоит избушка на курьих ножках. Девочка ей и говорит:

– Повернись ко мне передом, а к лесу задом.

– Повернусь я к тебе, но ты прежде помоги-ка исправить забавные равенства: 

1 команда
2 команда
3 + 108 = 408
53 х 10 = 53
42 + 17 = 212
736 – 336 = 4
27,6 : 3 = 92
63 – 27 = 603
79 х 10 = 79
206 + 5 = 706
75 + 23 = 305
628 – 528 = 1
43 – 17 = 413
186 : 0,3 = 62

Слышит девочка, что братик её в этой избушке, играет серебряными яблочками. Хотела она открыть дверь, а дверь ей в ответ:

– Вот тебе листки-задания, которые решать надо так: ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего: 

1 команда
2 команда
1,4 + 0,6 = __
__ - 1,7 = __
__ х 1,2 = __
__ : 9 = __
__ + 0,96 = __
__ - 0,2 = __
__ х 0,5 = __
__ : 0,02 = __
(Ответ: 20)
2,6 + 0,4 = __
__ - 2,8 = __
__ х 1,8 = __
__ : 12 = __
__ + 0,97 = __
__ - 0,1 = __
__ х 0,5 = __
__ : 0,15 = __
(Ответ: 3)

 Открылась дверь, а в избушке старая баба-яга прядет кудель, а на лавочке братец сидит.

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

– Зашла я погреться.

– Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит человеческим голосом:

– Баба-яга пошла баню топить, чтобы вымыть тебя, а потом зажарить и съесть. Я помогу тебе выбраться отсюда, только сначала реши задачи: 

1 команда  2 команда
 Разделить число 18,4 на 3 части, так, чтобы первая часть была в 3 раза больше второй, а третья часть на 1,2 меньше первой.  С трех лугов собрали 22,2 тонны сена. Со второго луга собрали на 1,2 тонны больше, чем с первого, а с третьего собрали столько же, как с первого. Сколько сена собрали с каждого луга? 

Девочка взяла своего братца и побежала с ним домой. Что же, ребята, помогло девочке и вам выручить братца?

Решив эти уравнения, мы узнаем ответ. Та команда, которая первой выполнит это задание получит 3 балла. 

  Ответ Буква
х – 11,3 = 1,56
х + 14,3 = 15,4
5х + 3х – 1,3 = 1,1
(х + 0,3) : 7 = 0,2
17 (0,6 – х) = 3,4
х : 7 – 0,3 = 0,4
   

Подсказка:

1,1 4,9 0,4 12,86 0,3
Н Я И З А

 

Вот мы и знали, что помогли вам ЗНАНИЯ.

III. Подведение итогов урока.

Определяется команда-победитель. Самым активным учащимся выставляются оценки в журнал.

IV. Домашнее задание.

Вспомнить сказку «Красная шапочка» и составить по ней математическую сказку на тему «Десятичные дроби» или придумать свою сказку.