Цели урока:
- систематизировать знания учащихся по данной теме;
- воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах;
- обучать учащихся умению оценивать знания;
- развивать умение решать текстовые задачи.
Форма проведения: урок-сказка.
Оборудование: мультимедийный проектор (все задания выводятся на экран).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, мы с вами научились выполнять все действия с десятичными дробями. Сегодня мы проверим, как вы усвоили эти правила и умения их применять.
Сегодня у нас необычное повторение темы «Десятичные дроби», оно пройдет в форме соревнования, участниками которого будут 2 команды.
Правила соревнования:
- Каждой команде даются задания.
- Некоторые задания адресованы всему классу, в этом случае отвечает та команда, участники которой первыми поднимут руку, если команда неправильно отвечает, то право дать ответ предоставляется другой команде.
- За правильный ответ команда получает 1 балл.
Таковы условия соревнования.
Это урок будет не совсем обычный и проведен будет как урок-сказка. Мы на время перенесемся в сказку. Вы все, наверное, знаете сказку «Гуси-лебеди».
II. Основная часть.
«Жили-были муж с женой. У них была дочка да сынок маленький. Отец с матерью ушли на работу, а дочку оставили дома и приказали беречь братца, не уходить со двора.
Дочка посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась. А гуси-лебеди пролетали мимо, да унесли братца на крыльях. Вернулась девочка, а братца нет, и только увидела, как метнулась стая гусей-лебедей. Бросилась девочка догонять их.
Бежала-бежала, видит – стоит печь и спрашивает девочка:
– Скажи, печка, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
– Вычисли устно, сколько получится, тогда скажу:
- 1,3 + 0,7
- 1,56 - 0,2
- 0,4 х 0,6
- 6,4 : 2
- 0,75 х10
- 453 х 0,001
- 6 + 2,71
- 5 – 3,45
- 3,7 х 3,87 – 3,7 х 3,86
- (0,3)2
- (0,2)3
- 10 х 4,3 х 0,5
Молодцы и вы, ребята, помогли девочке решить задания, и указала печка, куда ей дальше бежать.
Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Поставь между числами такие знаки, чтобы в результате выполнения указанных действий получилось 1, тогда и скажу.
1 команда | 2 команда |
0,3; 7,7; 0,125 | 0,3; 3,7; 0,25 |
Сказала яблоня девочке, куда гуси-лебеди полетели, и побежала она дальше. Смотрит девочка, течет молочная речка в кисельных берегах.
– Скажи, речка, куда гуси-лебеди полетели?
Речка ей отвечает:
– Найди сумму 20 чисел – скажу:
0,1+0,2+0,3+0,4+ 0,5+0,6+0,7+0,8+0,9+1+1,1+1,2+1,3+1,4+1,5+1,6+1,7+1,8+1,9+2
Помогла речка девочке, указала дорогу дальше. Долго бегала она по полям и лесам. Вдруг, видит, стоит избушка на курьих ножках. Девочка ей и говорит:
– Повернись ко мне передом, а к лесу задом.
– Повернусь я к тебе, но ты прежде помоги-ка исправить забавные равенства:
1 команда |
2 команда |
3 + 108 = 408 53 х 10 = 53 42 + 17 = 212 736 – 336 = 4 27,6 : 3 = 92 63 – 27 = 603 |
79 х 10 = 79 206 + 5 = 706 75 + 23 = 305 628 – 528 = 1 43 – 17 = 413 186 : 0,3 = 62 |
Слышит девочка, что братик её в этой избушке, играет серебряными яблочками. Хотела она открыть дверь, а дверь ей в ответ:
– Вот тебе листки-задания, которые решать надо так: ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего:
1 команда |
2 команда |
1,4 + 0,6 = __ __ - 1,7 = __ __ х 1,2 = __ __ : 9 = __ __ + 0,96 = __ __ - 0,2 = __ __ х 0,5 = __ __ : 0,02 = __ (Ответ: 20) |
2,6 + 0,4 = __ __ - 2,8 = __ __ х 1,8 = __ __ : 12 = __ __ + 0,97 = __ __ - 0,1 = __ __ х 0,5 = __ __ : 0,15 = __ (Ответ: 3) |
Открылась дверь, а в избушке старая баба-яга прядет кудель, а на лавочке братец сидит.
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Зашла я погреться.
– Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит человеческим голосом:
– Баба-яга пошла баню топить, чтобы вымыть тебя, а потом зажарить и съесть. Я помогу тебе выбраться отсюда, только сначала реши задачи:
1 команда | 2 команда |
Разделить число 18,4 на 3 части, так, чтобы первая часть была в 3 раза больше второй, а третья часть на 1,2 меньше первой. | С трех лугов собрали 22,2 тонны сена. Со второго луга собрали на 1,2 тонны больше, чем с первого, а с третьего собрали столько же, как с первого. Сколько сена собрали с каждого луга? |
Девочка взяла своего братца и побежала с ним домой. Что же, ребята, помогло девочке и вам выручить братца?
Решив эти уравнения, мы узнаем ответ. Та команда, которая первой выполнит это задание получит 3 балла.
Ответ | Буква | |
х – 11,3 = 1,56 х + 14,3 = 15,4 5х + 3х – 1,3 = 1,1 (х + 0,3) : 7 = 0,2 17 (0,6 – х) = 3,4 х : 7 – 0,3 = 0,4 |
Подсказка:
1,1 | 4,9 | 0,4 | 12,86 | 0,3 |
Н | Я | И | З | А |
Вот мы и знали, что помогли вам ЗНАНИЯ.
III. Подведение итогов урока.
Определяется команда-победитель. Самым активным учащимся выставляются оценки в журнал.
IV. Домашнее задание.
Вспомнить сказку «Красная шапочка» и составить по ней математическую сказку на тему «Десятичные дроби» или придумать свою сказку.