Игра как способ повышения мотивации в изучении французского языка на начальном этапе

Разделы: Иностранные языки


Всем известна роль игры в процессе обучения. Игровая деятельность влияет на развитие мышления, внимания, памяти, воображения, всех познавательных процессов. Вместе с тем важно отметить, что эффективность игры как средства обучения зависит от соблюдения ряда требований, таких как: наличие воображаемой ситуации, плана, в котором будут действовать учащиеся; обязательное осознание детьми игрового результата, правил игры.

Игра – это не просто коллективное развлечение. Это основной способ достижения всех задач обучения, поэтому необходимо знать, какой навык и умение требуется, что ребенок не умел и чему научился в ходе игры. Игра должна поставить учащегося перед необходимостью мыслительного усилия. Так, на уроках французского языка ученики погружаются в различную игровую ситуацию и выполняют учебные действия в зависимости от исполняемой роли: например: разыгрывают диалог – знакомство, исполняют роли покупателя и продавца и тд.

Каждому учителю, несомненно, хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, заинтересовать детей языком, развивать их познавательный интерес и творческую, мыслительную активность.

Цель данной статьи расширить возможности педагога по применению игр в процессе обучения, повысить эффективность усвоения учебного материала, повысить мотивацию учащихся к изучению французского языка.

Роль игры в обучении иностранному языку.

Сегодня трудно найти человека, оспаривающего необходимость владения иностранным языком. Расширяется международное сотрудничество, улучшаются деловые контакты в области внешних экономических и культурных связей, значительно увеличивается возможность общения с нашими зарубежными друзьями. Поэтому значение иностранного языка для человека, мечтающего сделать успешную карьеру, бесспорно, велико.

Игры – это мощный стимул к овладению языком. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи.

В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка, предполагается принятие решения: как поступить, что сказать. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, разнообразить или обновить подход к изучению материала, помочь ученикам посмотреть на него иначе, с позиции игровых технологий.

Игры позволяют поддерживать работоспособность каждого ученика в течение урока, снимают утомляемость, восполняют дефицит общения на иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию. Чтобы заинтересовать учащихся в процессе обучения, нужно сформировать интерес к знаниям. Один из основных путей – игра. Играя, ребята учатся, закрепляют знания, лучше усваивают лексические единицы и модельные фразы.

Игра развивает у учащихся наблюдательность, способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки, способствует систематизации знаний, укрепляет знания, умения и навыки, помогает обобщению пройденного материала.

В книге Е.И. Пассова «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: « …Игра – это:

  1. деятельность ( в нашем случае речевая )
  2. мотивированность, отсутствие принуждения
  3. индивидуализированная деятельность, глубоко личная
  4. обучение и воспитание в коллективе и через коллектив
  5. развитие психических функций и способностей
  6. «учение с увлечением» [3]

В своей работе Е.И. Пассов также определяет основные цели использования игры на уроках иностранного языка:

  1. формирование определенных навыков
  2. развитие определенных речевых умений
  3. обучение умению общаться
  4. развитие необходимых способностей и психических функций
  5. познание ( в сфере становления собственно языка )
  6. запоминание речевого материала [3]

Формы игр чрезвычайно многообразны. Это и приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, шарады, загадки, конкурсы. Это и сюжетно-ролевые игры, когда ученик воображает себя водителем автобуса или пассажиром, гидом или туристом, родителем или ребенком, и мы присутствуем при импровизированном спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам, где между играющими происходит в том или ином виде соревнование.

Классификация учебно-речевых игр.

Игра является средством создания ситуации общения. Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям детей и создают условия для их естественного общения. Используемые учебно-речевые игры отличаются от развлекательных тем, что имеют узко методическую цель. Учебно-речевая игровая ситуация побуждает учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению. Могут быть выделены следующие виды учебно-речевых игр:

  1. фонетические
  2. лексические
  3. грамматические
  4. лексико-грамматические
  5. коммуникативные
  6. игры для обучения чтению
  7. игры для обучения аудированию
  8. игры для обучения говорению
  9. смешанные игры
  10. подвижные игры

Фонетические игры.

Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.[1] Привожу примеры некоторых игр, используемых мною на уроках французского языка в 5-х классах:

Какой звук я задумал? ( игра-загадка )

Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Тот, кто первый отгадает звук, получает право загадать свою загадку. Например: un manteau, un drapeau, un chapeau, un bateau, un gateau, un chateau.

Назови слово ( игра с предметом )

Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится. Например: un crayon, un bonbon, un garcon, un ballon, un pantalon.

Скороговорка ( игра-имитация )

Учащиеся пытаются произнести за учителем скороговорку, фразу, стишок на определенный звук. Например:

Un, deux, trois Quoi, quoi, quoi Petit poisson

Bonjour, madame Lerois C'est moi, l'oie Dit-moi ton nom

Quatre, cinq, six Et toi, tu vois l'oie? Non, non, dit le poisson

Bonjour, madame Caprice

Sept, huit, neuf

Bonjour, monsieur Leboeuf

Dix, onze, douze

Ça va, monsieur Vantouse.

Лексические игры.

При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу».

На этапе введения лексического материала учитель ведет рассказ, в котором постепенно используются новые слова, о значении которых можно догадаться по контексту. Учащиеся пытаются объяснить новое слово, дав ему определение, синоним или антоним. Это порождает здоровое соревнование и сотрудничество. На следующем уроке можно обратиться к лексическим догадкам, когда учитель или ученик описывает слово, не называя его, а остальные пытаются догадаться. Задания такого рода помогают усвоить лексику, не прибегая к помощи перевода. Кроме того, подобные упражнения готовят учащихся к последующей работе с кроссвордами, чайнвордами, игровыми текстами, основанными на принципе догадки и последующего конструирования, интерес к которым очень велик.

Очень распространены игры типа «Снежный ком». Учащиеся сидят по принципу круглого стола, в центре стола разложены карточки с изучаемыми словами и выражениями. Один ученик берет карточку, показывает ее всем и употребляет данное слово или выражение в предложении. Второй ученик берет вторую карточку и придумывает второе предложение, логически связанное с предыдущим.

Можно использовать игры-соревнования ( парные, фронтальные, командные ), в том числе викторины, конкурсы, а также игры типа «Аукцион» или «Дуэль» задача которых сводится к тому, чтобы последним назвать слово, выражение, фразу, относящиеся к определенной теме или ситуации. Например: L' oncle Jules part en voyage. Qu'est-ce qu'il met dans sa valise?

Ребята включаются в игру:

- Il met dans sa valise une chemise.

- Il met dans sa valise un pantalon.

- Il met dans sa valise une poupée pour sa fille.

Побеждает тот, кто сказал последнее предложение.

Полезны лексические игры на скорость. Например:

Jeux de contrastes.

Ребята становятся в кружок, в центре ведущий. Он начинает игру: бросает мяч одному из игроков и говорит какое-нибудь слово, знакомое ребятам. Игрок возвращает мяч, называя слово, противоположное по значению [2]:

- Blanc! – Noir!

- Petit! – Grand!

- Bien! – Mal!

- Long! – Court!

Грамматические игры.

Игры для тренировки различных грамматических явлений тесно связаны с играми, описанными выше, так как они не заменяют, а дополняют речевые ситуации. Например: игры для тренировки спряжения глагола avoir:

А что у вас? Давайте похвастаемся!

- Nous avons des fleurs!

- Nous avons un nouveau professeur!

- Nous avons un arbre de Noël!

Вариант: «Фантазеры»

- J'ai 100 ans!

- J'ai une giraffe dans ma chambre!

Эту игру можно организовать по принципу «аукциона»: выигрывает та команда или тот ученик, который скажет последнюю фразу.

Парные картинки.

Всем детям раздаются картинки. На них изображены разные предметы, игрушки, животные. У двух ребят картинки одинаковые. Члены одной команды быстро произносят по очереди:

  • J'ai une balle. J'ai une pomme и так далее.

Ребята из другой команды должны установить, у кого картинки одинаковые. Например: они говорят: «Dacha et Nikita ont des balles» [1]

Игры для обучения чтению.

При обучении школьников всем видам речевой деятельности с выделением чтения в качестве целевой доминанты, использование игровых упражнений дает высокие результаты.

Упражнение на закрепление буквенно-звуковых связей. На приеме у глазного врача.

Учитель объясняет детям, что сегодня будет проверять у них зрение. Показывая ту или иную букву или буквосочетание, «доктор» просит назвать ее. Далее роль «доктора» могут исполнять сами ученики. В случае, если «пациент» неправильно назовет букву, «доктор» называет ее сам.

Упражнение коммуникативного характера.

Учитель: «Мальвина подготовила предложения, чтобы учить Буратино читать. Когда она вышла из комнаты, проказник взял ножницы и разрезал эти предложения на отдельные слова. Помогите Мальвине восстановить их»

Une pomme    Marie   mange

Marie mange une pomme.

После того, как предложение будет составлено, дети прочитывают его. [4]

Игры для обучения аудированию.

Данные игры требуют от участников восприятия информации на слух. Наиболее интересными являются следующие игры:

Творческий диктант.

Учитель диктует отдельные слова или целые предложения, а ученики рисуют то, что слышат. Затем они делают подписи под рисунками ( слова, предложения ).

Savez-vous observer?

На демонстрационной доске установлены картинки, одинаковые по содержанию, но отличаются лишь несколькими деталями. Толька одна из них иллюстрирует рассказ, который участники игры прослушивают на диске. Пример текста записи:

La lune brille haut dans le ciel noir. Elle éclaire une petite maison, un jardin, trois arbres. Non loin de la maison il y a une rivière. Cinq souris dansent devant la maison. Le chat Mistigris ne dort pas. Il est sur le toit de la maison, il se prepare á sauter sur les souris. Le chien Trésor est derrière l'arbre. Il se prepare á attaquer le chat Mistigris. [1]

Игры для обучения говорению.

Эти игры весьма разнообразны. В основе их пересказ, описание иллюстрации, составление и воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов, схем, таблиц, рисунков. По способу и характеру организации они могут подразделяться на игры с текстом, ролевые, имитационно - моделирующие, игры-соревнования.

Привожу некоторые из них:

Кто следующий?

Все участники игры, кроме одного, получают набор карточек со словами или фразами из прочитанного ранее текста. Все участники игры слушают логику изложения, так как каждый должен определить свое место в повествовании. Контролер следит за ходом и логикой изложения и в конце подводит итог.

Представление.

Каждый участник получает карточку с именем известного человека и пытается вспомнить как можно больше сведений о нем. Затем ему предстоит исполнить роль этого человека. Все участники игры образуют два круга (один внутри другого), встав лицом друг к другу. Они общаются по кругу, стараясь поговорить как можно с большим количеством партнеров (диалог-расспрос, диалог-знакомство). Следующий сигнал учителя означает, что участники должны тактично и вежливо закончить беседу и попрощаться. В конце урока учитель организует фронтальную беседу.

Игра как дидактическое средство обучения французскому языку способствует развитию индивидуального и коллективного творчества учащихся. Ученик на уроках-играх учится приобретать знания самостоятельно, более раскован, лучше излагает свои мысли.

Разнообразие форм работы на уроке, неоднократное повторение учебного материала, выполнение упражнений в форме игры способствуют повышению мотивации и познавательного интереса учащихся.

Использование приведенных выше учебно-речевых игр полностью отвечает возрастным особенностям учащихся и существенно повышает их мотивацию к изучению французского языка.

Список использованной литературы:

  1. Калаева Г.Г. Интенсификация обучения французскому языку при помощи учебных языковых игр. – Журнал «Иностранные языки в школе» №2, №6, 1995 г, №1-3, 1996 г.
  2. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск, Высшая школа, 2001г.
  3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.- М: Просвещение, 1988 г.
  4. Тэн Э.Г. Некоторые игровые упражнения для обучения чтению на французском языке в младших классах – Журнал «Иностранные языки в школе» №4, 1996 г.