Цели: продолжать знакомить детей с темой «Космос».
Задачи:
- расширять, активизировать слова по теме;
- развивать умение подбирать имена прилагательные к существительному;
- учить детей подбирать однокоренные слова;
- автоматизация звука [Л] в слогах, словах;
- продолжать работу над просодикой речи;
- стимулировать речевую активность детей, учить отвечать на вопросы;
- развивать логическое мышление, память и внимание;
- развивать конструктивные способности;
- воспитывать у детей любознательность к окружающему миру;
- воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
Оборудование: виды разных планет – Земля с космоса, два родителя-инопланетянина в самодельных скафандрах, виды транспорта, иллюминатор, лошадь, лопатка, ложка, лампа, пластилин, картон с изображением нарисованных ракет, палочки Кюизенера.
Предварительная работа: знакомство с космическими объектами, с состоянием – невесомость; рисование контура ракеты (индивидуальные работы на картонном листе А5), рассматривание иллюстрации космического скафандра, разучивание считалки о планетах.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Дети, назовите виды транспорта, на которых можно летать? (вертолет, самолет, ковер-самолет, метла, ракета). Посмотрите у меня на столе лежат разрезанные картинки, их нужно собрать. Что у нас получилось? (самолет, вертолет, ракета). Скажите, на каком транспорте мы можем отправиться в космический полет? (на ракете).
II. Дидактическая игра «Найди слова – родственники» (обращение к детям 6-ти лет).
– Кто летает в космос? (космонавты)
– Они летят в космос. Как называют такое путешествие? (космическое)
– На чем летают космонавты в космосе? (на космических ракетах). Повторение однокоренных слов.
– А что еще может быть космическим? (корабль)
– Чем отличаются предметы, находящиеся в космосе от земных? (предметы в космосе летают, если их не пристегнуть; становятся невесомыми).
– Вспомните, что такое невесомость? (Невесомость – состояние предметов, когда на них не действует сила притяжения и они теряют вес (нет веса, не весит)
III. Упражнение на дыхание.
Представим себе невесомость на примере пёрышек. Давайте подуем на них, не надувая щек, пёрышки легкие, летают. И предметы в космосе начинают летать, если их не закрепить.
– Мы сегодня с вами тоже отправимся в космический полет. Но скажите, мы можем лететь в нашей одежде в космос? Почему? Что нам нужно? (для полета нам нужны специальные космические скафандры – костюмы космонавтов, которые шьют специально для каждого).
Надеваем скафандры: сначала натягиваем на правую ногу, затем брючину на левую ногу, надеваем правый рукав, левый. Застегиваем молнию, ремни, надеваем шлем. Занимаем свое космическое кресло, пристегиваем ремни.
Начинается отсчет, все вместе: 5-4-3-2-1 – пуск!
IV. Релаксация – Физминутка.
– Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью. У вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы и вырвались из притяжения Земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте встанем и испытаем это состояние. Мы в невесомости!
– В невесомости плывем
– Мы под самым потолком (дети расходятся и стоят на одной ноге, делают медленные движения руками вверх – вниз с выносом прямой ноги)
– Мы с вами на космическом корабле, а что у нас за бортом давайте посмотрим в окно, а кто же может сказать, как называется окно в ракете? (иллюминатор). Слово очень трудное давайте его повторим (3 – 4 повтора индивидуально и хором вслух и шепотом).
– Что мы можем увидеть в иллюминатор космического корабля? (педагог с детьми смотрит в иллюминатор (обруч) с показом картинок).
V. Стук в дверь. Появляются два (родителя) инопланетянина.
Они разговаривают между собой, потом обращаются к детям (дети повторяют за инопланетянами).
Развитие фонематического слуха.
- ЛА-ЛО-ЛО – спокойно
- ЛУ-ЛЫ-ЛА – радостно
- ЛА-ЛЫ-ЛО-ЛУ – огорченно (вопросительно, грустно, восторженно…)
VI. Формирование лексико-грамматической компетенции.
Инопланетяне проводят дидактическую игру «Что вы знаете о космосе?». (Дети называют признаки космических предметов).
Земля – она какая? (круглая, красивая, голубая, маленькая)
Марс – он какой? (красный, круглый…) Есть ли жизнь на нем?
Сатурн – какой он? Из чего состоит его кольцо? (из астероидов)
Солнце – планета или спутник? (звезда)
Луна – что это? (спутник) какой естественный или искусственный?
Космическая станция – для чего она?
Луноход – что делает?...
Логопед предлагает инопланетянам присесть и послушать, что еще знают наши дети.
VII. – Ребята вы заметили, с какого звука начинаются все слоги инопланетян?
Звук [Л] какой, гласный или согласный? Звонкий или глухой?
– Мне кажется, что звук [Л] самый любимый у наших инопланетян, давайте подарим им предметы, в названиях которых есть звук [Л]. Но инопланетяне очень любят маленькие предметы, давайте будем называть наши предметы ласково, будто они маленькие (предметы и картинки, называемые детьми лежат перед ними на столе):
– Я подарю лошадку.
– Я подарю лопаточку.
– Я подарю лампочку.
– Я подарю ложечку.
– Я подарю лодочку…
VIII. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Инопланетяне обращаются с просьбой к детям:
– Ребята, мы забыли вам сказать, что произошла большая неприятность. Сломалась ракета, на которой мы к вам прилетели. Помогите нам, пожалуйста, выложите из этих красивых цветных палочек ракеты. (Ребята выкладывают ракету из цветных палочек Кюизенера. Инопланетяне благодарят детей.
Логопед: Молодцы, а теперь выходите ко мне на ковер. Мы с вами – дружные космонавты.
IX. Развитие эмоционально волевой сферы. Логоритмическое упражнение.
– На чем еще можно летать? Но не в космос. Правильно, на самолете. Давайте превратимся с вами в самолеты и полетим!
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет. (ходят по кругу)
Правое крыло вперед, (поворот через правое плечо)
Левое крыло вперед. (поворот через левое плечо)
Полетел наш самолет. (разбегаются)
X. – А сейчас я вас прошу раскрасить ваши ракеты, но не красками и карандашами, а пластилином. Работа за столами. Логопед помогает детям.
– Молодцы! Красивые получились у вас ракеты. Давайте подарим их нашим гостям и расскажем считалку о планетах, которую мы с вами недавно выучили. (Чтение по цепочке).
На Луне жил звездочет
Он планетам вел учет:
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восемь – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон,
Кто не видит –
Выйди вон!
XI. Итог.
Инопланетянам пора к себе, они благодарят за все детей и дарят им сладкие подарки.
– И нам нужно возвращаться домой. Занимайте свои места, пристегнитесь. Закрывайте глаза начинаю отсчет – 1-2-3-4-5. Ну вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? Что интересного вы запомнили?