Вступление
В современном обществе необходим человек, умеющий решать реальные жизненные проблемы на основе предметных знаний и умений. Задача школы, каждого педагога средствами своего предмета сформировать такую компетентность, но это возможно только в процессе решения проблем повседневной жизни, и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи.
В 10 классе начинается второй концентр изучения истории России. Задача курса повторение, углубление и систематизация знаний по истории России. Многие учащиеся сдают ЕГЭ по истории России или продолжают изучать данный курс в вузах.
Специфика ситуационной задачи в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный и интегративный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; к актуализации предметных знаний с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе.
На всех предметах учащиеся так или иначе пользуются примерно одним и тем же набором интеллектуальных операций: они распознают и сравнивают факты и явления, отбирают и ранжируют данные согласно определенным критериям, классифицируют, формулируют обобщения. Именно с такой позиции и рассматриваются ситуационные задачи, так как это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Для учащихся 10 класса была составлена задача «Откуда есть пошла Русская земля..» для наиболее эффективного усвоения материала, значимого для всего дальнейшего понимания и освоения истории России. С норманнской теорией учащиеся знакомятся очень поверхностно в 6 классе, поэтому в 10 классе я отвела целый вводный урок для решения СЗ. Составленные тексты позволяют расширить знания по проблеме, посмотреть на нее с разных позиций. Споры по норманнской теории проходили с момента возникновения исторической науки у нас в стране, т.е. с XVIII века. Эта проблема актуальна была и в XX веке, т.к. ее на вооружение взял германский фашизм. План «Ост» - план уничтожения славянских народов, как неполноценных, основывался на норманнской теории. В год 1150-летия российской государственности данная ситуационная задача становится еще более актуальной, в том числе и в воспитании чувства патриотизма.
Данную задачу можно использовать на уроке изучения нового материала, на повторительно-обобщающем уроке, для отработки навыков в работе по группам, на уроке контроля.
Технологическая карта
Название ситуационной задачи | «Откуда есть пошла Русская земля…» |
Предмет | История, на предметном поле географии |
Класс | 10 класс |
Подход к проектированию заданий | На основе материала учебника истории 10 класса и дополнительной литературы |
Цель | Совершенствовать метод решения ситуационных задач, с целью расширения применения метода ситуационного анализа для решения нравственно значимых в жизни задач и расширения своих знаний и умений по предмету. |
Задачи | · продолжить формирование навыка поиска и выделения информации из неструктурированных текстов; · совершенствовать организацию смыслового чтения; · совершенствовать умение выбирать основания и критерии для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений и доказательств; · продолжить формирование умения выбирать ценностные ориентиры, исходя из социальных и личностных ценностей |
Формируемые умения: |
Предметные: · Умение определять события, их значение и давать оценку данного события. · Умение анализировать научные теории, сравнивать их положения, выделять факторы значимости изучения данных теорий. · Умение работать к исторической картой. Коммуникативные: · Умение работать в малой группе · Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопросов Познавательные: · Умение извлекать информацию из текста, совмещать информации из текстов разных видов (основного и справочного). · Умение обоснования утверждения с использованием информации, представленной в разных частях текста, работать с избыточным объемом информации. · Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Логические: · Умение выбирать основания и критерии для сравнения. · Умение устанавливать причинно-следственные связи. · Умение выстраивать логические цепи рассуждений, доказательств. Личностные: · Умение нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, исходя из социальных и личностных ценностей. |
Планируемый педагогический результат | · совершенствование метода решения ситуационных задач и его отличий от методов решения традиционных задач · сформированность умений: извлечение информации из текста, определение основной и второстепенной информации, совмещение информации, выделение существенных характеристик объекта, осознанное и произвольно строение высказывание в устной и письменной форме · умение выбирать ценностные ориентиры для определения своего способа жизни |
Способ и формат оценивания результатов работы | Идентификационная оценка на основе «матрицы оценивания выполнения СЗ» |
Название задачи | « Откуда есть пошла Русская земля…» | |||||||||||||||||||||||||
Личностно-значимый познавательный вопрос | Мы гордимся своей героической историей и любим Россию. Сколько войн пришлось пройти русским воинам, сколько горя вынести народу. Но каждый раз Россия возрождалась как «феникс из пепла» и становилась еще сильнее. Но многие ли знают, как возникло русское государство? Почему его создание до сих пор вызывает жаркие споры среди ученых сторонников и противников норманнской теории? Как вы поймете, оцените и выскажете свой взгляд на «призвание варягов на Русь»? | |||||||||||||||||||||||||
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде | Текст 1. «В год 6737 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел нами и судил по праву».И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». («Повесть временных лет»). Текст 2. «В IX веке на Руси появились викинги, или варяги. Это древнескандинавское слово значит «воин», то есть варяг – не национальность, а профессия. Так славяне называли жителей Скандинавии и Балтии, которые приплывали на Русь с севера и плыли по рекам на юг к источнику сказочных богатств – Константинополю или Багдаду. Варяги воевали или торговали – в зависимости от того, что выгоднее. В Западной Европе викинги больше грабили, потому что торговать там, в IX – X веках было почти нечем (ремесла пришли в упадок с гибелью Западной Римской империи), а в случае военной неудачи на берегу легко было уйти в море. На Руси варягам выгоднее было поддерживать мир с местными жителями. Многие варяги, осев в городах, поступали на военную службу к местным князьям или становились купцами. Иногда вожди варягов сами становились князьями (так случилось в Ладоге, Новгороде и Киеве). Варяги (как и славяне) привыкли общаться с людьми, говорящими на разных языках и исповедующими разные религии. Поэтому они легко уживались и смешивались; варяги, осевшие на Руси, через одно-два поколения полностью уподоблялись славянам. С середины XI века варяги на Русь уже не приплывали, и вскоре на Руси их вообще не осталось». (С.Г. Смирнов «Задачник по истории России»М. «МИРОС», 1993г.). Текст 3. «Широкую известность в России норманнская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук Готлиба Зигфрида Байера (1694—1738), позднее Герарда Фридриха Миллера, Штрубе-де-Пирмонта и Августа Людвига Шлёцера.…Сторонники «норманнской теории» (Н.М. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев и др.) считали варягов основателями государства в Древней Руси, а противники (М.В. Ломоносов, С.А. Гедеонов и др.) опровергали, добавляя, что этнически варяги могли быть прибалтийскими славянами, литовцами, готами либо хазарами. К норманнской школе примыкает и оригинальное мнение А.А. Шахматова: « Русь – это те же норманны, те же скандинавы; русь – это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем потомки их стали оседать на менее привлекательном лесистом и болотистом славянском севере». И в самом деле, кажется, всего правильнее будет предоставлять дело так, что русью звали в древности не отдельные варяжское племя, ибо такого не было, а варяжские дружины вообще. Как славянское название сумь означало тех финнов, которые сами себя звали suomi, так у славян название русь означало, прежде всего тех заморских варягов – скандинавов, которых финны звали ruotsi. Это название русь ходило среди славян одинаково с названием варяг, чем и объясняется их соединение и смешение у летописцев. Имя русь переходило и на славянские дружины, действовавшие с варяжской русью, и мало-помалу закрепилось за славянским Поднепровьем.». (С.Ф. Платонов «Лекции по русской истории», М., 1993г.) Таким образом, Платонов присоединяется к норманнской теории происхождения Руси. Их оппоненты, представители славянской школы, утверждали, что под именем руси подразумевались славяне. Текст 4. «Суть «норманнской теории» происхождения Русского государства заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами, скандинавами, носителями западной культуры – именно так понимали варягов эти историки. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости, исторической обреченности… Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на руси задолго до «призвания варягов». Однако до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги. Норманнисты продолжают настаивать на том, что варяги были скандинавами, основываясь на свидетельствах разветвленных связей Руси со Скандинавией, на упоминании имен, трактуемых ими как скандинавские, в составе русской правящей верхушки. Однако подобная версия полностью противоречит данным летописи, помещающей варягов на южных берегах Балтийского моря и четко отделяющих их в IX в. от скандинавов. Против этого говорит и возникновение контактов восточных славян с варягами как с государственным объединением в то время, когда Скандинавия, отстававшая от Руси в своем социально-экономическом и политическом развитии, не знала в IX в. ни княжеской или королевской власти, ни государственных образований. Славяне же южной Прибалтики знали и то, и другое. Конечно, споры о том, кем были варяги, будут продолжаться». (А.Н. Сахаров, В.И. Буганов «История России с древнейших времен до конца XVII века», М. «Просвещение» 1997г.) Текст 5. «Мы хотим, - говорил Гитлер, - произвести отбор слоя новых господ, чуждого морали жалости, слоя, который будет осознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой». «Новый порядок» представлял собой террористический режим, при помощи которого в захваченных гитлеровцами странах были уничтожены все демократические учреждения и гражданские права населения, а самые эти страны эксплуатировались и подвергались разграблению. Население этих стран, и в первую очередь славянских стран, особенно русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, сербы, словены, подвергались беспощадным преследованиям и массовому физическому уничтожению». «Если я могу послать цвет нации в пекло войны без малейшего сожаления о пролитии ценной германской крови, то, конечно, я имею право устранить миллионы низшей расы, которые размножаются, как черви». («Нюрнбергский процесс» т.1, М. «Юридическая литература» 1987г). Текст 6. Вторая мировая война
Генеральный план «Ост» Одна из основных задач – истребление славянского населения. Планировалось в течение нескольких лет уничтожить десятки миллионов славян. Остальные должны работать на Германию и Европу в целом. Директивы Гитлера от 23 июня 1942 года 1. Славяне должны работать на нас, а если они нам больше не нужны пусть умирают. Славянская плодовитость нежелательно. Образование опасно. Достаточно если они будут считать до ста. 2. Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью. 3. Говоря по-военному, мы должны убивать от 3 до 4 миллионов русских в год. |
|||||||||||||||||||||||||
Задания на работу с данной информацией. | ||||||||||||||||||||||||||
Ознакомление | Прочитайте предложенные тексты и назовите событие, описанное в «Повести временных лет», ставшее камнем преткновения в споре сторонников норманнской и антинорманнской теорий? Данный исторический факт свидетельствует о создании государства у ильменских словеней или о прекращении междоусобиц между племенами? | |||||||||||||||||||||||||
Понимание | Прокомментируйте причины расселения варягов на территории восточно-европейской равнины. Назовите основные занятия варягов. Как проходил путь «из варяг в греки»? Какое значение он имел для варягов и Руси? Почему с XI века о варягах летописи больше не упоминают? | |||||||||||||||||||||||||
Применение | Сравните основные положения норманнской теории и современного подхода российской исторической науки. Назови ученых, защищавших данные точки зрения. | |||||||||||||||||||||||||
Анализ | Проанализируйте расистскую теорию Гитлера с позиций норманнской теории. Какие выводы сделал Гитлер из данной теории. Какие последствия они имели и могли бы иметь в случае победы фашизма для русских, украинцев, белорусов и других славянских народов? Как далеко можно зайти в трактовке политических и национальных процессов, если поддерживать норманнскую теорию? | |||||||||||||||||||||||||
Синтез | Изложите в форме эссе свое мнение о начале Российской государственности. Сторонником, какой теории вы себя считаете? Найдите дополнительную информацию в пользу выбранной точки зрения. | |||||||||||||||||||||||||
Оценка | Перечислите факторы значимости изучения данных теорий для понимания Российской и мировой истории. |
Рефлексивные наблюдения
Учебное занятие с использованием данной ситуационной задачи, позволяет утверждать, что учащиеся с интересом работают с разными видами информации. Решение СЗ позволяет самостоятельно добывать знания, что делает эти знания, полученные учащимися, более прочными.
Такие уроки позволяют учителю самому отбирать материал из разных источников, что расширяет кругозор детей, прививает интерес к чтению научной литературы, а не только учебника.