Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Когда связки заставляют работать слишком много или работать неправильно, это приводит к тому, что они сокращаются и колеблются слишком сильно или чересчур резко, это приводит к хрипоте или ларингиту, а из-за воспаления миндалин снижается общая сопротивляемость организма.
Голос – это орудие труда педагога. Голосовые связки подвергаются тяжелой нагрузке – более жестокой, чем сами связки способны выдержать, и когда они наносят ответный удар, воспламеняя горло и похищая дар речи, то вполне могут положить болезненный конец всякой педагогической деятельности.
Сфера воспитания является сферой «повышенной голосо-речевой ответственности», так как речь и голос как один из структурных компонентов речевой продукции, становятся важнейшим инструментом деятельности воспитателя, средством реализации всех задач методического и дидактического характера.
Давайте выделим ряд параметров, которые в совокупности составляют специфическую характеристику профессионального голоса педагога:
- потенциально высокий уровень громкости (голосовой «запас прочности», позволяющий педагогу в любой ситуации быть услышанным);
- большой динамический диапазон (возможность придавать голосу множество градаций громкости, переходов от максимальной звучности к минимальной в соответствии с решаемой задачей);
- широкий высотный диапазон (значительные повышения и понижения голоса, то есть частоты колебаний голосовых связок, обеспечивающих разнообразную мелодику речи);
- большой тембральный диапазон, разнообразие тембров (изменения
звуковой окраски голоса, позволяющие «раскрашивать» отдельные слова или
целые высказывания в те или иные тона, придавая им большую выразительность);
- благозвучность
(чистота и ясность тембра);- полётность
(хорошая слышимость при наименьших усилиях говорящего, когда голос легко «долетает» до слушателей в любой части аудитории);- помехоустойчивость
(способность голоса противостоять внешним звуковым помехам, быть услышанным на фоне посторонних шумов);- суггестивность
(способность голоса воздействовать на эмоции и поведение воспитанников независимо от словесно-понятийного содержания речи);- устойчивость
(потенциальная стабильность высоты, громкости и тембра);- гибкость
, подвижность (способность голоса быстро и непринужденно варьировать высоту, громкость и тембр);- адаптивность
(способность голоса обеспечивать хорошую слышимость, разборчивость и комфортное восприятие речи в любых акустических условиях),- выносливость
(высокая работоспособность голоса, позволяющая выдерживать длительную речевую нагрузку).
На основании перечисленных параметров можно ввести понятие педагогического голоса.
Педагогический голос – это идеализированное представление о таком звучании голоса, с помощью которого наиболее эффективно решаются задачи обучения и воспитания.
Педагогу необходимо в совершенстве владеть всеми компонентами педагогического общения, орфоэпическими нормами, обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом.
Педагог в течение рабочего дня не только наблюдает за детьми, но и постоянно воспитывает их посредством занятий, рассказов, пения, игр. Это, естественно, создает повышенную нагрузку на голосовой аппарат. Благодаря коммуникативной роли голоса и речи происходит вербальное общение педагога и детей, голосовая функция является важнейшим элементом воспитательного процесса.
При анализе специальной литературы и особенностей работы педагога-дошкольника, был выявлен ряд условий, необходимых для хорошего становления и работы голоса.
Важно поддерживать постоянно голосовую форму. Необходимо обращать внимание на беспричинные изменения тембра голоса, охриплость, а также чрезмерную утомляемость.
Люди голосо-речевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализуется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям труда, а также подвижностью нервных процессов и особой впечатлительностью.
Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона.
Шептать и кричать – вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпотной речи формируется неправильный механизм голосообразования.
Необходимо грамотно организовать и поддерживать общий режим дня, надо изучить потребности своего организма и создать комфортную смену труда и отдыха, обеспечивающие бодрость и творческую активность педагога. Профессиональная уверенность в себе и своих силах возникает только в результате хорошей профессиональной подготовки, нужно постоянно заниматься самообразованием в различных сферах своей профессиональной компетентности.
Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры. В предупреждении голосовых нарушений большое значение имеет природная выносливость голоса и приспособляемость организма к условиям труда, однако соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствовать коммуникативную компетентность воспитателя.
Предлагаю упражнения, позволяющие развивать силу и выносливость голоса, а также совершенствовать другие голосо-речевые навыки.
Первой «ступенькой» в работе над выразительной речью является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняются следующие упражнения:
Положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую – сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 сек.), а затем осуществляем вдох через нос и выдох через рот.
Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем выдох до 10-15.
Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы «пламя заколыхалось» и держим его в таком положении до конца выдоха.
Долго произносим звук [м] с целью нахождения для себя наиболее оптимального, удобного звучания. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены. Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.
Произносим слоги «ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры» с поворотами головы то вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.
Для тренировки мышц артикуляционного аппарата можно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, которые оформлены в виде «сказки о весёлом язычке». Этот комплекс можно выполнять вместе с детьми:
Язычок с утра проснулся (высунуть широкий язык), сладко потянулся (потянуть язык к носу 6-8 раз), почистил зубы (почистить зубы с внешней и внутренней стороны), причесался (почесать губы об зубы), завел свой мотоцикл, сел на него и поехал в зоопарк. Язычок вошёл в двери зоопарка (широко открыть и закрыть рот) и удивился, сколько здесь животных! (изобразить на лице удивление). Вот вертит хоботом добрый слон (вытянуть губы трубочкой и вращать ей по кругу), а вот пятнистый жираф (широко открыть рот, потянуть язык к небу), вот скачут зебры (поцокать языком), а вот выгнул спину леопард (зацепить кончик языка за нижние зубы, поставить его горкой), у забора притаился старый филин (произнести уф! уф! уф!), а там сидит облизывается пантера (облизать верхнюю губу ). Вечером язычок рассказал обо всем, что увидел, маме (произнести ля-ля-ля).
Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных орудий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса можно использовать следующие упражнения:
«Колокол» – «раскачиваем колокол», одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала «мы раскачиваем небольшой колокол», произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем – «массивный колокол», произнося бом-бом-бом низким голосом, затем – «бубенчики», произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.
«Инопланетянин» – попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] – высоким.
«Шагаем по ступенькам» – произносим фразы: «Первый этаж, второй этаж …седьмой этаж», постепенно повышая свой голос.
Для тренировки темпа речи можно прочитать скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит» в темпе по ситуации:
- вы отчитываете двоечника;
- вы беседуете с лучшей подругой;
- вы на лекции в университете;
- вы торопитесь, боитесь не успеть рассказать эту новость.
Для того чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной, необходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализатора: хорошее речевое дыхание,чёткая артикуляция,богатая интонация.
Для развития всей мелодико-интонационной стороны речи можно произносить предложения, скороговорки с интонациями радости, удивления, восхищения, порицания, печали, безразличия:
Собирала Маргарита маргаритки на горе.
Лара у Вали играет на рояле.
Произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией вопроса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос, например:
Около кола колокола? Около кола колокола.
Пальчиковая гимнастика.
Любопытный факт в конце девятнадцатого века подметил французский ученый Кастекс: когда булочник долго месит руками тесто, то голос становится у него хриплым. В чём причина?
Оказывается, когда устают руки, то устают одновременно и мышцы гортани, которые управляют натяжением голосовых связок.
В гортани, как в капле воды, отражается сиюминутное состояние человека. Когда мы говорим или поем, то включаем в работу целый комплекс мышц. А если мы говорим много, а мышечным аппаратом гортани руководить не умеем, то наказание неминуемо:
-
ослабевают гортанные мышцы,
-
голос теряет свежесть, звучность,
-
голос становится тяжёлым, не поддается контролю,
-
выделяется много слизи,
-
случаются кровоизлияния...
Древние римляне говорили, что руки — это часть речи. Врачи – логопеды Московского областного научно-исследовательского клинического института лечат заикание особым методом: они советуют своим клиентам писать каллиграфическим почерком или тщательно вырисовывать печатным шрифтом буквы. Упражнения в каллиграфии отражаются и на характере: человек становится уравновешеннее, спокойнее.
«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.
Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой системы, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна.При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру.
Рецепты здорового голоса.
Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении.
Рекомендую несколько рецептов народной медицины при осиплости, и временной потере голоса.
-
Свежевыжатый морковный сок развести молоком в соотношении 1:3 и пить 3 раза в день по полстакана.
-
Тщательно размешать 2 яичных желтка, 50 г меда и 30 г коньяка. Принимать по 1 чайной ложке 4 раза в день.
Рецепт от Олега Газманова. Однажды, не будучи профессиональным певцом, Газманов «перепел» и истощил голос, и тогда на полгода он ушел в море и там восстановил его. Помогло ему вдыхание морского воздуха, молчание, полоскание морской водой, дыхательная гимнастика.
Секрет солистов Русского народного хора имени М. Е. Пятницкого. Мякоть половины лимона превратить в кашицу, добавить столовую ложку меда, подержать во рту и проглотить. В мед входит множество микроэлементов и витаминов, поэтому он обладает противовоспалительным, смягчающим и антисептическим действием. А в лимоне, как известно, повышенное содержание витамина С, отсюда его общеукрепляющий эффект. Сочетаясь, оба эти полезных продукта бережно ухаживают за слизистой гортани и за голосовыми связками, поддерживают весь иммунитет в целом. Даже леденцы от кашля с небольшим содержанием меда и лимона оказывают положительный эффект на больную гортань.