Поговорим об ответственности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели: дать начальное представление об ответственности, помочь понять , что существуют различные виды ответственности; развивать умение применять полученные представления в повседневной жизни, задумываться о собственных поступках, оценивать свои действия; формировать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: словарь С.И. Ожегова; презентация; цветные карточки; карточки с заданиями; магнитофон; музыкальные записи.

Приложение 1

Ход занятия

I. Разминка. Игра «Паровозик»

Условия проведения. Все участники игры разбиваются на тройки. Каждая становится «паровозиком». Два последних ребенка закрывают глаза. Открыты глаза только у первого – водящего. Он ведет «паровозик» по классу. Затем, по сигналу учителя, участники тройки меняются местами, то есть «паровозик» ведет уже другой ребенок из этой тройки. Игра заканчивается после того, как все три участника побывают в роли водящего.

Вопросы:

  • В какой роли вам было интересно?
  • В какой роли было трудно?
  • Как вы чувствовали себя в разных ролях?
  • Когда кто-то принимал решение. Куда именно двигаться, что он чувствовал?
  • Кто из троих был ответственен за других?

II. Постановка темы занятия

Прочитайте эпиграф к занятию.

Ваш выбор – выбор, который Вы делаете сами и за который несете ответственность.
А.М.Прихожан

Вопросы:

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему занятию?
  • Попробуйте сформулировать тему занятия.

Открывается тема: «Поговорим об ответственности»

Сравнивание выдвинутых предположений с темой.

Что вы понимаете под словом ответственность?

Ответственность – это необходимость , обязанность отвечать за свои действия, поступки. Так как человек в обществе обладает множеством прав и обязанностей.

Из словаря С.И. Ожегова:

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

Человек должен отвечать даже за слова, которые он поизносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело – не поймаешь.»

III. Работа по теме

1. Знакомство с признаками решения.

Вернемся к игре, с которой начали занятие. Движения «паровозика» зависели от решения того, кто стоял первым. Именно первый участник тройки принимал решение.

– Что по вашему мнению. Значит – принять решение?

ПРИЗНАКИ РЕШЕНИЯ

  • Я сам решаю, а не подчиняюсь чужой воли.
  • Своим выбором я влияю (меняю) ситуацию
  • Я сам несу ответственность за последствия.

2. Анализ ситуаций. Ситуация 1.

Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.

Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

– Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

– Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.

Самостоятельность можно поставить рядом со словом “ответственность”.

Ситуация 2.

Кто-то тебя ударил, а ты ударил в ответ

Каждый отвечает за свое действие. Он ударил– нарушил правило, и он за него отвечает. Кто отвечает за то, что ты ударил в ответ? Как еще ты мог бы поступить?

Вывод: каждым решением человек меняет ситуацию. В данном случае, будет драка или нет –зависит от того, кто принимает решение: отвечать ударом на удар или нет.

Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.

– Как ответит самостоятельный ученик?

А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.

Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого.

Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.

– А сейчас поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.

1. Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть. Как вы поступите:

а) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.

Объясните свой выбор.

2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать. Как вы поступите:

а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.

3. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться. Как вы поступите:

а) подскажу товарищу
б) подниму руку
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.

Обсуждение ответов.

– Что такое ответственность?

– Для чего нужно поступать ответственно?

Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

– За что вы уже сейчас можете нести ответственность?

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

А теперь посмотрите на экран и выберите каждый для себя вывод.

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.

– Кто хочет, может прочитать, что выбрал.

IV. Знакомство с разными видами ответственности

Ответственность делится на три вида:

  1. Личная, или ответственность перед собой (Я)
  2. Ответственность перед другими (Другие)
  3. Ответственность в школе (Школа)

Работа в группах.

Учащиеся с помощью жетонов разного цвета делятся на группы. Ученики распределяют обязанности по трем темам

Три вида ответственности

Я ДРУГИЕ ШКОЛА
– чистить зубы

– вовремя ложиться спать

– умываться

– ухаживать за животными и растениями

– заботиться о младших сестрах и братьях

– говорить спасибо

– держать данное слово

– выполнять домашнее задание

– содержать в порядке книги и тетрадки

– приходить вовремя в школу

– соблюдать правила поведения

V. Подведение итогов

– Что вы узнали об ответственности?
– Легко или тяжело быть ответственным?
– Что вы чувствуете, когда родители вам что-то доверяют сделать?

Покажите жестами , какой величины бывает при этом ответственность, насколько она тяжела.

Постарайтесь воспитать в себе такое качество, как ответственность и тогда в жизни будет меньше проблем. Также ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью.

Используемая литература:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1–4 классы. М.: “ВАКО”, 2003, 240 с.
  2. Николаева Е.И. Практическая психология для начальных классов: Пособие по работе с Книгой для размышления “Я в мире других”. – СПб.: Специальная литература, 2003. – 271с.
  3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология/ Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России. – 2000. – 256 с.
  4. Киладзе Н.В., Катаева Е.И. Воспитание детского коллектива.
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.