Открытый урок по теме "Счет десятками" (по программе "Гармония" Н.Б. Истоминой ). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели.

  • Образовательные: Учить записывать и называть круглые двузначные числа. Продолжить работу по совершенствованию вычислительных навыков в пределах десятка. Закреплять знания состава числа 10.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, наглядно-образное мышление, навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Развивать познавательных способностей учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, понимание и выполнение инструкций учителя при работе с учебным материалом.

Учебно-методическое обеспечение: Математика. 1 класс. Н. Б. Истомина, авторский медиапродукт: наглядная презентация учебного материала (5 слайдов). Раздаточный материал: карточки для устного счета, карточки с самостоятельной работой для первичного закрепления.

Ход урока

Организационный момент

– Ребята, Незнайка прислал вам телеграмму, в которой дает вам совет.

(Текст телеграммы читает ученик.)

Вам, ребята, дам совет,
Учиться счету, смысла нет.
Есть компьютер, интернет,
Там найдешь любой совет.

– Ребята, полезный ли совет дал вам Незнайка? (Ответы детей.)

– Очень хорошо, ребята, что вам не пригодился совет Незнайки и что вы понимаете, необходимость знаний.

Приложение 1, Слайд 1

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Если вы правильно найдете значение выражений, которые вы видите на экране, то узнаете вид транспорта, на котором мы отправимся в путешествие. Сначала надо найти все значения разности, а затем все значения суммы.

Открывается изображение ракеты.

(Устные ответы детей: счет в пределах десятка.)

– Итак, мы отправляемся на ракете в космическое путешествие.

Слайд 2

– Название планеты, на которую мы полетим зашифровано. Чтобы его расшифровать, надо найти значение равенств и записать ответы в порядке возрастания. Работаем в карточках, которые лежат у вас на партах.

Ученики выполняют задания в индивидуальных карточках № 1.

Приложение 2

(Один ученик зачитывает название планеты Десяток. На слайде 2 появляется название планеты.)

Слайд 3

– Ребята, вы большие молодцы! Мы можем отправиться в путь. Первый ряд полетит на красной ракете. Второй – на желтой, а третий – на зеленой ракете. Как вы думаете, какой ряд первым прилетит на планету Десяток, если красная ракета стартовала раньше желтой, а зеленая позже красной, но раньше желтой.

(Ответы детей.)

– Ракеты прилетают в правильной последовательности на планету.

Физкультминутка

Слайд 4

– Молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть, сделаем зарядку для глаз.

– Ребята, а что вы знаете о десятке, с точки зрения математики?

(Ответы детей:

– это десять предметов;
– десяток можно записать числом 10;
– число 10 наименьшее двузначное число;
– состав числа 10.)

На доске изображение 5 улиц планеты.

– Ребята, на планете Десяток, на каждой улице стоит ровно по десятку домов.

Актуализация знаний

Учитель приглашает одного ученика к доске и просит его записать числом количество домов на двух улицах, на трех улицах планеты. Если ученик справляется с задачей, учитель просит объяснить, что обозначает каждая цифра в записи числа.

Ученик: Не могу объяснить. Возникает затруднение.

– Ребята, откройте свои рабочие тетради, запишите число. Используя буквенную запись, обозначим количество домов на улицах планеты Десяток, а затем напротив, запишем число, которое обозначает это количество. (к доске последовательно выходят ученики)

– Сколько домиков на трех улицах

3 дес. = 30

– Сколько домиков на четырех улицах

4 дес. = 40

– Сколько домиков на трех улицах

5 дес. = 50

– Внимательно, рассмотрите нашу запись, какую закономерность вы заметили?

Ответы учеников:

– Изменяется только первая цифра в числе. Изменяется количество десятков.

– Какой вывод можем сделать?

Ученики:

– Первая цифра показывает количество десятков.
– А что же показывает вторая цифра?

Физкультминутка

Первичное закрепление

Под музыку.

– Ребята, веселые человечки с планеты Десяток подготовили для вас интересные и непростые задания. Если мы справимся с ними, то сможем вернуться на Землю.

(Выполняются движения под космическую музыку)

– Откройте учебники на стр. 37. Прочитаем задание в № 295.

Наблюдаем за названиями круглых двузначных чисел. Работа над этимологией приставки – «дцать».

Устно № 296, № 295.

Закрепление

– Ребята, мы с вами называли круглые двузначные числа, находили сходства и различия между двузначными числами. А, что еще мы можем делать с двузначными числами? (Вычитать и складывать)

Слайд 6

Работа в т.п.о. стр. 43 № 93 (с комментированием).

№ 301 работа у доски.

Итоги

– Ребята, нам предстоит пройти последнее испытание. Пройдя его мы попадем в космопорт и вернемся на Землю. Посмотрите на карточку № 2 (Приложение 2). На ней два маршрута, посчитайте и подумайте, какой из них правильный. Рядом с правильным маршрутом поставьте плюсик.

– А сейчас, проверим свою работу. Будьте внимательны, стрелочки правильного направления изменят свой цвет.

– Молодцы, поздравляю вас с возвращением на Землю.

– Вам понравилось путешествие?

– У кого задания веселых человечков вызвали затруднения?

– Какие знания мы приобрели за время нашего путешествия?

– Ребята, а кто из вас догадывается, почему мы сегодня отправились именно в космическое путешествие?

(Если дети затрудняются ответить, учитель сам сообщает им сведения о Дне космонавтики.)

– 12 апреля Россия отмечает День космонавтики – в этот день в 1961 году на корабле "Восток" стартовал первый космонавт планеты Юрий Гагарин. В этом году 12 апреля исполняется ровно 50 лет со дня первого полета человека в космос.

Ребята, а сколько десятков лет назад Гагарин совершил свой полет?

(Ответы детей)

– Вижу, что урок цели достиг, и вы усвоили новый материал.

– Всем большое спасибо за работу на уроке.