Цели.
- Образовательные
Учебно-методическое обеспечение: Математика. 1 класс. Н. Б. Истомина, авторский медиапродукт: наглядная презентация учебного материала (5 слайдов). Раздаточный материал: карточки для устного счета, карточки с самостоятельной работой для первичного закрепления.
Ход урока
Организационный момент
– Ребята, Незнайка прислал вам телеграмму, в которой дает вам совет.
(Текст телеграммы читает ученик.)
Вам, ребята, дам совет,
Учиться счету, смысла нет.
Есть компьютер, интернет,
Там найдешь любой совет.
– Ребята, полезный ли совет дал вам Незнайка? (Ответы детей.)
– Очень хорошо, ребята, что вам не пригодился совет Незнайки и что вы понимаете, необходимость знаний.
Приложение 1, Слайд 1
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Если вы правильно найдете значение выражений, которые вы видите на экране, то узнаете вид транспорта, на котором мы отправимся в путешествие. Сначала надо найти все значения разности, а затем все значения суммы.
Открывается изображение ракеты.
(Устные ответы детей: счет в пределах десятка.)
– Итак, мы отправляемся на ракете в космическое путешествие.
Слайд 2
– Название планеты, на которую мы полетим зашифровано. Чтобы его расшифровать, надо найти значение равенств и записать ответы в порядке возрастания. Работаем в карточках, которые лежат у вас на партах.
Ученики выполняют задания в индивидуальных карточках № 1.
(Один ученик зачитывает название планеты Десяток. На слайде 2 появляется название планеты.)
Слайд 3
– Ребята, вы большие молодцы! Мы можем отправиться в путь. Первый ряд полетит на красной ракете. Второй – на желтой, а третий – на зеленой ракете. Как вы думаете, какой ряд первым прилетит на планету Десяток, если красная ракета стартовала раньше желтой, а зеленая позже красной, но раньше желтой.
(Ответы детей.)
– Ракеты прилетают в правильной последовательности на планету.
Физкультминутка
Слайд 4
– Молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть, сделаем зарядку для глаз.
– Ребята, а что вы знаете о десятке, с точки зрения математики?
(Ответы детей:
– это десять предметов;
– десяток можно записать числом 10;
– число 10 наименьшее двузначное число;
– состав числа 10.)
На доске изображение 5 улиц планеты.
– Ребята, на планете Десяток, на каждой улице стоит ровно по десятку домов.
Актуализация знаний
Учитель приглашает одного ученика к доске и просит его записать числом количество домов на двух улицах, на трех улицах планеты. Если ученик справляется с задачей, учитель просит объяснить, что обозначает каждая цифра в записи числа.
Ученик: Не могу объяснить. Возникает затруднение.
– Ребята, откройте свои рабочие тетради, запишите число. Используя буквенную запись, обозначим количество домов на улицах планеты Десяток, а затем напротив, запишем число, которое обозначает это количество. (к доске последовательно выходят ученики)
– Сколько домиков на трех улицах
3 дес. = 30
– Сколько домиков на четырех улицах
4 дес. = 40
– Сколько домиков на трех улицах
5 дес. = 50
– Внимательно, рассмотрите нашу запись, какую закономерность вы заметили?
Ответы учеников:
– Изменяется только первая цифра в числе. Изменяется количество десятков.
– Какой вывод можем сделать?
Ученики:
– Первая цифра показывает количество десятков.
– А что же показывает вторая цифра?
Физкультминутка
Первичное закрепление
Под музыку.
– Ребята, веселые человечки с планеты Десяток подготовили для вас интересные и непростые задания. Если мы справимся с ними, то сможем вернуться на Землю.
(Выполняются движения под космическую музыку)
– Откройте учебники на стр. 37. Прочитаем задание в № 295.
Наблюдаем за названиями круглых двузначных чисел. Работа над этимологией приставки – «дцать».
Устно № 296, № 295.
Закрепление
– Ребята, мы с вами называли круглые двузначные числа, находили сходства и различия между двузначными числами. А, что еще мы можем делать с двузначными числами? (Вычитать и складывать)
Слайд 6
Работа в т.п.о. стр. 43 № 93 (с комментированием).
№ 301 работа у доски.
Итоги
– Ребята, нам предстоит пройти последнее испытание. Пройдя его мы попадем в космопорт и вернемся на Землю. Посмотрите на карточку № 2 (Приложение 2). На ней два маршрута, посчитайте и подумайте, какой из них правильный. Рядом с правильным маршрутом поставьте плюсик.
– А сейчас, проверим свою работу. Будьте внимательны, стрелочки правильного направления изменят свой цвет.
– Молодцы, поздравляю вас с возвращением на Землю.
– Вам понравилось путешествие?
– У кого задания веселых человечков вызвали затруднения?
– Какие знания мы приобрели за время нашего путешествия?
– Ребята, а кто из вас догадывается, почему мы сегодня отправились именно в космическое путешествие?
(Если дети затрудняются ответить, учитель сам сообщает им сведения о Дне космонавтики.)
– 12 апреля Россия отмечает День космонавтики – в этот день в 1961 году на корабле "Восток" стартовал первый космонавт планеты Юрий Гагарин. В этом году 12 апреля исполняется ровно 50 лет со дня первого полета человека в космос.
Ребята, а сколько десятков лет назад Гагарин совершил свой полет?
(Ответы детей)
– Вижу, что урок цели достиг, и вы усвоили новый материал.
– Всем большое спасибо за работу на уроке.