К бабушке в гости на оладушки

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие речи посредством приобщения к устному народному творчеству.

Задачи:

  • развивать связную речь, звуковую культуру речи;
  • ввести в активный словарь слова «ленивая, трудолюбивая, считалка, потешки, пословица, колыбельная»;
  • формировать познавательную активность;
  • воспитывать любовь к родному языку;
  • создавать радостное настроение.

Материал: ёлочка, иллюстрации к сказкам («Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «По-Щучьему веленью», «Колобок», «Заюшкина избушка»), кукла бибабо сорока, конверт с письмом, «избушка» с бабой Ягой, Кукла Маша, театр на ложках (заяц, петух, кот, белка, козёл), тележка.

Предварительная работа: чтение сказок, разучивание пословиц, потешек, считалок.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, давайте мы поиграем... «Ой, а к нам прилетела…»

Дети: …сорока!

Сорока:

Я, сорока-белобока, по лесу летала
По полю скакала, малых детушек искала…
Принесла я вам письмо, вот, от бабушки оно!

Воспитатель (берет, читает письмо):

Ко мне в гости собирайтесь,
Быстро-быстро наряжайтесь,
Жду вас с нетерпеньем,
Уже готово угощенье …
Ведь сегодня у меня день рождения!

Дети подходят к сундуку, в котором лежат русские народные костюмы и наряжаются.

Воспитатель: Ну вот, мы готовы отправляться в путь– дорогу. Не будем терять время даром, скорее отправимся в гости к бабушке на нашей лошадке, только нужно сказать скороговорку, в которой есть слово лошадка.

Дети: Еду, еду на лошадке, на лошадке в красной шапке, к нашей бабушке в гости на оладушки.

Воспитатель: А чтобы лошадка ехала быстрее нужно произнести скороговорку сначала медленно, затем в среднем темпе, затем быстро.

Дети произносят скороговорку в разном темпе, затем на воображаемой лошадке отправляются к бабушке в гости.

Воспитатель: Тпру, стой, лошадка! (Останавливаются возле ёлки на которой развешены картинки-иллюстрации к сказкам.)

Что за ёлка на пути?
Не проехать, не пройти…

Тут записка какая-то (берёт записку и читает): «Отгадайте загадки с помощью картинок и будет путь открыт.» Дети, давайте на загадку найдём отгадку в картинке.

1. Трудно дедушке седому с грядки урожай собрать, он решил друзей позвать. Друг за друга взявшись крепко тянут все из грядки… (репку).

2. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была. В доме том, в конце концов ,стало множество жильцов. («Теремок»)

3. А дорога нелегка, а корзинка нелегка, сесть бы на пенёк, съесть пирожок. («Маша и медведь»)

4. Сдобный, пышный, круглощёкий
    У него румяный бок,
    Убегает по дорожке и зовётся… (колобок).

5. Этот сказочный герой
    Разделил свой дом с лисой.
    А лисица злой была,
    И беднягу прогнала.
    Сам вернуть свой дом на смог,
    Петушок ему помог. (Заяц из сказки «Заюшкина избушка»)

6. Он герой нам всем известный,
    И с волшебным словом вместе
    Может целую неделю
    На печи лежать…(Емеля).

Дети отгадывают загадки и находят соответствующую иллюстрацию.

Воспитатель: Вот и всё, путь свободен, можно ехать дальше!

Дети «едут» дальше, повторяя скороговорку. Останавливаются возле тележки. В тележке звери из театра на ложках.

Воспитатель:

Что за тележка на пути,
Не проехать, не пройти?

Тут звери сидят, белочка, зайчик, козлик, котик и петушок. Скучно им, давайте их с собой возьмём, а чтобы их развеселить, потешки им расскажем. Берите себе по одному животному и рассказывайте о нём потешку.

«Сидит белка на тележке, продаёт свои орешки
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Заиньке усатому, мишке толстопятому.
Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку.»

«Зайчишка– трусишка,
По полю скакал, в огород прискакал,
Морковку нашёл, капустку нашёл,
Сидит, грызёт, иди прочь, хозяин идёт!»

«Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку,
Самому ли състь, или Ванечке снесть,
Я и сам укушу, я и Ванечке снесу.»

«Наш козёл -стрекозёл то-то умный был,
Он и воду носил, он и печку топил,
Он и тесто месил и козляток кормил,
Творогом лепёшки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,
Небывальщины, неслыхальщины .»

«Петушок-петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?»

Воспитатель: Молодцы! Садите зверей в тележку, повезём их к бабушке, а пока покажем им, как мы можем играть. Поиграем в любую народную игру.

Дети сами выбирают игру, например, «Семь сыновей».

Воспитатель: В этой игре нужен водящий, желающих много, кого же выбрать? Как решить эту проблему?

Дети: Выбрать водящего с помощью считалки.

Дети выбирают:

«Белки зайцев угощали,
Им морковку продавали,
А орешки сами съели
И тебе водить велели!»

(Дети образуют круг, водящий становится в центре круга)

«У бабушки-старушки
Жили в маленькой избушке,
Семь сыновей, все без бровей (показывают брови),
С вот такими глазами (показывают глаза),
С вот такими ушами (показывают уши),
С вот такой головой (показывают голову),
С вот такой бородой (показывают «бороду»).
Все на бабушку глядели и делали вот так…(водящий показывает движение– дети его повторяют).

Воспитатель: Ну, поехали дальше?

Дети «едут» дальше, повторяя скороговорку, останавливаются возле избушки бабы Яги, где стоит кукла Машенька.

Воспитатель:

Снова кто-то на пути,
Не даёт вперёд идти.
Кто это?

Дети: Это бабушка Яга.

Воспитатель: А кто это с ней? Да это же Машутка из сказки «Золотое веретено».Помните такую сказку? Что в ней произошло?

Дети: В этой сказке было две девочки Аннушка и Машутка. Аннушка была трудолюбивой, а Машутка ленивой. Из-за этого баба Яга не дала Маше золотое веретено.

Воспитатель: А давайте Машу научим быть трудолюбивой с помощью пословиц о труде, которые мы знаем. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.

  • «Без труда не вытащишь рыбку из пруда».
  • «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
  • «Труд кормит, а лень портит».
  • «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится».
  • «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
  • «Закончил дело, гуляй смело».

Воспитатель: Вот, теперь Машутка знает, что ленивой быть плохо. Ведь ещё с давних пор люди высмеивали лень.

А мы «Поехали» дальше. Но, лошадка!

Дети с воспитателем «доезжают» до домика, возле которого сидит игрушка собаки на подушке.

Воспитатель:

А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой
Видно вариться обед.…

А как же нам в дом попасть, боюсь, собака не пропустит. Дети, смотрите, собака на чём-то сидит…

Дети: На подушке. Она спать хочет.

Воспитатель: А давайте ей колыбельную споём. Может, уснёт побыстрее.

Дети:

Баю-бай, баю-бай,
Спи, собачка, засыпай.
Петушок, не кричи,
Нашу детку не буди.
Наша детка будет спать
И большой вырастать.

Воспитатель: Кажется, уснула (кладет игрушку на бочок).

Из «избушки» выходит бабушка (воспитатель в русском сарафане с подносом в руках, на подносе угощенье).

Бабушка: Вот и детушки пришли.…Здравствуйте, а у меня как раз пироги поспели, давайте чай пить, да беседу вести.

Дети садятся пить чай из русского самовара и рассказывают бабушке о том, что с ними произошло в пути.