Теоретическое обоснование программы
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно.
Как показало многолетнее изучение, одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно, если логопату своевременно не оказать логопедическую помощь.[10]
Дети-логопаты страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости. Поэтому необходимо своевременно выявлять таких детей и как можно раньше оказывать им соответствующую помощь, которая должна быть направлена на устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом. Основным здесь является развитие и совершенствование устной речи детей и, прежде всего, формирование у них правильного произношения, фонематических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция письма и чтения.
Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия-5%, Британия-4%, Греция-5%, Финляндия-10%).
Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом с идеями В.И. Лурия, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, В.Н. Винарской, Н.А. Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя своё значение и теперь.
В настоящее время проблемой нарушения чтения и письма занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева, А.Н. Корнев, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определить причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.[12]
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом системы логопедической работы. В процессе диагностики выявляются симптомы отклонений в развитии речи, механизм нарушения, его причины.
Основу логопедической диагностики составляют симптомологический и патогенетический подходы. Учитель-логопед должен максимально подробно и объективно составить картину развития речи ребёнка и определить факторы, оказывающие отрицательное и положительное влияние на эту картину.[9]
Пояснительная записка
Настоящая диагностическая психолого-педагогическая программа учитывает образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей). Эта программа направлена на постановку правильного логопедического заключения на основе результатов экспресс-диагностики и выдачу своевременных логопедических рекомендаций в соответствии с актуальным уровнем речевого развития ребёнка. На основании диагностического обследования выявляются дети, имеющие дефекты звукопроизношения, нарушения в формировании навыка чтения и письма и нуждающиеся в получении дальнейшей логопедической помощи.
Диагностическая психолого-педагогическая программа содержит следующие разделы:
1) теоретическое обоснование программы;
2) пояснительная записка;
3) содержание программы.
Как уже отмечалось, для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный возраст.
Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удаётся далеко не всем детям, а у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребёнка так называемой дисграфии.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
В отечественной литературе термины «дисгафия» и « дизорфография» противопоставляются, то есть разграничиваются.
Для дифференциальной диагностики этих нарушений необходимо уточнить те критерии, на основе которых выделяются ошибки при дисграфии и дизорфографии. Таким основным критерием является тот принцип правописания, который преимущественно нарушается. Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы: фонетический (фонематический), морфологический, традиционный.
В основе фонетического (фонематического) принципа правописания лежит звуковой (фонематический) анализ речи. Слова записываются, так как они слышаться и произносятся (ДОМ, ТРАВА, КАНАВА). Пишущий анализирует звуковой состав слова и обозначает звуки определёнными буквами. Таким образом, для реализации фонематического принципа письма необходима сформированность дифференциации фонем и фонематического анализа.
Морфологический принцип состоит в том, что морфемы слова (корень, приставка, суффикс, окончание) с одинаковым значением имеют и одинаковое написание, хотя их произнесение в слабой и сильной позиции может быть различным (ДОМ – ДО(а)МА, СТОЛ – СТО(а)ЛЫ, СОЙТИ – С(з)БЕЖАТЬ). Использование морфологического принципа предполагает умение определять значащие морфемы слова, определять морфологическую структуру слова, выделять морфемы с одинаковым значением, произношение которых может отличаться в различных фонетических условиях. Уровень морфологического анализа тесно связан с развитием словаря и грамматического строя речи.
И, наконец, традиционный принцип предполагает такое написание слова, которое сложилось в истории письменности и не может быть объяснено фонетическим или морфологическим принципом правописания.
С учётом принципов орфографии можно сделать вывод, что дисграфия преимущественно связана, с нарушением реализации фонетического принципа, а при дизорфографии нарушается использование морфологического и традиционного принципов правописания.[6]
По результатам диагностики родители получают квалифицированную логопедическую консультацию, которая позволяет им правильно определить образовательный маршрут ребёнка и активно участвовать в процессе коррекции, воспитания и образования.
Цели программы:
- Своевременное прогнозирование нарушений речевого развития ребёнка.
- Предупреждение возникновения нарушений письма и чтения.
Задачи:
- Получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития ребёнка, выявить особенности его поведения, черт характера, способности.
- Определить причины трудностей в обучении русскому языку у учеников начальных классов и оказать помощь в их преодолении.
- Сформулировать логопедическое заключение и формировать рекомендации по выбору образовательного маршрута в устранении выявленных проблем.
- Оказать квалифицированную логопедическую консультацию педагогам, родителям ребёнка с прогнозом его речевого развития в случае устранения речевого дефекта, либо при отсутствии помощи.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Удовлетворение запроса родителя.
- Постановка правильного логопедического заключения на основе результатов экспресс-диагностики.
- Выдача своевременных логопедических рекомендаций в соответствии с актуальным уровнем речевого развития ребёнка.
- Данная диагностика учитывает возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей.
- Результаты диагностики являются точкой отсчёта для прогнозирования особенностей развития ребёнка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приёмов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.
Содержание программы: Программа состоит из пяти модулей, которые могут использоваться как все вместе, так и автономно.
Модуль 1: ориентировочный.
Логопедической экспресс-диагностике предшествует ознакомление учителя-логопеда с представленной документацией.
Обычно перечень необходимых документов обговаривается заранее с родителями при записи на обследование и его объём может зависеть от характера трудностей, которые испытывает ребёнок. По ходу изучения медицинской документации логопед составляет представление о возможной этиологии речевой патологии, и её патогенезе. Особое внимание необходимо обратить на данные о протекании беременности и родов, о раннем развитии ребёнка, на наличие тяжёлых и/или хронических заболеваний. Однако необходимо учитывать, что в медицинской документации не всегда указываются достоверные сведения. Поэтому в процессе знакомства с медицинской документацией логопед намечает те вопросы, которые он будет обсуждать в личной беседе с родителями.[3]
1) Выяснение запроса родителей.
2) Ознакомление с педагогической документацией.
3) Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребёнка.
Затем учитель-логопед приступает непосредственно к логопедическому обследованию ребёнка.
Модуль 2: проверка уровня сформированности устной речи.
Для обследования устной речи используется диагностический материал О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда».
Процедура модуля 2 начинается с установления контакта специалиста с ребёнком, через беседу исследуются представления об окружающем мире, выясняются интересы и занятия ребёнка. Учитель-логопед, в беседе с ребёнком, уже с первых моментов обследования может отметить следующее:
- качество звукопроизношения;
- уровень речевой активности в целом (адекватная, слабая, чрезмерная);
- развёрнутость высказываний.
При предъявлении картин с недостающими элементами, контурным, пунктирным, зашумлённым изображением отмечается сформированность предметного гнозиса, буквенного гнозиса и праксиса..
При исследовании сформированности представлений о пространственных, временных, пространственно-временных и квазипространственных отношениях, анализируются знания ребёнка о взаиморасположении объектов в пространстве, правильное употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения ( в, на, под, за, перед – спереди, сзади – позади, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, внутри, снаружи, между и т.д.) на конкретных предметах. Здесь же оценивается и их вербализация, возможность пассивной ориентации в пространственных отношениях. Анализируется сформированность представлений ребёнка о временных соотношениях (дальше, короче, быстрее, медленнее), возможность актуализации серийных рядов ( времена года, месяцы, дни недели, время суток, в том числе и в варианте «что перед…?», «что после…?»). А также оценивается умение создания сравнительных степеней прилагательных (близко – ближе, темно – темнее). Оценивается правильность показа по инструкции взрослого с употреблением предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, называние ребёнком наиболее частотных (чаще употребляемых) предлогов, сформированность представлений ребёнка о некоторых временных соотношениях.
По результатам анализа качества различных сторон речи, посредством наблюдения, логопед намечает направления дальнейшего логопедического обследования. Обследование фонематического восприятия является обязательным направлением в процедуре обследования учащихся начальных классов при наличии у них специфических ошибок, выражающихся в виде смешений и замен оппозиционных согласных в сильной позиции, пропусков гласных и других проявлений, обусловленных недостаточностью фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа.[3]
Модуль 3: проверка уровня сформированности навыка письма. Приложение 1
Если в процессе анализа письменных работ были обнаружены ошибки, обусловленные несформированность языковых средств, необходимо провести углублённое обследование письменной речи. В качестве дополнительных тестов можно использовать различные виды записи, способствующие выявлению ведущего звена в структуре дефекта: письмо под диктовку, списывание и другое.[3]
Модуль 4: проверка уровня сформированности навыка чтения. Приложение 1
Как правило, нарушения письма и чтения выступают в комплексе. Поэтому после выполнения небольших по объёму письменных работ можно предложить для чтения текст. В ходе чтения логопед обращает внимание на:
- умение правильно показать печатные и прописные буквы;
- способность правильно называть буквы;
- способность чтения слогов, слов, предложений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв);
- характер чтения (побуквенное, по слоговое, слитное, выразительное);
- понимание прочитанного;
- отношение ребёнка к чтению.
Модуль 5: информирование родителей.
По результатам экспресс-диагностики учитель-логопед формулирует логопедическое заключение. Даются рекомендации родителям.
Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребёнка. Во-первых, беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии, чётко структурируя материал по результатам обследования. Во-вторых, беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребёнку: Необходимо подчёркивать достоинства и достижения даже самых тяжёлых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению. В-третьих, беседа должна быть построена в конструктивном направлении, так как коррекционная работа будет недостаточно эффективной, если мы не найдём активных союзников в лице родителей.[3]
Результаты диагностики являются точкой отсчёта для прогнозирования особенностей развития ребёнка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приёмов адекватного педагогического и коррекционного воздействия.
Результаты индивидуальной диагностики (модуль 2-4) заносятся в протокол, в случае, если экспресс-диагностика проводится в группе (модуль 3-4), то это отражается в справке для администрации образовательного учреждения. Производится количественный анализ, показывающий, как ученики класса справились наиболее и наименее успешно. Сравниваются результаты диагностики письма данного года и предыдущего или с началом учебного года, делается вывод о динамике развития письменной речи учащихся. Качественный анализ позволяет выявить причины трудностей в выполнении заданий, определить характер ошибок:
- неспецифические, т.е. нехарактерные, нестойкие, случайные, допущенные по невнимательности или забывчивости;
- специфические – замены, пропуски, перестановки букв, слогов и слов; не часто повторяющиеся грамматические и лексические ошибки;
- дисграфические ошибки – часто повторяющиеся специфические ошибки.
Выводы, сделанные после качественного анализа результатов диагностики позволяют учителю-логопеду дать аргументированные рекомендации участникам образовательного процесса: администрации школы, педагогу, родителям,
Таким образом, данная программа помогает: учителю-логопеду своевременно прогнозировать нарушения речевого развития ребёнка, разработать или подобрать коррекционные программы с учетом полученных результатов; педагогу определить причины трудностей в обучении русскому языку у учеников начальных классов и оказать индивидуальную помощь; администрации отслеживать динамику учебных способностей учащихся начальной школы и принимать административные решения по подбору программы обучения, соответствующей возможностям ребенка; родителям понять проблемы и трудности ребенка, помочь их преодолеть.
Литература:
- Ахутина Т.В., Иншакова О.Б