Программа дополнительного образования "Растениеводство"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Предлагаемая дополнительная образовательная программа для учащихся 6–7-х классов посвящена изучению системы научных знаний и практической деятельности, имеющих целью приобретение и расширение теоретических и практических знаний по курсу биологии и физиологии растений, активизации познавательного интереса к курсу биологии и физиологии растений, а также селекции растений и растениеводству. Это позволяет связать изучаемый теоретический материал с жизнью, применить полученные знания на практике.

В школьном курсе биологии вопросы в области анатомии, физиологии, селекции растений отражены недостаточно.

Новизна, актуальность и целесообразность изучаемой программы проявляются в том, что учащиеся получают практические умения и навыки по уходу за комнатными и декоративными растениями, знания специфических особенностей их выращивания, произрастания, сведения об обустройстве и оформлении зон отдыха и труда людей.

Содержание программы может быть интересно учащимся, ориентированным на профессии фитодизайнера, ландшафтного дизайнера, флориста, цветовода, овощевода и селекционера растений. В процессе обучения происходит изучение основных групп комнатных, культурных и декоративных растений, приемов ухода за ними, выращивания, особенностях размножения и акклиматизации, обучение учащихся практическим умениям по возделыванию и уходу за растениями.

Формы занятий предполагают активное участие учащихся в раскрытии содержания курса: подготовка сообщений, конференции, практические и лабораторные работы, выполнение работ на пришкольном участке, экскурсии, посещение выставок, выездные мероприятия.

Срок реализации программы – 2 учебных года.

Семинары и практические занятия проходят по 2 раза в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на учеников 6–7 классов (12-14 лет).

Планируемые результаты: учащиеся должны получить навыки ухода за растениями, умения и навыки агротехники возделывания декоративных растений в условиях классного кабинета, оранжереи, пришкольного участка, полевых условиях, умения распознавать, комбинировать и создавать композиции из декоративных растений на пришкольном участке.

Формы подведения итогов – принятие участия в конкурсах «Лучший школьный дворик», в районных и городских мероприятиях, в научно-практических конференциях, исследовательской проектной деятельности.

Методическое обеспечение: для проведения практических занятий в кабинете имеется специальная научно-популярная литература, мультимедийные средства обучения. Для проведения практических занятий имеется необходимый садовый инвентарь, спецодежда, садовая земля, минеральные и органические удобрения.

Целью данной программы является профильная ориентация учащихся на приобретение теоретических и практических знаний, необходимых для овладения желаемыми профессиями растениевода, цветовода, ландшафтного дизайнера, фитодизайнера и пр.

Задачи программы:

  • Ознакомить учащихся с содержанием программы;
  • Расширить знания учащихся в области биологии и физиологии растений; селекции растений, растениеводства.
  • Выработать рекомендации по уходу за комнатными и декоративными растениями, способам возделывания культурных растений и активному их использованию в практической деятельности;
  • Развивать умения учащихся по самообразованию, использованию различных источников информации; исследовательских и практических умений; развивать коммуникативную культуру;
  • Дать представление ученикам о специфике профессий, связанных с миром растений,
  • Сформировать навыки творческой и исследовательской деятельности.

После изучения программы учащиеся должны знать:

  • основные группы комнатных и декоративных растений, систему понятий курса и владение терминологией;
  • основные правила ухода за комнатными и декоративными растениями ;
  • функциональные и физиологические особенности организма растений; способы размножения растений,
  • агротехнику выращивания растений, причины возникновения некоторых заболеваний; способы предупреждения этих заболеваний и приемы борьбы с вредителями растений,
  • признаки дефицита макро– и микроэлементов у комнатных и декоративных растений;
  • о последних достижениях в селекции растений и растениеводстве

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять связь между строением и функциями органов, организмом растений и условиями внешней среды;
  • применять на практике теоретические знания о способах размножения, агротехнике выращивания растений;
  • в предложенных коллекциях и гербариях распознавать культурные и декоративные растения;
  • выявлять причины заболеваний, признаки дефицита различных химических элементов в организме растений, принимать профилактические меры для поддержания организма растений в здоровом состоянии.

У учащихся должны быть сформированы компетенции:

Учебно-познавательные:

  • определять рациональную последовательность при выполнении практических работ;
  • самостоятельно оценивать свою деятельность;
  • уметь выявлять причинно-следственные связи;
  • творчески решать практические задачи.

Коммуникативные:

  • вести диалог, выступать публично;
  • участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
  • уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, формулировать выводы.

Общекультурные:

  • соблюдать нравственно-этические нормы поведения ;
  • соблюдать правила по технике безопасности при выполнении практических работ.

Информационные:

  • уметь конспектировать, осуществлять пометки, выписки, составлять тезисы;
  • описывать полученные результаты, делать выводы;
  • владеть навыками подготовки презентаций.

Методическое обеспечение программы:

Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся. Средняя школа ориентирована в большей степени на подготовку к поступлению в колледжи, училища. В этой связи при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий.

На лекции предусматривается крупноблочное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций.

Семинар предполагает творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы учащихся, поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать знания, делать выводы. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе сообщений, презентаций, научно-практических конференций. При проведении практических занятий целесообразно использование ресурсов биолаборатории кабинета. На занятиях предполагается демонстрация слайдов, учебных видеофильмов, мультимедийного приложения, атласов, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению материала.

Кроме классно-урочной системы предполагается проведение экскурсии в зимний сад, оранжерею, организованные силами учащихся.

Тематический план программы представлен в Приложении 1.

Контроль результативности изучения программы:

Для проверки текущих знаний можно использовать:

  • фронтальный опрос;
  • логические вопросы после каждого занятия;
  • промежуточные зачеты.
Ф.И. учащегося Тема Работа в группе Устный ответ Участие в дискуссии Выступление с докладом Практическая работа Защита проекта, презентация.
               
               
               

Для стимуляции личностного роста можно использовать балльную систему мониторинга достижений, фиксируя результаты в приведенной ниже таблице.

В результате освоения программы курса учащиеся должны защитить проект или представить презентацию. При успешной защите учащиеся получают грамоты или призы.

Приложение 1

Список используемой литературы:

  1. Григорцевич Л.Н., Макаревич А.И. Защита плодовых деревьев от болезней (1998).
  2. Исаичев В.В. Защита растений от вредителей (2002).
  3. Кравцов А.А. Препараты для защиты растений на приусадебном участке (1986). Чекулаев И.А. Защита сада от вредителей и болезней (1988).
  4. Беляевская Е.К. Луковичные и клубневые растения (энциклопедия комнатного цветоводства) (2007).
  5. Боженова И.Б. Комнатные растения и фен-шуй (2006).
  6. Большедворова Л.С., Благодарова И.В., Борисенок Е.В. Энциклопедия комнатных растений (2003).
  7. Ван дер Неер Я. Все о 100 самых популярных комнатных растениях (2008).
  8. Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями (2005).
  9. Грюнвальд В. Популярные комнатные растения – распространенные виды, сорта и гибриды (2006).
  10. Краткая энциклопедия комнатных растений (1999).
  11. Лимаренко А.Ю., Палеева Т.В. Атлас комнатных растений (2003).
  12. Панкратова О.В. Огород на подоконнике (2002).
  13. Пенёнжек С.А. Лимоны на окне (1979).
  14. Пещеров Ф.В. Удобрения и биодобавки для комнатных растений (2003).
  15. Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними (1985).
  16. Хайтц Х. 1000 прекрасных растений в вашем доме.
  17. Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений (2001).
  18. Шешко Н., Логачева Н. Энциклопедия комнатных растений.
  19. Шилова М.Ф. Выгонка растений (2003).
  20. Юхимчук Д.Ф. Комнатное цветоводство (1977).
  21. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями (1951).
  22. Верзилин Н.М. Сады и парки мира (1964).
  23. Гальперина Г.А. Золотая книга приусадебного участка.
  24. Ганичкина О. Большая книга садовода и огородника (2007).
  25. Гэлстон А., Девис П., Сэттер Р. Жизнь зеленого растения (1983).
  26. Дояренко А.Г. Занимательная агрономия (1957).
  27. Кудрявец Р.П. Как обрезать плодовые деревья и ягодные кустарники (2006).
  28. Петросян О. Удобрения и подкормка.Уход за растениями. 300 вопросов и ответов (2004).
  29. Доронина Н.В. Ландшафтный дизайн (2006).
  30. Дубровская Н. Красивый сад. 700 идей и проектов (2006).