Пояснительная записка
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для учащихся 6–7-х классов посвящена изучению системы научных знаний и практической деятельности, имеющих целью приобретение и расширение теоретических и практических знаний по курсу биологии и физиологии растений, активизации познавательного интереса к курсу биологии и физиологии растений, а также селекции растений и растениеводству. Это позволяет связать изучаемый теоретический материал с жизнью, применить полученные знания на практике.
В школьном курсе биологии вопросы в области анатомии, физиологии, селекции растений отражены недостаточно.
Новизна, актуальность и целесообразность изучаемой программы проявляются в том, что учащиеся получают практические умения и навыки по уходу за комнатными и декоративными растениями, знания специфических особенностей их выращивания, произрастания, сведения об обустройстве и оформлении зон отдыха и труда людей.
Содержание программы может быть интересно учащимся, ориентированным на профессии фитодизайнера, ландшафтного дизайнера, флориста, цветовода, овощевода и селекционера растений. В процессе обучения происходит изучение основных групп комнатных, культурных и декоративных растений, приемов ухода за ними, выращивания, особенностях размножения и акклиматизации, обучение учащихся практическим умениям по возделыванию и уходу за растениями.
Формы занятий предполагают активное участие учащихся в раскрытии содержания курса: подготовка сообщений, конференции, практические и лабораторные работы, выполнение работ на пришкольном участке, экскурсии, посещение выставок, выездные мероприятия.
Срок реализации программы – 2 учебных года.
Семинары и практические занятия проходят по 2 раза в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на учеников 6–7 классов (12-14 лет).
Планируемые результаты: учащиеся должны получить навыки ухода за растениями, умения и навыки агротехники возделывания декоративных растений в условиях классного кабинета, оранжереи, пришкольного участка, полевых условиях, умения распознавать, комбинировать и создавать композиции из декоративных растений на пришкольном участке.
Формы подведения итогов – принятие участия в конкурсах «Лучший школьный дворик», в районных и городских мероприятиях, в научно-практических конференциях, исследовательской проектной деятельности.
Методическое обеспечение: для проведения практических занятий в кабинете имеется специальная научно-популярная литература, мультимедийные средства обучения. Для проведения практических занятий имеется необходимый садовый инвентарь, спецодежда, садовая земля, минеральные и органические удобрения.
Целью данной программы является профильная ориентация учащихся на приобретение теоретических и практических знаний, необходимых для овладения желаемыми профессиями растениевода, цветовода, ландшафтного дизайнера, фитодизайнера и пр.
Задачи программы:
- Ознакомить учащихся с содержанием программы;
- Расширить знания учащихся в области биологии и физиологии растений; селекции растений, растениеводства.
- Выработать рекомендации по уходу за комнатными и декоративными растениями, способам возделывания культурных растений и активному их использованию в практической деятельности;
- Развивать умения учащихся по самообразованию, использованию различных источников информации; исследовательских и практических умений; развивать коммуникативную культуру;
- Дать представление ученикам о специфике профессий, связанных с миром растений,
- Сформировать навыки творческой и исследовательской деятельности.
После изучения программы учащиеся должны знать:
- основные группы комнатных и декоративных растений, систему понятий курса и владение терминологией;
- основные правила ухода за комнатными и декоративными растениями ;
- функциональные и физиологические особенности организма растений; способы размножения растений,
- агротехнику выращивания растений, причины возникновения некоторых заболеваний; способы предупреждения этих заболеваний и приемы борьбы с вредителями растений,
- признаки дефицита макро– и микроэлементов у комнатных и декоративных растений;
- о последних достижениях в селекции растений и растениеводстве
Учащиеся должны уметь:
- выявлять связь между строением и функциями органов, организмом растений и условиями внешней среды;
- применять на практике теоретические знания о способах размножения, агротехнике выращивания растений;
- в предложенных коллекциях и гербариях распознавать культурные и декоративные растения;
- выявлять причины заболеваний, признаки дефицита различных химических элементов в организме растений, принимать профилактические меры для поддержания организма растений в здоровом состоянии.
У учащихся должны быть сформированы компетенции:
Учебно-познавательные:
- определять рациональную последовательность при выполнении практических работ;
- самостоятельно оценивать свою деятельность;
- уметь выявлять причинно-следственные связи;
- творчески решать практические задачи.
Коммуникативные:
- вести диалог, выступать публично;
- участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
- уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, формулировать выводы.
Общекультурные:
- соблюдать нравственно-этические нормы поведения ;
- соблюдать правила по технике безопасности при выполнении практических работ.
Информационные:
- уметь конспектировать, осуществлять пометки, выписки, составлять тезисы;
- описывать полученные результаты, делать выводы;
- владеть навыками подготовки презентаций.
Методическое обеспечение программы:
Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся. Средняя школа ориентирована в большей степени на подготовку к поступлению в колледжи, училища. В этой связи при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий.
На лекции предусматривается крупноблочное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций.
Семинар предполагает творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы учащихся, поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать знания, делать выводы. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе сообщений, презентаций, научно-практических конференций. При проведении практических занятий целесообразно использование ресурсов биолаборатории кабинета. На занятиях предполагается демонстрация слайдов, учебных видеофильмов, мультимедийного приложения, атласов, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению материала.
Кроме классно-урочной системы предполагается проведение экскурсии в зимний сад, оранжерею, организованные силами учащихся.
Тематический план программы представлен в Приложении 1.
Контроль результативности изучения программы:
Для проверки текущих знаний можно использовать:
- фронтальный опрос;
- логические вопросы после каждого занятия;
- промежуточные зачеты.
Ф.И. учащегося | Тема | Работа в группе | Устный ответ | Участие в дискуссии | Выступление с докладом | Практическая работа | Защита проекта, презентация. |
Для стимуляции личностного роста можно использовать балльную систему мониторинга достижений, фиксируя результаты в приведенной ниже таблице.
В результате освоения программы курса учащиеся должны защитить проект или представить презентацию. При успешной защите учащиеся получают грамоты или призы.
Список используемой литературы:
- Григорцевич Л.Н., Макаревич А.И. Защита плодовых деревьев от болезней (1998).
- Исаичев В.В. Защита растений от вредителей (2002).
- Кравцов А.А. Препараты для защиты растений на приусадебном участке (1986). Чекулаев И.А. Защита сада от вредителей и болезней (1988).
- Беляевская Е.К. Луковичные и клубневые растения (энциклопедия комнатного цветоводства) (2007).
- Боженова И.Б. Комнатные растения и фен-шуй (2006).
- Большедворова Л.С., Благодарова И.В., Борисенок Е.В. Энциклопедия комнатных растений (2003).
- Ван дер Неер Я. Все о 100 самых популярных комнатных растениях (2008).
- Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями (2005).
- Грюнвальд В. Популярные комнатные растения – распространенные виды, сорта и гибриды (2006).
- Краткая энциклопедия комнатных растений (1999).
- Лимаренко А.Ю., Палеева Т.В. Атлас комнатных растений (2003).
- Панкратова О.В. Огород на подоконнике (2002).
- Пенёнжек С.А. Лимоны на окне (1979).
- Пещеров Ф.В. Удобрения и биодобавки для комнатных растений (2003).
- Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними (1985).
- Хайтц Х. 1000 прекрасных растений в вашем доме.
- Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений (2001).
- Шешко Н., Логачева Н. Энциклопедия комнатных растений.
- Шилова М.Ф. Выгонка растений (2003).
- Юхимчук Д.Ф. Комнатное цветоводство (1977).
- Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями (1951).
- Верзилин Н.М. Сады и парки мира (1964).
- Гальперина Г.А. Золотая книга приусадебного участка.
- Ганичкина О. Большая книга садовода и огородника (2007).
- Гэлстон А., Девис П., Сэттер Р. Жизнь зеленого растения (1983).
- Дояренко А.Г. Занимательная агрономия (1957).
- Кудрявец Р.П. Как обрезать плодовые деревья и ягодные кустарники (2006).
- Петросян О. Удобрения и подкормка.Уход за растениями. 300 вопросов и ответов (2004).
- Доронина Н.В. Ландшафтный дизайн (2006).
- Дубровская Н. Красивый сад. 700 идей и проектов (2006).