Цели:
- Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- Закрепление произношения и дифференциация звуков С, З, Ш, Ж, Щ;
- Определение позиции заданных звуков в словах;
- Расширение и обогащение словаря детей путем введения новых слов: экскурсия, гимнаст, дрессировщик, стадион и др. Образование Р.п. мн.ч. существительных.
- Внимание детей к своей речи и к речи окружающих;
- Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
- Элементы патриотического воспитания детей.
Оборудование: проектор со слайдами или видео о достопримечательностях Москвы, указанных в занятии; демонстрационный материал с видами Москвы, корзины с игрушками, в названии которых есть звуки С и Ш; большой поднос с рассыпанными ватными кусочками; звук сдувшегося колеса, звук боя курантов.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку О.Газманова «Москва»
Логопед: Ребята, как вы думаете, для чего мы здесь собрались? (Дети пытаются отгадать). Что интересного можно посмотреть в Москве? (Дети отвечают). Да, в Москве есть много интересных и замечательных мест, и сейчас я приглашаю вас на автобусную экскурсию по Москве. Садитесь в наш автобус (дети садятся на стульчики) – сейчас поедем!
Слышится стук в дверь, входит девушка с фотоаппаратом на шее, с рюкзачком за спиной и картой в руках. Оглядывается по сторонам:
Девушка: Извините, а куда я попасть? Я приехать из Испания посмотреть Москва и заблудиться!
Логопед: Ах, вот оно что! А попали вы в детский сад, но, я думаю, мы с ребятами поможем вам. Хотите поехать с нами на экскурсию по Москве?
Девушка: Очень, очень хотеть!
Логопед: Давайте знакомиться, как вас зовут?
Девушка: Мэри.
Логопед: Садитесь, Мэри, поскорей в автобус – нам пора ехать!
(Дети, Мэри, логопед садятся в автобус и «заводят» моторчики – р-р-р)
Через несколько секунд слышится звук сдувшегося колеса.
Логопед: Что у нас случилось? Ах, колесо сдулось! Надо взять насос и накачать колесо. Приготовили наши насосы (дети встают в позе, как будто держат насос). Зубки сомкнули, улыбнулись и надуваем колесо: с-с-с-с. Молодцы! Можно ехать дальше. (р-р-р-р...)
Стоп! Первая остановка.
Приложение 1, Слайд 1, 2
– Посмотрите, ребята, кто из вас знает, что это такое?
Дети: Цирк.
Логопед: На кого можно посмотреть в цирке? (Дети дают свои ответы)
На гимнастов, клоунов, жонглеров, акробатов. А кто такие дрессировщики ? (Дети отвечают)
Где находится звук З в слове «звери», какой он ? (Согласный, твердый, находится в начале слова).
Где находится звук С в слове «гимнаст»? (Дети дают ответы)
Мэри: Гимнашт?
Логопед: Нет, Мэри, не гимнашт. Ребята, помогите Мэри правильно сказать это слово (дети помогают, а Мэри повторяет за ними). Теперь составьте предложение со словом ЦИРК (дети составляют).
Логопед: Пора ехать дальше (р-р-р...). Стоп! Приехали! Наша 2-я остановка вот такая:
Слайд 3, 4
Это стадион Лужники – самый крупный стадион в России и один из крупных в мире.
Мэри: Лузники?
Дети учат Мэри произносить это слово по слогам (Луж-ни-ки)
Логопед: Какой 1 слог в этом слове? Какой 2-й? Какой 3-й? Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем.
Игра: дети делятся на 2 команды. В одну корзину отбираются игрушки со звуком С, в другую – со звуком Ш. (под песню «Москва Златоглавая»), после игры – проверка содержимого каждой корзины на предмет правильности выполнения задания.
Логопед: Мы немного отдохнули. Теперь пора ехать дальше. (Р-р-р-р-р-р). Вот мы и приехали, посмотрите сюда:
Слайд 5, 6
Логопед: Как вы думаете, что это такое красивое? (Дети отвечают). Это Большой театр – крупнейший в России и один из значительных в мире. В нем показывают оперу и балет.
Мэри: Скажите, я правильно говорю «бальсой»?
Логопед: Какой звук слышится в слове «большой» – С или Ш? (Дети отвечают.)
Мэри: А, теперь я поняла – большой!
Логопед: Теперь я предлагаю вам выполнить задание: я буду называть слова, а вы из них составите красивые предложения:
Театр, находиться, Москва, в, Большой.
(Большой театр находится в Москве)
Опера, там, услышать, балет, и, посмотреть, можно.
(Там можно услышать оперу и посмотреть балет)
Следующее задание – как называется человек, который:
Играет на баяне – ... (баянист)
Играет на гармони – ... (гармонист)
Играет на аккордеоне – ... (аккордеонист)
Играет на пианино – ... (пианист)
Играет на гитаре – ... (гитарист)
Поёт на сцене - ... (певец или певица)
Танцует на сцене - ... (танцор или танцовщица)
Логопед: Какой один и тот же звук слышится в словах гитарист, пианист, гармонист, баянист? Где он находится? (Дети отвечают.) Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Нам пора ехать дальше: Заводим наш мотор! Вот и следующая остановка. Ребятки, закройте, пожалуйста, глаза!
(Слышен бой курантов).
Через некоторое время дети открывают глаза.
Слайд 7
Логопед: Что это за звук? Куда мы попали? (Дети дают свои ответы).
Мэри: Мне передали конверт, а я не понимать, что там написали.
Логопед: Давай, Мэри, я посмотрю. Ребята, здесь написано «Надо подуть!» (Дети оглядываются в поисках и находят поднос с плотно уложенными кусочками ваты, под которой спрятана картинка с изображением Красной площади). Давайте сюда подуем! (Дети дружно дуют и обнаруживают картинку, отгадывают её).
Слайд 8, 9
Логопед: Вот мы и приехали на Красную площадь – центр нашей Москвы. Посмотрите, какая она красивая! (Показываются слайды с видами курантов и Красной площади). Давайте повторим: Красная площадь. Где находится звук С в слове «красная»? (Дети отвечают), где находится звук Щ в слове «площадь»?
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Какие достопримечательности Москвы вы увидели? (Дети припоминают и называют).
Пора нам возвращаться домой, а Мэри пойдет дальше осматривать наш город, теперь она точно не заблудится!
Мэри: Да, спасибо вам, ребята, за эту экскурсию. До свидания! (Дети прощаются, а Мэри уходит).
Логопед: На память о нашей поездке я хочу подарить вам сувениры, с которыми лучше изучать нашу Москву. (Вручаются подарки, дети уходят под песню О. Газманова «Москва»).