Цели:
- раскрытие понятия «лень» и методам борьбы с ленью;
- формирование сознательного нравственного поведения;
- содействие атмосфере признания, дружбы и уважения друг к другу.
Задачи:
- способствовать развитию хороших отношений между детьми;
- активизировать совместную деятельность;
- развивать навыки сотрудничества; умение слушать друг друга; коммуникативные способности;
- развивать внимание, память, воображение, умение мыслить, рассуждать;
- формировать культуру речи;
- расширять словарный запас.
Здоровьеразвивающий компонент занятия: создание благоприятной психологической атмосферы в группе; снятие мышечного напряжения (упражнения «Дождик»); снижение уровня неуверенности и нервозности в классе (психокоррекционная игра «Скалолазы»); улучшение дыхания, активизация мозжечка и передних отделов коры больших полушарий головного мозга (физкультминутка «Дирижер», упражнение «Рисование по кругу»). Посредством музыки пробуждаются добрые чувства, которые приводят детей в хорошее расположение духа и повышают их внутренний комфорт.
Оборудование:
- Цветные карандаши.
- Листы А4 по количеству детей.
- Сказка В. Максюты «О ленивой звездочке» (см. Приложение 1).
- ТСО: магнитофон.
- Запись Rondo Veneziano «Divertissement».
- Развивающее психокоррекционное оборудование – игра «Скалолазы» (напольный вариант).
Продолжительность занятия: 45 мин.
Ход занятия
Разминка. Эмоциональный настрой
1. Упражнение «Дождик».
– Ребята, сначала нам необходимо поздороваться друг с другом. А здороваться мы будем следующим образом. Встаньте все в круг, приготовьте свои ладошки. Покажите мне свою левую руку, а теперь указательный палец. А сейчас начинаем стучать указательным пальцем по ладони правой руки, теперь двумя, теперь тремя, присоединяем четвертый палец, а теперь все пальцы. А сейчас также убираем по одному пальцу.
– На что это было похоже? (На дождик.)
– Вот так мы поприветствовали друг друга. Молодцы! Садитесь на свои места.
Основная часть
2. «Невидимый человечек Лень».
Ведущий рассказывает о существовании коварного маленького существа по имени Лень.
– Ребята, к каждому из нас время от времени заходит маленькое существо по имени Лень, который потихоньку запрыгивает то в карман, то в ручку, то в ушки учеников, мешая им думать, слушать, писать.
– И тогда… Ребята, а что происходит тогда? (Ребята придумывают сами).
– Есть ли люди, которые никогда не ленились? (Ответы детей, но в итоге приходим к выводу, что каждый человек в своей жизни хотя бы раз ленился)
– Я тоже иногда ленюсь! Но вовремя говорю себе «СТОП, пора заняться дело!»
– Можно ли с Ленью договориться? (Ответы детей).
Подводятся итоги: есть два важных слова «МОГУ» и «НАДО»!
3. Рисование «Как выглядит моя Лень?»
– Подумайте, как выглядит Лень, которая порой к вам забегает в гости? На кого она похожа? Представьте Лень и нарисуйте.
– А теперь возьмите карандаш того цвета, который вам больше всего нравится, и на листе над ленью напишите, пожалуйста, следующую фразу: «Я ПОСТАРАЮСЬ НЕ ЛЕНИТЬСЯ!»
– Вот так мы уже немного победили Лень она не любит старательных и трудолюбивых людей.
Все рисунки вывешиваются на доску.
– Теперь я думаю, что ваша Лень будет вас избегать и не часто вас навещать.
– Молодцы, ребята!
Физкультминутка «Дирижер».
– А сейчас давайте немного отдохнем. Готовы? (Да).
– Пожалуйста, встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит оркестром. И не ленитесь! Пусть ваш оркестр играет лучше всех, постарайтесь, пожалуйста.
Включается музыка.
– Молодцы.
4. Работа со сказкой В. Максюты «О ленивой звездочке» (см. в Приложении 1).
Вопросы для обсуждения:
Почему сначала Звездочка не хотела стараться светить ярче?
Как вы понимаете слова «у каждого есть свое предназначение»?
В чем смысл сказки?
Выслушиваются все ответы детей и в соответствии с ними делается вывод:
– Не нужно лениться, а необходимо стараться и тогда в жизни можно многого добиться и быть успешным.
5. Игра «Скалолазы» (развивающее психокоррекционное оборудование).
– Сейчас мы все будем скалолазами. Кто такие скалолазы? (Люди, которые лазают по горам и скала).
– Вот и вашей задачей будет не лениться и залезть на вершину горы. Работать будем по командам.
Деление на команды.
Каждая команда выбирает себе деревянного человечка (по цвету и по маркировке – треугольник, круг, квадрат). Обоих человечков устанавливают на стартовой позиции (внизу) с помощью двух деревянных штырьков. Три отверстия на человечке должны совпасть с тремя отверстиями игрового поля, маркированными его знаком. Синий человечек лезет по левой половине поля, а красный – по правой.
Ходы делаются поочередно. Человечка продвигают вверх, вытаскивая один из штырьков и поворачивая человечка до тех пор, пока не появятся возможности снова вставить этот штырек в отверстие, но находящееся уже выше предыдущего. Следующим ходом снова вытаскивают штырек и продвигают человечка дальше вверх. Так продолжается до тех пор, пока человечек не достигнет финиша. Если человечек у какой-либо команды заблокирован человечком другой команды, то эта команда пропускает ход. Достигнув верха, скалолаза необходимо вернуть обратно вниз таким же образом.
Большие отверстия являются непреодолимым препятствием, поскольку штырек не удерживается. Поэтому использовать их для передвижения невозможно.
– Готовы преодолевать препятствия и не лениться?
– Тогда вперед!
Заминка
– Сегодня мы говорили о лени, а самое главное о том, что свою лень нужно обязательно преодолевать для того, чтобы в жизни быть успешным человеком.
6. Упражнение «Рисование по кругу».
– Ребята, встаньте по кругу друг за другом. И на спине впереди стоящего напишите СПАСИБО.
– Давайте подумаем за что мы говорим это волшебное слово.
– СПАСИБО за то, что мы вместе очень хорошо провели время.
– СПАСИБО за то, что узнали что-то новое.
– СПАСИБО за хорошее настроение!
И т.д. (дети могут сами добавлять, за что напишем друг другу «СПАСИБО»).
– Спасибо всем. До свидания!