Цель: Изготовление пирогов в форме «лодочка» и «треугольник» из дрожжевого теста.
Задачи:
- Научить, технологически правильно формовать изделия из дрожжевого теста.
- Воспитывать аккуратность, ответственность, прививать эстетический вкус.
- Коррекция застенчивости, заниженной самооценки через создание ситуации успеха.
- Профилактика нарушений осанки и зрения.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа.
Материальное оснащение урока: материально– техническая база кабинета СБО: Средства ТСО; дрожжевое тесто, мука, подсолнечное масло, посуда: миски, скалки, ложки, ножи, противень, кисть для помазания, чайный сервиз, тарелки.
Время проведения: 1 час 20 минут.
ХОД УРОКА
1. Организация начала занятия.(2 мин)
Проверка готовности к занятию, выбор дежурных. Приветствие воспитанников, эмоциональный настрой на занятие.
2. Актуализация ранее полученных знаний. (8 мин)
На доске написана не полная тема урока: « Изделия из……».
– У нас рассыпались слова, на слоги и на буквы.
– И чтобы нам урок начать, нам буквы нужно все собрать.
– Вопросы наши в сундучке, ну а ответы – в голове!
(Воспитанники по очереди достают из сундучка вопросы, читают их и отвечают).
Вопросы в сундучке:
1. Изделие из дрожжевого теста, в котором делают углубление и кладут начинку.
2. С помощью этого продукта тесто поднимается.
3. Продукт, полученный при измельчении зерен хлебных злаков.
4. Жидкость для теста.
5. Кристалический продукт, без которого блюдо не имеет вкуса.
6. Изделие из дрожжевого теста, на которое намазана начинка.
7. Этот продукт обладает сладким вкусом и высокой калорийностью.
8. Густая смесь муки и жидкости.
Слоги и буквы на доске (вразброс):
Ва; т; руш; ка; д; рож; ж; и; м; ук; а; во; д; а;
с; оль; ша; нь; г; а; са; х; ар; т; е; с; то.
Тот кто ответил – на доске собирает ответ, а затем все вместе собирают тему занятия.
3. Выведение темы и цели занятия.
(Дети составили тему урока на доске.)
– Давайте вместе назовём тему сегодняшнего занятия:
– «Изделия из дрожжевого теста».
– Чему сегодня на занятии будем учиться? (..делать дрожжевое тесто, готовить изделия из теста)
Педагог показывает иллюстрацию пирогов. Приложение 1.
Цель на доске: научиться делать пироги из дрожжевого теста.
4. Объяснение нового материала.(25 мин)
А) беседа «виды пирогов».
(На столе стоит блюдо с дрожжевым тестом)
– Что перед нами? Какое? Сегодня мы продолжаем делать изделия из дрожжевого теста – это будут пирожки.
На доске крепятся фото с пирогами двух форм (Приложение 2).
– Пироги какой формы будем сегодня делать? («лодочка» и «треугольник»).
Пирожки – небольшие тестяные изделия с разнообразной начинкой.
Пироги изначально были кушаньем праздничным даже название происходит от слова «пир». Со временем пироги стали обычным делом: их брали с собой на работу и в дорогу. Нет ничего лучше, чем домашний пирожок. И в школу перекус, и на работу можно взять.
Какая начинка может быть у пирожков? (ответы воспитанников). По ответам учитель крепит на доске картинки – Приложение 3.
Хороший пирог – это не только воздушное мягкое тесто, но и вкусная начинка. Неудачно приготовленные начинки для пирогов могут испортить всю затею, если окажутся слишком сухими или слишком жидкими.
Называются пироги по разному (демонстрация Приложения 4):
- Расстегай
Б) Физкультминутка (на 17 минуте) «У меня спина прямая»
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три, четыре.
Три, четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину)
Раз, два. три. четыре,
(Повороты туловища.
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда – сюда!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
(Повороты туловища направо-налево.)
Ох, прямешенька спина!
Игра «Оформление пирога»
(Воспитанники берут в правую руку карандаш и на вытянутой руке карандашом рисуют разные фигуры, следя глазами).
В) демонстрация педагогом технологии изготовления пирогов.
– Здорово! Глазки отдохнули, присаживайтесь, сейчас вы посмотрите, как можно выполнить различные формы пирогов.
Учитель показывает, как делать разные формы пирогов.
– Для начинки возьмём варёный рис и обжаренный фарш: соединим, посолим и перемешаем.
Лодочка. Показ приемов: после первичной расстойки подпылить мукой и слегка раскатать скалкой. На середину выложить начинку, два противоположных края слегка растянуть и слепить, края пирожка подвернуть и прижать к столу.
Круг. Показ приемов: после первичной расстойки подпылить мукой и слегка раскатать скалкой. На середину выложить начинку края лепешки собрать к середине над фаршем, слепить их и повернуть пирожок швом вниз.
Треугольник. Показ приемов: после первичной расстойки подпылить мукой и слегка раскатать скалкой. На середину выложить начинку. Две верхние стороны соединить к середине лепешки над фаршем, нижнюю часть лепешки подогнуть к середине лепешки и от середины защипывать тесто к противоположным углам слепить их и повернуть пирожок швом вниз.
Пирожки складывают швом на противень и выпекают 15мин при температуре 200 град (показ приёма).
Г) Физкультминутка (на 25 минуте)
– Давайте представим, как с нашими пирожками происходит в печке. Сядьте прямо, руки на столе.
Учитель говорит не торопясь, спокойным голосом:
– Маленькому пирожку на столе было прохладно, он сжимался, сжимался, сжимался чтобы согреться (мышечное напряжение, глаза зажмурены). Но вот его поставили в печь и тепловые лучи стали его согревать, согревать, согревать(медленно расслабляемся). Пирожок отогрелся, расправил свои плечи. (расслабление мышц, открывание глаз). Ему так стало интересно, что там, вокруг, что он потихоньку стал расти, расти и расти (медленно поднимаемся). У него появились воздушные пузырьки (встаём в полный рост, ставим руки на плечи, затем на пояс, затем на бёдра) и золотистый загар (поднимают руки над головой, кружатся). Печка так согрела пирожок, что он решил стать высоким-высоким, чтоб понравится своими поварам (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот когда пирожок достали, он улыбнулся поварам и другим гостям (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
5. Практическая работа (35 мин)
А) инструктаж по технике безопасности.
- Какими руками можно включать и выключать плиту?
- Как правильно брать горячий противень?
- Как правильно нужно передавать нож?
- На чём нужно резать овощи, фрукты?
- Чем можно убирать пирожки с противня?
Б) работа в группах.
– Задача ваших групп: подготовить фарш, изготовить пирожки.
– 1 гр – делает пирожки треугольные.
– 2 гр – делает пирожки лодочкой.
Музыка.
Воспитанники работают. Учитель контролирует, помогает.
Когда пироги поставлены в духовку, проводится запись в тетради темы по Приложению 5 «Виды пирогов».
Достают готовые пироги. Сервируют стол. Дегустация.
6. Подведение итога урока (10 мин)
Вопросы учителя:
- Какие виды пирогов мы сегодня готовили?
- Что входит в состав начинки?
- Какую цель на занятии мы ставили?
- Каждый из вас смог добиться этой цели?
А) саморефлексия детей
– Я предлагаю каждому из вас оценить свою работу на занятии, используя по 3 выражения (рефлексивный экран):
– Сегодня я научился…..
– Я узнал…
– Было интересно…
– Было скучно….
– Я работал….
– У меня получилось…
– Я не смог…….)
Педагог слушает и анализирует ответы детей.
Б) рефлексия педагога
– Мне было интересно с вами работать на занятии, я переживала, что у некоторых детей будут трудности в изготовлении пирогов. И была очень рада, увидеть обратное – все справились с заданием хорошо.
Учитель комментирует готовые изделия.
Педагог благодарит воспитанников за работу.
Дежурные наводят порядок.