Цели: побуждать интерес к изучению истории своей страны; воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных детьми и подростками в годы Великой Отечественной войны; формировать активную гражданскую позицию.
Место проведения: школьный класс, актовый зал школы.
Методические рекомендации по подготовке и проведению классного часа приведены в приложении 5.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, краеведческая и художественная литература по данной теме.
Форма: коллективное творческое дело.
Подготовительная работа:
- поисковая работа,
- конкурс сочинений о детях войны,
- обсуждение с учащимися темы и формы проведения классного часа,
- распределение обязанностей между учащимися,
- создание презентации по теме классного часа,
- оформление кабинета,
- подготовка оборудования,
- подборка музыкального сопровождения и фрагментов из фильмов.
Видеофильм можно посмотреть, связавшись с автором статьи.
Ход классного часа
1. Звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Приложение 1).
Ведущая 1
Мы много раз видали рукопашный
В кино, ребята, только лишь в кино.
И было всем, поверьте, очень страшно.
Напомнило о прошлом нам оно.
Ведущая 2 (Приложение 2,слайд 3 презентации)
Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого, воевали взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки. Дети.
«Мы были юны, страшно юны, среди разрывов и траншей» – эти строки поэта Олега Шестинского посвящены детям и подросткам Великой Отечественной войны, тем, кому к началу войны не исполнилось 18 лет. На фронт ушли их отцы, многие погибли уже в начале военных действий на территории нашей Родины.
Дети военных, огненных лет! Детство и война слились в единое целое для мальчишек и девчонок 1941–1945 годов. Как рано они повзрослели. Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись нашей Родины навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и подпольщиков.
В тылу ребята трудились на полях и заводах, собирали металлолом и лекарственные травы, ухаживали за животными и помогали тщательно собирать урожай, чтобы ни один колосок не пропал в поле (приложение 2,слайд 4 презентации).
На оккупированных фашистами территориях многие дети и подростки погибли от голода и холода, от мучений в концлагерях. На Смоленщине были сожжены сотни деревень вместе с жителями, погибали даже грудные дети.
Учитель. Сегодня мы с вами, ребята, узнаем о детях и подростках, совершивших героические подвиги в годы Великой Отечественной войны во имя будущего нашей Родины, во имя нас с вами тоже. За свободу Родины многие юные герои отдали свои жизни и наш долг знать и помнить об этом, чтобы никогда на территории нашей России не разгорелся огонь войны.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана о том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
(А.Т. Твардовский)
2. Стихотворение В.Суслова «Сыны полков» (Приложение 2, слайд 5 презентации).
Горнили «К бою!» трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать.
Но всё равно в боях они умели
Не отставать,
Не отступать и побеждать.
Тянули связь военные мальчишки,
Катили в бой на танковой броне,
Валились с ног в минуты передышки
И в час ночной
Неслись домой
3. По дорогам войны.
Дороги войны... По ним шли не только солдаты – дети тоже. У каждого из наших, героев была своя дорога, но всех их объединяло одно – любовь к своей Родине и желание жить свободными на своей земле.
4. Владимир Афанасьевич Володенков – юный герой Великой Отечественной войны (Приложение 2, слайд 6 презентации).
Володя родился под знаменитой Ельней, в деревне Селенково. Через несколько лет семья переехала в Москву. В самом начале войны его отец ушёл на фронт добровольцем. 9-летний мальчишка тоже решил идти на фронт.
В жаркий июльский день 1941 года он приехал на Белорусский вокзал, увидел группу военных и с мольбой обратился к ним: «Дяденьки, возьмите меня с собой на фронт, я сирота, хочу бить фашистов, буду делать, что прикажете...»
Воинственный настрой мальчика, напор, с которым он «атаковал» военных, покорил солдат, и они, посовещавшись со старшим по званию, взяли Володю с собой. В тот день он не знал, что попал в 251-ю отдельную штрафную роту 60-й армии. Да и какая разница ему была – главное, что он ехал на фронт воевать с фашистами.
Девятилетний новобранец оказался физически крепким парнишкой. Он выполнял любую работу: дежурил на кухне и мыл полы, копал окопы и чистил оружие. И всегда просился в бой. Командиры любили мальчишку и берегли его. Только через год зачислили его во взвод разведки. Юркий, смышлёный разведчик мог сноровисто пролезть в любую щель, ловко орудовал ножницами, перерезая колючую проволоку и телефонные провода фашистов.
Володя в составе взвода разведчиков принимал участие во многих боевых операциях. За бой при взятии города Тернополя он был удостоен первой боевой награды – медали «За отвагу». Вручали её юному разведчику перед всей ротой, причём первому. Володя участвовал и при освобождении его родного города Ельни, которая теперь стала городом воинской славы. Вместе с разведчиками Володя принимал участие в освобождении Варшавы. Ему было 11 лет. За проявленное мужество в этой операции он был награждён орденом Красной Звезды.
В Центральном архиве Министерства обороны России хранится личное дело Владимира Афанасьевича. В нём, в частности, сказано: «Сержант Володенков показал себя выдержанным, дисциплинированным воином. Несмотря на малый возраст, находясь на должности связного при командире роты, выполнял все приказания в срок и точно, преодолевая все трудности...»
31 июля 1945 года, уже старший сержант Владимир Афанасьевич Володенков, получил благодарственное письмо от командующего 2-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза Рокоссовского. Маршал благодарил 13-летнего воина за мужество и отвагу, проявленные за четыре года Великой Отечественной войны.
Показ фрагмента кинофильма Андрея Атанесяна «Сволочи» (Приложение 4).
Для Володи война закончилась 18 мая в Праге. Лихое военное время оставило юному разведчику серьёзные отметины – он был дважды ранен, стал инвалидом.
Никто не осудил бы его, если бы он провёл войну в эвакуации, но он не мог поступить иначе...
После войны он закончил в Москве ремесленное училище, стал строителем и вскоре вернулся в родные края на Смоленщину. В Смоленске, работая в дистанции гражданских сооружений, строил различные железнодорожные объекты и жилые дома.
5. В первый класс – с передовой (Приложение 2, слайд 7 презентации).
Медалью «За оборону Сталинграда» был награждён восьмилетний Игорь Михайлов. Во время обороны крепости на Волге мальчик находился на артиллерийской батарее своего отца Константина Алексеевича Михайлова. Вместе с бойцами Игорь стойко переносил опасности и лишения. Как мог, помогал бойцам: приносил воду, письма, газеты, собирал и передавал командованию немецкие листовки и не раз выслеживал немецких разведчиков. Когда фашисты были разбиты под Сталинградом, Игорь прилетел на самолёте к родным в Москву. Осенью 1944 года он поступил в первый класс одной из московских школ.
6. Пакет прибыл по назначению.
В 1942 году близ города Волгограда фашисты захватили в плен вместе со взрослыми школьницу Люсю Ремизову и заставили её стирать бельё, убирать помещение, где жили офицеры.
Однажды фашистскому полковнику связной доставил важный пакет с важными документами. Когда офицер заснул, Люся, захватив документы, смертельно рискуя жизнью, пробралась к советским воинам.
За свой мужественный поступок Люся была награждена медалью «За отвагу».
7. Подарок партизанам.
Война застала москвича Шуру Ефремова в Ельнинском районе на Смоленщине. Мальчик видел, какие зверства творят фашисты на нашей земле. Шура созвал на тайное собрание сельских ребят, где они решили собирать и прятать оружие и боеприпасы. Шуре удалось связаться с партизанами. Он и некоторые его друзья пришли в отряд и передали оружие партизанам. Он участвовал во многих партизанских операциях.
Награждён орденом Красной Звезды.
8. Связной легендарного разведчика (Приложение 2, слайд 8 презентации).
В Цуманских лесах, под городом Ровно, располагалась партизанская база. В рядах партизан находился 12-летний Коля Янушевский из деревни Колесово Ровенской области. Коля Маленький – так его звали в отряде – нёс боевую службу разведчика.
Коля Маленький был связным отважного советского разведчика Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова. Коля помогал Н.И Кузнецову взять в плен фашистского генерала Ильгена.
За выполнение боевых заданий Коля Янушевский награждён партизанской медалью.
... Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь...
Ребята – герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь…
А нынче в разведку идут следопыты,
Туда, где когда-то ровесники шли...
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята – герои родимой земли! ...
И кажется, снова в борьбе и в походе
Сегодня в рядах своих верных Друзей
Голиков Лёня, Дубинин Володя,
Котик, Матвеева, Зверев, Казей.
В мирные дни, побеждая и строя,
Помнит Отчизна своих сыновей.
(Н. Добронравов)
9. На оккупированной территории.
Своим чёрным крылом накрыла война детей и подростков на оккупированной территории Советского Союза. Вместе с первыми бомбёжками закончилось детство мальчишек и девчонок.
Вспоминает Николай Дмитриевич Кондратов.
«Трагично памятен мне один из осенних дней 1942 года. Жил я вместе со своими родителями и тремя сестрами в деревне Влашкино Демидовского района. Партизанские отряды, действовавшие в округе, доставляли фашистам большое беспокойство. Уничтожить их врагу никак не удавалось. И тогда фашисты решили выместить всю злобу на деревенском населении. Вся наша семья была дома, когда на улице раздались шум, крики, немецкая речь. Фашисты ворвались и к нам, силой вытолкали всех из дома, куда-то погнали. У оврага толпу разделили на две части. Мы не знали, что с нами собираются делать до тех пор, пока одну из групп не загнали в сарай, заперли и подожгли. Душераздирающие крики и детский плач, чёрный смрадный дым, чудовищные языки пламени...
Вторую группу, в которой был и я, выстроили на краю оврага. Напротив поставили пулемёты, встали автоматчики. Офицер подал команду. Застрочили автоматы и пулемёты. Стоны, крики, падают тела. Какие-то секунды видел я всё это и упал вместе со всеми. Очнулся на телеге. Меня куда-то везли. Не сразу я понял, что это свои. После расправы над людьми фашисты уехали. Вскоре прибыл бульдозер и засыпал ров с погибшими. Того небольшого промежутка времени хватило, чтобы спасти оставшихся в живых. Нас вытащили из-под трупов несколько израненных человек.
Фашисты убили мою мать, отца, двух сестёр. Спаслась только моя третья сестра, которой в тот чёрный день не было дома. Меня взяли воспитанником в воинскую часть. Прошёл с ней войну. До самой смерти не забуду страшный день
1942 года, когда фашисты зверски уничтожили 250 моих односельчан.
В годы оккупации в каждом районе Смоленской области были сожжены деревни дотла вместе с жителями. Историки насчитывают их несколько сотен. Многие районы области совершенно обезлюдели. Многие деревни после войны так и не были восстановлены. Для погибших было великим мужеством жить на родной земле, когда пришли фашисты, жить и верить в Победу. Виновны они были лишь в том, что хотели жить в свободной стране на земле своих отцов и дедов.
Просмотр документального фильма о немецком концлагере в г. Смоленске «Смоленское гетто» (Приложение 3).
Минута молчания. Моцарт «Реквием»
10. Военное сиротское детство (Приложение 2, слайд 9 презентации).
Трагедия нашего народа была в том, что многие дети во время войны потеряли своих родителей, осиротели. Этим ребятам приходилось переживать голод, холод, болезни. У них не было крыши над головой. Они бродяжничали, попрошайничали, воровали, чтобы выжить.
В пилотке мальчик босоногий
С худым заплечным узелком
Привал устроил на дороге,
Чтоб закусить сухим пайком.
Горбушка хлеба, две картошки –
Всему суровый вес и счет.
И, как большой, с ладони крошки
С великой бережностью – в рот.
Стремглав попутные машины
Проносят пыльные борта.
Глядит, задумался мужчина.
– Сынок, должно быть, сирота?
И на лице, в глазах, похоже,–
Досады давнишняя тень.
Любой и каждый все про то же,
И как им спрашивать не лень.
В лицо тебе серьезно глядя,
Еще он медлит рот открыть.
– Ну, сирота.– И тотчас: – Дядя,
Ты лучше дал бы докурить.
(1943 А. Т. Твардовский)
Показ фрагмента фильма Бондарчука «Судьба человека» (Приложение 4).
11. Труд детей и подростков в годы Великой Отечественной войны. Жизнь детей и подростков в годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней умерли многие тысячи ребят. В колхозах дети с 9 лет уже работали на полевых работах, собирали вместе с взрослыми посылки на фронт для бойцов Советской армии. Девочки работали в госпиталях санитарками, в школах организовывались концертные бригады для выступлений в госпиталях. Школьники собирали металлолом, чтобы на заводах из него делали оружие для защиты Родины (Приложение 2,слайд 10 презентации).
Многие заводы были эвакуированы, и в заводских цехах работало много подростков. Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков. В деревообрабатывающих цехах подростки делали ящики для снарядов, мин, патронов.
Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои сипы они отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера в то, что наша Родина будет, свободной помогала ребятам в недетском труде (Приложение 2, слайд 11 презентации).
12. В наши дни школьники принимают участие в поисковых отрядах на местах боёв Великой Отечественной войны, организации школьных музеев. Мы храним в своём сердце признательность всем героям Великой Отечественной, отдавших все свои силы, а порой и жизнь, за свободу нашей Родины.
13. Рефлексия. Учащиеся продолжают фразы, начатые учителем.
1. Я хотел бы…
2. Мне запомнилось…
3. Меня потрясло сильнее всего…
4. Мой дед рассказывал…
5. Я понимаю, что…
6. Я буду помнить…
Видеофильм можно посмотреть, связавшись с автором статьи
Литература
- Глазков А.П