Все об экологическом воспитании в нашем ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Природа – это одно из важнейших средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Природа окружает ребенка, рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с ней еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу у ребенка рано проявляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него, прежде всего благодаря красочному миру, который дает малышу массу ярких впечатлений, вызывает радостные переживания. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней. Поэтому мы должны использовать этот сенситивный период для закладки знаний об окружающей природе и развития познавательных процессов.

Маленькие дети любознательны. Круг их интересов очень широк. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых немало таких, что вызваны различными объектами и явлениями природы: «Как спят рыбки? Почему это растение называется «Огонек»? и т.п.». те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребенка, совершают неповторимо жестокое дело: они насильно задерживают его умственный рост, тормозят его духовное развитие. Наш воспитательный долг не только отвечать на вопросы детей, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло.

Мы хотим предложить несколько форм работы с детьми по познанию природы, по экологическому воспитанию в целом, которые мы используем в работе в нашем ДОУ.

Одной из форм работы по ознакомлению детей с природным окружением являются занятия «Знакомим малышей с растениями»

Младший дошкольный возраст

Ознакомление детей с комнатным растением «Дружная семейка» (Аспидастра).

Цель: познакомить с комнатным растением «Дружная семейка»; объяснить название этого растения; учить рассматривать комнатные растения, различать и называть их части; познакомит со способами ухода за растениями; формировать желание ухаживать за растениями; воспитывать умения видеть красоту и прекрасное в растительном мире.

Активизация словаря: листья, стебель, цветок, дружная семейка, поливать, протирать, растение.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, сюрпризный, показ, объяснения, вопросы, обследование, хоровое и индивидуальное повторение, игра.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, как вы сегодня дружно играли, друг другу помогали! Молодцы! Какие мы, ребята? Дружные! Да, вас можно назвать дружными, дружной семейкой. Посмотрите, ребята, а у нас в комнате появилось растение, которое так и называется «Дружная семейка». А почему такое название, мы сейчас и узнаем. (Раздается стук) Ребята, кто-то к нам пришел. Сидите тихо, а я посмотрю. (Открывается дверь, в гости пришел мишка)

Мишка: Здравствуйте, ребята! А чего это вы тут сидите?

Дети: Здравствуй, мишка!

Воспитатель: Ребята собрались здесь, потому что у нас в группе появилось новое растение «Дружная семейка» и мы хотим познакомиться с этим растением.

Мишка: А я тоже хочу познакомиться с этим растением.

Воспитатель: Ну что ж, оставайся. Мы же дружные ребята и очень гостеприимные. Только сиди тихо и слушай. (Воспитатель усаживает мишку на стол, куда ставит и растение) Вот, это растение называется «Дружная семейка». Повторите за мной, пожалуйста, «Дружная семейка»!

Дети: «Дружная семейка».

Воспитатель: Нравится вам это растение?

Дети: Да!

Воспитатель: А чем вам нравится это растение?

Дети: Красивые цветки.

Воспитатель: Да, у «Дружной семейки» красивые цветки. А какого цвета они? Какие по величине цветки? Сколько цветков у нашего растения: много или мало?

Ответы детей: Цветки белого цвета. Они большие. Их много.

Воспитатель: Давайте покажем эти цветы Мишке. (Вызываются 2-3 ребенка, которые рассказывают Мишке и всем остальным ребятам, какие цветы, сколько их и какого они цвета)

Далее воспитатель ведет описательный рассказ, где описывает растение в целом: цветки, листья, стебель и т.д.

Подведение итогов

Воспитатель: Вот, Мишка, какие растения живут у нас в группе. «Дружная семейка» называется дружной, потому что у нее много листьев, и все они расположены близко друг к другу. Наша группа тоже может называться дружной. Ребята здесь очень дружные и добрые. Они любят растения, которые живут у нас в уголке природы и ухаживают за ними. Давайте, ребята, покажем мишке, как нужно ухаживать за «Дружной семейкой». (Вызываются 2 детей: один поливает растение, другой протирает влажной тряпочкой каждый листочек) Вот так мы ухаживаем за нашими растениями: протираем влажной тряпочкой, поливаем тонкой струйкой. А куда мы поставим «Дружную семейку»?

Дети: На окно, ближе к свету.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и познакомились с растением под названием «Дружная семейка». А тебе, Мишка пора прощаться с нами. У нас с ребятами еще много важных дел в уголке природы. Нам еще надо полить остальные растения, протереть с них пыль. До свидания!

Средний дошкольный возраст

Довольно давно доказано, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста является основной составляющей духовно-нравственного воспитания. Ведь все мы знаем, что через общение с природой, при действенной заботе о живом – в детях пробуждаются такие качества, как доброта, внимание, желание заботиться об окружающем мире.

Можно много размышлять о важности и значимости экологического воспитания, но создавшаяся обстановка в современном обществе и окружении – безотчетное загрязнение окружающей экосреды, безжалостное истребление всего живого, потребительское отношение к богатствам Земли – все это заставляет нас уже не просто говорить о приближающейся экологической катастрофе, а заставляет нас действовать.

«Деревья, кустарники и травянистые растения»

Конспект НОД по формированию элементарных экологических представлений.

Цель: Развивать познавательный интерес к природе. Расширять представления детей о разнообразии растительного мира.

Задачи: Развивать мыслительные операции (анализ, обобщение), закрепляя знакомые группы растений и условия, необходимые для их роста и развития. Формировать умение детей подбирать изображения знакомых растений к подходящей модели, соблюдая правила культурного поведения и общения. Различать по внешнему виду деревья, кустарники, травянистые растения помещать на нужное место. Согласовывать свои действия с другими детьми. Обсуждать со сверстниками различные ситуации. Подбирать обобщающие слова к группам картинок или фотографий: деревья, кустарники, плодовые деревья, травянистые растения и т. п.

Ход НОД

(Воспитатель привлекает внимание детей к рассматриванию гербариев, фотоальбомов; вовлекает вопросами других детей, собирая всех желающих)

Воспитатель: А что это за растение на фото, Оля?

Воспитатель: Саша, не вы ли с мамой засняли кустарник жасмина в росе?

Воспитатель: Кто напомнит нам, как называется подземная часть всех растений?

Воспитатель: В природе много интересного. Хотите совершить путешествие в природу?

(Можно НОД организовать на улице или в групповой комнате, где заранее созданы проблемные ситуации и задания с опорой на опыт детей по данной теме)

«Назови одним словом»:

Берёза липа дуб тополь клён
Жасмин облепиха сирень шиповник
Яблоня груша слива вишня
Клевер лопух крапива подорожник и т. п.

«Четвёртый лишний»:

Клён клевер берёза липа
Жасмин шиповник тополь сирень
Влага свет тепло ветер и т. п.

Физкультминутка «Полежим на травке»

«Подберите растение к модели» <Рисунок 1>

  • Клён → модель дерева
  • облепиха → модель куста
  • крапива → модель травянистого растения

Заполнение детьми панно теми картинками, которые дети набрали в ходе путешествия в природу за правильное выполнение заданий <Рисунок 2>

Воспитатель: Понравилось ли вам, дети, подбирать нужные растения?

Воспитатель: Все ли растения на картинках вам знакомы?

Воспитатель: А хотите узнать новое об этих незнакомцах?

Воспитатель: Вы были внимательны в природе, дружелюбны, бережно относились к растениям. А сейчас я приглашаю всех на улицу для поиска знакомых и незнакомых растений. Согласны?

Дети: Да!

Старший дошкольный возраст

Для более глубокого изучения предмета экологии в старшем дошкольном возрасте, было решено активно использовать в образовательном процессе музейную практику.

Мини-музей стал одной из ведущих форм работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию. Появилась возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду; возможность сопереживания общих впечатлений с родителями; возможность отражения полученных детьми представлений, впечатлений, переживаний в совместной с родителями, воспитателями деятельности (продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной); возможность накопления детьми опыта планирования, анализа источников информации, поиска решения проблемы, умения рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

Основным условием при реализации технологии музейной педагогики стали мини-музеи экологического содержания, созданные в старших дошкольных группах ДОУ. Один из них «Растения – легкие Земли». <Рисунок 3>

Цель работы данного музея – показать детям разнообразие и красоту растений, их значение в жизни животных и человека, воспитать бережное отношение к миру растений

Работа по созданию мини – музея состояла из нескольких этапов:

  • обогащение предметно-развивающей среды группы;
  • организация познавательно-исследовательской деятельности детей;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность по экологическому воспитанию (подборка информации по теме, экспонатов).

Как мы знаем – Предметно-развивающая среда – неотъемлемая часть образовательно-воспитательного процесса в ДОУ. Для формирования экологического сознания детей мини-музей был наполнен: наглядными пособиями, иллюстративным материалом (альбомы, содержащие различную информацию о природных ресурсах, картины, муляжи, дидактические игры и пр.); макетами, моделями (экологической тропинки, почвы, водоема и леса, жизни растений и др.), комнатными растениями; уголком добрых дел в мире природы; подборкой детской художественной литературы о природе.

Одним из составляющих компонентов создания нашего мини – музея стала познавательно-исследовательская деятельность детей. Дети брали на себя роли «ученых-испытателей», которые изучают различные природные объекты. Мальчишки и девчонки не только создавали экспозиции для мини – музея, но и проводили эксперименты («Вода в жизни растений», «Дышат ли растения?», «Влияние музыки на рост растений», «Реагируют ли растения на ласку?», «Растение меняет цвет», «Свет в жизни растений», «Чудесный полив», «Что находится у нас под ногами?», «Где растение получает воду?».), и делали свои научные выводы.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделялось работе с родителями. Общими усилиями педагогов и родителей были подобраны лекарственные травы для оформления блока музея – «Полезные растения». В домашних условиях родители выращивали цветы и растения, которые затем приносили для экспозиции их в музей. Таким образом, совместно с семьей накапливалась информация о растительном мире.

Для представлений каждого экспоната, дети совместно с родителями готовили красочные мини-сообщения о растениях.

Работа по созданию мини – музеев дает свои ощутимые результаты. Ведь, данная деятельность пронизана доброжелательной атмосферой общности интересов детей, родителей и педагогов по вопросам познания и охраны нашей природы. У детей появлялось желание создавать условия для каждодневного ухода за растениями, за живыми объектами в целом, желание сохранять окружающий мир природы. Появилось чувство ответственности за состояние окружающей среды, эмоциональное отношение к природным объектам.

Приложение 1