Программное содержание:
- Создать условия для приобщения детей и родителей народному искусству.
- Воспитывать у детей интерес к народным традициям, связь между народным декоративно-прикладным искусством и устным народным творчеством.
- Уточнять и обобщать знания о народных промыслах.
- Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру.
Интеграция областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Художественная литература», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
Ожидаемый результат: Формирование творческой личности, развитие художественно-творческих способностей.
Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами: Гжель, Дымка, Городец, Хохлома, рассматривание образцов, изготовление русских сувениров из глины, роспись сувениров, разучивание стихотворений о промыслах, дидактические игры «Составь узор», «Наряди дымковскую барышню», «Лото «Народные промыслы».
Материал:
- Оформление зала
Ход мероприятия
Дети, одетые в народные костюмы заходят в зал под хороводную мелодию И.Купала «Черные очи»
Хозяйка (педагог в народном костюме, кокошнике):
Добро пожаловать гости дорогие!
Веселья, вам да радости желаем.
Давно вас поджидаем
Праздник без вас не начинаем.У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
Хозяйка: Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?
Выходят дети, в руках, расписанные, детьми глиняные игрушки.
1 ребенок: Дымковские гости (один из детей): Мы к вам прибыли из старинного русского города Вятка и привезли вам в подарок дымковскую игрушку.
2 ребенок:
Вечера зимою длинные
Лепит мастер здесь из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные.
Кружочки, клеточки, полоски,
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
Каждый из детей громко читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую он держит в руке.
1 ребенок:
Индя-индя – индюшок,
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой,
Красный,
Белый,
Золотой.
2 ребенок:
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка!
3 ребенок:
Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша.
Ах ты, девица краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Она так красива.
Хозяйка: Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в Слободе Дымково, неподалеку от города Хлыново – так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки. Игрушки были не простые – свистульки, поэтому, праздничное гулянье называлось – свистунья. На ярмарках люди весело гуляли, пели и плясали.
Хозяйка:
Выходи скорее друг
Плясуны вставайте в круг!
Веселил нас много раз,
Русский танец – перепляс!
Мальчики в народных костюмах, девочки в юбочках, расписанных под Дымку, исполняют польку. (Музыка Рахманинова «Полька»)
Хозяйка: Спасибо, гости дорогие. (Обращается к новым гостям.) Порадовали вы нас своими подарками, а что скажете – расскажете вы, гости желанные?
Выходят дети в народных костюмах, держат разносы, на которых, глиняная, гжельская посуда, выполненная детьми, на занятиях по декоративному рисованию.
1 ребенок:
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель.
2 ребенок:
Из этих чашек с розами
Ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
Сердечнее встречай
Девочки исполняют танец с платками, расписанными гжельскими розами «Танец с платками» (русская народная музыка «Гжель»)
Хозяйка: Подарки ваши принимаем с радостью. Спасибо. Низкий, вам, поклон.
Хозяйка: Издавна на ярмарках и гуляньях проводились забавные игры. Известно, плохо, когда один с сошкой – семь с ложкой, у нас сегодня совсем другое: сегодня с ложкой только двое.
Берешь картошку (яйцо), кладешь в ложку
И пробежишь с ним немножко
Если первый прибежал
Значить ясно – приз забрал!
Проводится игра «Кто быстрей перенесет всю картошку?»
Хозяйка: Приглашаем гостей из Городца!
Выходят дети в русских костюмах с лотками, в которых лежат: разделочные доски, скалки, совочки, украшенные городецким узором, ходят, показывают.
1 ребенок:
Городецкая роспись –
Как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони,
Молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
Что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты,
Что ни в сказке сказать.
2 ребенок:
Посмотрите на роспись –
Сочность красок манит.
Городецкая роспись,
Душу нам веселит.
Гости с Городца поют частушки (музыка русская народная) (поочередно)
Ставьте ушки на макушки
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно.Веселись наш детский сад
Веселее нет ребят,
Мы с улыбкой на лице
Вам споем о Городце.Кто рисует Городец
Ах, какой он молодец!
И листочки и цветы
Это все для красоты.Не заманите меня
Жвачкой и конфетами,
Лучше нету Городца
Еду за билетами.Я мальчишка – молодец.
Тоже еду в Городец
Рано мне еще жениться
Рисовать буду учиться.
Вместе:
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы просим вас
Чтоб вы нам похлопали.
Хозяйка: Веселый вы народ, гости городецкие, спасибо, вам. А теперь послушайте легенду.
(На экране мультимедийной установки появляются слайды с изображением хохломской птицы, цветов, орнаментов, хохломских изделий)
Хозяйка: Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, дело дошло и до посуды. Из дерева он вырезал себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетела, то в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды – и стала посуда золотой. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по– своему. Кроме того, что птиц рисуют, вырезают и посуду в виде птиц: чашки, ковши, братани. Помимо птиц, очень любят хохломские мастера рисовать прекрасные, сказочные цветы, красивые ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
Хозяйка: Поработают на славу мастера, а потом праздник справят – любимой забавой в хохломской деревне была игра на деревянных ложках. Музыканты, поскорей, заиграйте веселей!
Коллектив детей играет русскую народную песню «Во поле береза стояла» на музыкальных инструментах (ложки, металлофоны, треугольники, бубны).
Три девочки в народных сарафанах, используя танцевальный шаг, показывают хохломские изделия.
Хозяйка: Смотрю на ваши подарки – налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да я и выбирать не буду – все ремесла хороши!
Хозяйка: Народная мудрость – говорит: «Где труд, там и счастье».
- А вы знаете пословицы? А ну-ка продолжите:
- Готовь сани летом (а телегу зимой).
- Меленькое дело лучше (большого безделья).
- Труд человека кормит, а (лень портит).
- Терпение и труд (все перетрут).
- Любишь кататься (люби и саночки возить).
- Семь раз отмерь (один отрежь).
Хозяйка:
Мы здесь пели и плясали,
На ярмарке побывали.
Кто старался – молодец,
Вот и празднику конец!
Предлагаю подарить наши сувениры нашим родителям и гостям и всем прокатиться
на нашей веселой карусели.
Звучит народная музыка.
Дети и родители катаются на импровизированной карусели
Хозяйка: А теперь приглашаю всех желающих в нашу Русскую избу – чай пить и в мастерскую наших народных умельцев, где мы покажем, какие русские сувениры – игрушки изготовили ребята.
Родители проходят в мастерскую (изостудию), где можно посмотреть выставку детских работ: дымковские игрушки, гжельская посуда, городецкие сувениры, хохломские предметы быта.