Литературное чтение по теме "Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В.Бианки "Как муравьишка домой спешил"". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. учить понимать сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и ученого-знатока природы;
  2. находить общее в авторском и народном творчестве;
  3. развивать творческие способности учащихся, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  4. воспитывать бережному отношению к природе.

Оборудование: мел, доска, карточки, мультимедийная установка, презентация.

I. Актуализация знаний.

Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением С. Погореловского.

Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим работу над произведением В. Бианки “Как Муравьишка домой спешил”. Будем учиться понимать сложную структуру дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и ученого – знатока природы.

III. Слово об авторе.

Я прошу вас вспомнить и коротко рассказать о В. Бианки.

(Ответы детей.)

В. Бианки родился 11 февраля 1894 года в Петербурге, в семье ученого – орнитолога. Окончив естественное отделение Петербургского университета, Бианки побывал в экспедициях по всей России, записывая свои наблюдения. За 35 лет литературной деятельности Бианки издал более 100 книг о природе и животных.

– Каким должен быть писатель-натуралист?

(Быть наблюдательным, хорошо знать повадки насекомых.)

– Может ли писатель (художник слова) быть ученым?

IV. Попробуем разобраться, в чем заключается сложный авторский взгляд на мир.

– Подумайте, чем отличается писатель от ученого?

Повторим, кто такой писатель (художник слова), какова его задача, и кто такой ученый, в чем заключается задача ученого?

Писатель

Создает художественный образ в красках, звуках.

Использует литературные приемы.

Воздействует на чувства читателей.

Выражает свое отношение (авторскую позицию)

Ученый

Соблюдает законы жанра литературы

Дает точные научные факты.

Расширяет знания о мире.

Сообщает факты.

Ученый пишет научные тексты, писатель – художественные.

– Где встречаем научные сведения? (В энциклопедиях, словарях, учебниках.)

– А художественные? (В художественной литературе.)

V. Работа с текстом.

– Выясним, Виталий Бианки – писатель или ученый?

Работаем в группах с карточками. <Приложение 1>

– Сравните описание насекомых из произведения В. Бианки и тексты из энциклопедии, напечатанные на карточке.

– Найдите одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.

Жужелица.
Кузнечик.
Водомерка.
Паук-сенокосец.
Гусеница-землемер.
Гусеница-листовертка.

Вывод: автор использует в произведении точные научные слова и выражения.

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

– А знаете ли вы, что ученых, которые изучают насекомых, называют ЭНТОМОЛОГАМИ.

У В. Бианки был многогранный талант ученого – биолога и писателя одновременно. Автор подробно описал внешний вид насекомых, способы их передвижений. Значит, он долго изучал насекомых, наблюдал за ними.

– Что же получается, это произведение научная статья?

(Нет, это сказка, это художественное произведение.)

– Выясним, соблюдает ли автор законы сказочного жанра? Докажите, что это сказка.

(Насекомые разговаривают, повторы, счастливый конец.)

Сравним сказку “Как Муравьишка домой спешил” с русской народной сказкой “Колобок”.

Сказка “Как Муравьишка домой спешил”

Животные разговаривают.

Повторы: “Снеси меня домой!” “У меня ножки болят”.

Муравьишка встречал разных насекомых.

Добро побеждает зло.

Русская народная сказка “Колобок”

Насекомые разговаривают.

Повторы (поет одну песенку)

Колобок встречал разных зверей

Добро побеждает зло.

 Вывод: автор соблюдает законы сказочного жанра.

– Какие литературные приемы использует Виталий Бианки?

(Прием сравнения.)

– Приведите примеры из текста.

  • картофельная ботва – как густой лес,
  • ножки как ходули,
  • жужелица как шестиногий конь.

– Каким представили Муравьишку? Опишите.

  • Маленький (автор называет Муравьишкой).
  • Любопытный (забрался на березу).
  • Вежливый (просит так, что не отказывают).
  • Смелый.

Автор помогает увидеть и представить героев сказки и предстает перед нами как художник слова.

– Найдите эпизод сказки (с. 102), когда Муравьишка возвращается домой.

Прочитаем конец сказки по ролям. (Чтение сказки по ролям.)

– Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

– Чему нас учит эта сказка? Прочитайте начало пословиц и закончите их.

  • Как аукнется,… так и откликнется.
  • Свет не без добрых …людей.
  • Доброе братство лучше…… богатства.

– Какие из них наиболее подойдут к сказке? Объясните их смысл.

VI. Подведем итог.

– В чем необычность этой сказки?

(Автор использует элементы научных сведений о насекомых.)

– Чем закончилась сказка?

(“Солнышко зашло”.)

У вас на столах есть маленькие солнышки. Если вам понравился урок нарисуйте веселое солнышко, если было грустно – печальное солнышко.


Спасибо за работу!

Список литературы:

  1. Свиридова В. Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение 2-й класс: Учебник в 2-х частях – Самара: ИД "Федоров", 2008.
  2. Захарова В.В., Серова Н.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой. 2-й класс. – М.: Вако,2008.