Цели урока:
- учить понимать сложную природу дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и ученого-знатока природы;
- находить общее в авторском и народном творчестве;
- развивать творческие способности учащихся, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать бережному отношению к природе.
Оборудование: мел, доска, карточки, мультимедийная установка, презентация.
I. Актуализация знаний.
Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением С. Погореловского.
Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим работу над произведением В. Бианки “Как Муравьишка домой спешил”. Будем учиться понимать сложную структуру дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и ученого – знатока природы.
III. Слово об авторе.
Я прошу вас вспомнить и коротко рассказать о В. Бианки.
(Ответы детей.)
В. Бианки родился 11 февраля 1894 года в Петербурге, в семье ученого – орнитолога. Окончив естественное отделение Петербургского университета, Бианки побывал в экспедициях по всей России, записывая свои наблюдения. За 35 лет литературной деятельности Бианки издал более 100 книг о природе и животных.
– Каким должен быть писатель-натуралист?
(Быть наблюдательным, хорошо знать повадки насекомых.)
– Может ли писатель (художник слова) быть ученым?
IV. Попробуем разобраться, в чем заключается сложный авторский взгляд на мир.
– Подумайте, чем отличается писатель от ученого?
Повторим, кто такой писатель (художник слова), какова его задача, и кто такой ученый, в чем заключается задача ученого?
Писатель Создает художественный образ в красках, звуках. Использует литературные приемы. Воздействует на чувства читателей. Выражает свое отношение (авторскую позицию) |
Ученый Соблюдает законы жанра литературы Дает точные научные факты. Расширяет знания о мире. Сообщает факты. |
Ученый пишет научные тексты, писатель – художественные.
– Где встречаем научные сведения? (В энциклопедиях, словарях, учебниках.)
– А художественные? (В художественной литературе.)
V. Работа с текстом.
– Выясним, Виталий Бианки – писатель или ученый?
Работаем в группах с карточками. <Приложение 1>
– Сравните описание насекомых из произведения В. Бианки и тексты из энциклопедии, напечатанные на карточке.
– Найдите одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.
Жужелица.
Кузнечик.
Водомерка.
Паук-сенокосец.
Гусеница-землемер.
Гусеница-листовертка.
Вывод: автор использует в произведении точные научные слова и выражения.
Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
– А знаете ли вы, что ученых, которые изучают насекомых, называют ЭНТОМОЛОГАМИ.
У В. Бианки был многогранный талант ученого – биолога и писателя одновременно. Автор подробно описал внешний вид насекомых, способы их передвижений. Значит, он долго изучал насекомых, наблюдал за ними.
– Что же получается, это произведение научная статья?
(Нет, это сказка, это художественное произведение.)
– Выясним, соблюдает ли автор законы сказочного жанра? Докажите, что это сказка.
(Насекомые разговаривают, повторы, счастливый конец.)
Сравним сказку “Как Муравьишка домой спешил” с русской народной сказкой “Колобок”.
Сказка “Как Муравьишка домой спешил” Животные разговаривают. Повторы: “Снеси меня домой!” “У меня ножки болят”. Муравьишка встречал разных насекомых. Добро побеждает зло. |
Русская народная сказка “Колобок” Насекомые разговаривают. Повторы (поет одну песенку) Колобок встречал разных зверей Добро побеждает зло. |
Вывод: автор соблюдает законы сказочного жанра.
– Какие литературные приемы использует Виталий Бианки?
(Прием сравнения.)
– Приведите примеры из текста.
- картофельная ботва – как густой лес,
- ножки как ходули,
- жужелица как шестиногий конь.
– Каким представили Муравьишку? Опишите.
- Маленький (автор называет Муравьишкой).
- Любопытный (забрался на березу).
- Вежливый (просит так, что не отказывают).
- Смелый.
Автор помогает увидеть и представить героев сказки и предстает перед нами как художник слова.
– Найдите эпизод сказки (с. 102), когда Муравьишка возвращается домой.
Прочитаем конец сказки по ролям. (Чтение сказки по ролям.)
– Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
– Чему нас учит эта сказка? Прочитайте начало пословиц и закончите их.
- Как аукнется,… так и откликнется.
- Свет не без добрых …людей.
- Доброе братство лучше…… богатства.
– Какие из них наиболее подойдут к сказке? Объясните их смысл.
VI. Подведем итог.
– В чем необычность этой сказки?
(Автор использует элементы научных сведений о насекомых.)
– Чем закончилась сказка?
(“Солнышко зашло”.)
У вас на столах есть маленькие солнышки. Если вам понравился урок нарисуйте веселое солнышко, если было грустно – печальное солнышко.
Спасибо за работу!
Список литературы:
- Свиридова В. Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение 2-й класс: Учебник в 2-х частях – Самара: ИД "Федоров", 2008.
- Захарова В.В., Серова Н.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой. 2-й класс. – М.: Вако,2008.