Многими авторами [1,3,4] подчеркивалось значение пересказа для развития речи умственного, нравственного, эстетического воспитания учащихся.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. В данном виде деятельности активно участвует мышление ребёнка, его память и воображение.
Пересказ положительно влияет на связность речи ребёнка, а также способствует развитию навыков выразительной речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему.
Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку. Подлинно художественные произведения развивают у детей эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения учителем-логопедом.
Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым учащихся обучают специально, а именно: прослушивать произведения, понимать его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Анализ научных данных об особенностях речевого развития детей рассматриваемой категории свидетельствует о том, что многие предпосылки необходимые для нормального овладения связной устной речью у детей с ОНР не сформированы. В результате работы с данной категорией детей логопатов, применение анализа текстовых сообщений с учетом современных лингвистических и психолингвистических подходов оказалось эффективным способом изучения особенностей создания вторичных текстовых сообщений младшими школьниками с ОНР IV уровня. Для детей с нарушениями речи характерны выраженные трудности понимания и актуализации вторичного устного текста. Наибольшие затруднения встречаются при реализации основных текстовых категорий. Работа над текстовыми категориями позволит оптимизировать процесс обучения младших школьников пересказу художественных текстов.
При пересказе художественного текста учащиеся 1-х классов с ОНР IV уровня испытывают трудности, которые связаны с недостаточным пониманием текста и трудностями реализации таких текстовых категорий как связность, цельность, информативность, структурная организация, что обусловлено:
– недостаточной сформированностью
механизмов порождения речи, в частности
внутреннего программирования высказывания и
реализации программы по внешнюю речь;
– несформированностью процессов
развёртывания высказывания в линейную
последовательность и преобладанием элементов
ситуативной речи;
– нарушениями языкового оформления
высказывания и недостаточным запасом знаний и
представлений об окружающем мире.
Изучение текстовых сообщений позволило установить типологию трудностей понимания и воспроизведения текстов младшими школьниками указанной категории:
– неполнота образа первичного текста;
– фрагментарность его понимания;
– затруднения в выделении главного и
второстепенного;
– трудности установления внутрисмысловых
отношений между текстовыми фрагментами;
– нарушение поверхностной связности текста;
– нарушение языкового оформления высказывания.
Также установлены специфические особенности понимания и воспроизведения текста данной категории детей:
– бедность понятий стоящих за текстом;
– недостаточность механизма развертывания
замысла в линейное речевое высказывание.
В коррекционной работе детей обучают различным видам пересказа: подробный или близкий к тексту, краткий или сжатый, выборочный, с перестройкой текста, с творческими дополнениями.
Самый не сложный из них пересказ – это пересказ близкий к тексту. Он является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоения логики и структуры образца, его языка. Однако пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится на более поздних этапах коррекционной работы. На завершающем этапе коррекционной работы учащимся становится доступен пересказ с творческими дополнениями, дети самостоятельно придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.
Для того чтобы правильно подобрать текст, работая над пересказом, необходимо знать требования к произведениям. Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует только те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учителем-логопедом учитываются следующие требования к текстам:
– они должны иметь воспитательную ценность,
обогащать моральный опыт детей;
– быть доступными по содержанию – в
произведении должны быть знакомые герои,
персонажи с ярко выраженными чертами характера,
понятными мотивами поступков;
– иметь четкую композицию с хорошо выраженной
последовательностью действий (не берутся
сложные описательные тексты);
– динамичность сюжета (дети легко воспроизводят
даже относительно длинные произведения с
динамичным сюжетом);
– должны быть написаны образцовым языком, без
сложных грамматических форм, содержать
разнообразные и точные определения, сравнения,
желательно прямую речь;
– доступны по объёму.
Требования к размеру текстов противоречивы. Некоторые исследователи [1,2] считают, что важен не размер, а содержание произведения. Они пересказываются детьми более уверенно, последовательно. Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина и других.
Не рекомендуется использовать для пересказа стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Учащиеся стремятся читать стихи дословно, наизусть.
Существуют и определённые требования к пересказам учащихся, перечислим их далее:
- Осмысленность, то есть полное понимание текста, является главным в обучении.
- Полнота передачи произведения, то есть отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
- Последовательность и связность пересказа.
- Использование словаря и оборотов авторского текста и удачный подбор синонимов к некоторым словам.
- Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
- Выразительность и фонетическая правильность речи.
Лучшей формой организации учащихся при обучении пересказу является групповое занятие. Далее рассмотрим основные направления обучения пересказу. Важной частью обучения пересказу является подготовительная работа. Она может включать в себя:
– беседу как обязательный приём, подготавливающий детей к пересказу текстов. Её основное назначение – помочь ребёнку осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они ещё не могут раскрыть сами. Так как чаще всего учащиеся 1-х классов с ОНР не понимают идею произведения без такой беседы. В беседе логопеду необходимо использовать различные приёмы привлечения внимания учащихся к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам. Большое место в беседе занимает подготовка учащихся к выразительному пересказу: определяется общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов персонажей. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы.
Беседа должна проходить живо, непринужденно, допускаются хоровые ответы:
– просмотр и прослушивание видео, аудио
материалов;
– экскурсию.
Использование приемов подготовительной работы способствует формированию целостного восприятия и создает условия для развертывания текстовых сообщений. Учитывая, частые нарушения пересказа именно содержательной информации текста у учащихся с ОНР IV уровня определены основные направления коррекционного обучения пересказу:
а) обучение текстовосприятию (развитие умений
переработки текстовой информации);
б) обучение текстообразованию (формирование
умения развертывания образа первичного текста в
связное речевое высказывание).
Рассмотрим содержание основных направлений коррекционного обучения пересказу художественных текстов младших школьников с ОНР IV уровня.
I. Обучение текстовосприятию
Основной целью обучения текстовосприятию является формирование умений перерабатывать текстовую информацию, полученную при восприятии речевого сообщения.
1. Формирование умения предвосхищать, прогнозировать развитие действия, содержание текста реализуется в следующих видах работы:
– прогнозирование общего характера и
продолжение сообщения по внешним признакам (по
заголовку, по иллюстрации в книге, по взгляду и
мимике говорящего);
– восполнение отдельных пропущенных текстовых
фрагментов на основе имеющейся информации;
– развитие понимания общего содержания и смысла
текста при наличии в нем незнакомого материала;
– придумывание отдельных частей рассказа
(зачина, основной части и концовки).
2. Формирование умений понимать, осознавать, оценивать и анализировать воспринимаемую текстовую информацию. Основными видами работы являются следующие:
– выделение элементов высказывания и
определение темы текста (отдельных фактов,
сведений, микротем);
– выделение в тексте смысловых частей и
определение в них главного и второстепенного;
– узнавание и дифференциация основной и
вспомогательной информации, известной и новой,
особо важной и т.д.;
– детализация действия (расчленение его на
составные части);
– осмысление логической последовательности
выделенных смысловых частей для раскрытия
текста;
– соотнесение текстовой ситуации с ситуациями
реальной действительности;
– выделение зачина, главной части, заключения;
– определение следования смысловых элементов в
каждой части.
II. Обучение текстообразованию
Целью обучения текстообразованию является формирование умения развертывания образа первичного текста в связном речевом высказывании. Обучение текстообразованию предполагает формирование и совершенствование следующих умений:
– умение воспроизводить, реализовывать
речевые сообщения;
– умение корректировать свое речевое
произведение, вносить правки.
Основные виды работы по формированию умения воспроизводить, реализовывать речевые сообщения:
– планирование содержания высказывания:
определение возможности смысловых частей, их
последовательности и примерного содержания;
– сравнение намеченного плана с текстом (оценка
передачи темы и основной мысли);
– подбор примеров из текста развертывающих
каждую часть плана;
– составление композиционной схемы;
– воспроизведение намеченного плана.
Формирование умения корректировать своё речевое произведение, вносить правки, редактировать предполагает:
– исправление негативного текста с
заменёнными смысловыми элементами;
– восстановление логико-композиционной
структуры текста.
В дальнейшем проводится обучение составлению рассказа по предваряющему словесному плану-схеме. В ходе которого особое внимание уделяется формированию навыков планирования составляемого рассказа. По мере уменьшения использования в коррекционном обучении различного вида опор и помощи учителя учащиеся постепенно переходят к самостоятельному планированию и воспроизведению вторичного текстового сообщения. Описанные направления коррекционного обучения представляются необходимыми для формирования умения создавать вторичный связный текст.
Литература:
- Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Москва, 2004.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. – Москва, 1958.
- Парфёнова Э.Б. Оптимизация процесса понимания речевого сообщения учащихся с недоразвитием речи. – Дис. канд. пед. наук. – М., 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.– С.468.