Логопедическое занятие в подготовительной группе "Учимся различать звуки [с] – [ш]"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: учить различать звуки [с]-[ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

  • Образовательная область «Коммуникация»:
    • закрепление навыка правильного произношения звуков [с] и [ш];
    • развитие фонематического слуха;
    • различение звуков [с]-[ш] с опорой на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения, на слуховое восприятие;
    • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
    • развитие навыка позиционного звукового анализа;
    • развитие слогового анализа и синтеза;
    • развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения;
    • совершенствование артикуляционной моторики.
  • Образовательная область «Познание»:
    • уточнение артикуляции звуков [с]-[ш] с опорой на различные анализаторы;
    • создание слухового образа звука (на основе сравнения с неречевыми звуками);
    • развитие зрительных, слуховых, кинестетических ощущений;
    • развитие зрительного и слухового внимания, памяти;
    • развитие логического мышления.
  • Образовательная область «Социализация»:
    • воспитание интереса к учебному процессу;
    • развитие учебных навыков (ответ на вопрос, умение слушать ответы других детей);
    • развитие навыков взаимодействия с компьютером.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Звуки [С]-[Ш]», изображения Знайки и Незнайки, индивидуальные зеркала, мяч.

План и ход занятия

1. Организационный момент

–  Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Появляются изображения Незнайки и Знайки).
–  Правильно, это Незнайка и Знайка. Они пришли, чтобы проиграть с вами и  принесли много интересных заданий.

2. Сообщение темы занятия

–  Отгадайте загадку: Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Собака)
–  Назовите первый звук в слове СОБАКА. (Звук [с]).
–  А теперь отгадайте такую загадку:  

Серая крошка, боится кошки,
Под полом живет, все туда несет. (Мышь)

–  Назовите последний звук в слове МЫШЬ. (Звук [ш]).
–  Сегодня мы будем говорить о звуках [с] и [ш], сравнивать звуки, учиться различать их.

3. Дифференциация изолированных звуков [с], [ш], уточнение артикуляции. (Слайды 2, 3).

Слайд №2.

–  Давайте произнесем звук [с] и посмотрим в зеркало: губы растягиваем в улыбке, зубы сомкнуты, кончик языка находится за нижними зубами. Посмотрите на картинку слева, которую показывает Незнайка. Так выглядят губы, когда мы произносим звук [с]. Ниже символ звука – губы в улыбке, язычок за нижними зубами (стрелочка вниз).

–  А теперь вместе с Незнайкой произнесем звук [ш] перед зеркалом: губы вытянуты вперед, зубы сближены, язычок в форме чашечки, кончик языка наверху. Посмотрите на фотографию слева. Ниже символ звука – губы округлены, кончик языка поднят вверх.

Слайд №3.

–  Незнайка предлагает поиграть. Он показывает символ, а вы называете звук (на слайде по одной появляются пиктограммы, дети называют звуки).

4. Закрепление слухового образа (на основе сравнения с неречевыми звуками) (Слайд 4).

–  На что похож звук [с]? Посмотрите на картинку слева – девочка поливает цветы из леечки. Водичка льется – с-с-с-с-с-с. Произнесем звук [с].
–  На что похож звук [ш]? На картинке справа нарисована змея – она высунула язык и шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш. Произнесем звук [ш].

5. Уточнение характеристики звуков, сравнение (Слайды 5,6)

Слайд №5.

–  Расскажите Незнайке про звук [с]. (Этот звук согласный, твердый, глухой).
–  Расскажите Незнайке про звук [ш]. (Этот звук согласный, твердый, глухой).

Слайд №6.

–  В каком домике будет жить звуковичок, которого зовут [с]? (В домике, где живут согласные, глухие звуки). (По щелчку мышки звуковичок отправляется в свой домик)
–  В каком домике будет жить звуковичок, которого зовут [ш]? (Тоже в  домике, где живут согласные, глухие звуки). (По щелчку мышки звуковичок отправляется в свой домик)

6. «Расшифруй слоги». (Слайд №7)

–  Незнайка зашифровал слоги. Вместо букв «С» и «Ш» он нарисовал символы. Попробуйте расшифровать их и прочитать слоги.

7. «Выбери картинку». (Слайды №8, 9).

Слайд №8.

–  Выберите только те картинки, в названии которых есть звук  [с]. (Санки, подушка, сапоги, шуба, мышь, вишня, весы, коса). Если вы выбрали правильно, то при нажатии на картинку появится Знайка, если неправильно – Незнайка.

Слайд №9

–  А теперь выбираем картинки, в названии которых  звук [ш]. (Душ, камыши, сом, сумка, собака, шапка, носок, кошка).

8. «Выбери букву». (Слайды №10-14).

–  Какой звук в названии картинки [с] или [ш]? Нажми на соответствующую букву. (Шкаф, пушка, нос, шарф, сова).

9. Физминутка «Поезд»

Едем, едем, долго едем,                     (Изображаем руками, как крутятся колеса)
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,                            (Топаем ногам, руки на пояс)
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.                                       (Сели за столы)
–  Поезд быстро мчится, ветер свистит.    
Дети:  С-с-с-с-с-с.
–  Из трубы паровоза поднимается дым.  
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш

10. «Четвертый лишний». (Слайды № 15-17)

–  Поиграем в игру «Четвертый лишний». Чтобы узнать, какая картинка лишняя, надо определить в названии каждой наличие звука [с] или [ш]. (По щелчку мышки лишняя картинка убирается)

Слайд №15: автобус, ананас, душ, кактус.
Слайд №16: санки, шапка, собака, сапоги.
Слайд №17: уши, мешок, оса, кошка.

11. Позиционный анализ. (Слайды №18,19)

–  Подберите картинку к схеме. (По щелчку мышки лишние картинки убираются)

Слайд №18: Звук [с] в начале слова: санки, мышь, коса, бабушка.
Слайд №19: Звук [ш] в середине слова душ, сом, носок, кошка.

12. «Закончи слово – игра с мячом». (Слайды №20, 21)

Слайд №20

–  Закончите слово звуком [с] или [ш], отвечает тот, кому я брошу мячик. (Вместо последнего звука логопед хлопает в ладоши).

–  Какое слово получилось? Проверьте свой ответ по появившейся картинке. (По щелчку мышки картинка появляется)

1) глобу…., 2) ду…, 3) малы…, 4) но…, 5) какту…, 6) фоку…

Слайд №21

–  Закончите слово слогом СЫ или ШИ. (Вместо последнего слога логопед хлопает в ладоши).
–  Какое слово получилось? Проверьте свой ответ по появившейся картинке.

1) но…,   2) о…,    3) малы…,    4) ве…,    5) гру…,   6) бу…

13. «Закончи предложение» (Слайды №22-24)

–  Каким слово можно закончить предложение. Выберите картинку .

Слайд №22:  Даша играет с …(миска, мишка). (По щелчку мышки лишняя картинка убирается)
Слайд №23:  В сарае протекает … (крыса, крыша).
Слайд №24: У папы длинные … (усы, уши).

14. «Предложения с картинками» (Слайды №25, 26)

–  Прочитайте предложение, вставляя слова вместо картинок.

Слайд №25:  В …. (сад) росли … (груши).
Слайд №26:  В … (шкаф) висит … (костюм).

15. Подведение итога занятия

–  С какими звуками мы играли на занятии?
–  На что похож звук [с]? Как он произносится?
–  На что похож звук [ш]? Как он произносится?
–  Вспомните и назовите слова со звуком [с], со звуком [ш].

16. Оценка деятельности детей

–  Оцените сами свою работу на занятии. Кто хорошо работал, много отвечал? А кто в следующий раз постарается работать активнее?

17. Организованное окончание занятия

–  Незнайка и Знайка прощаются с вами. Занятие окончено.