Классный час-викторина "Умники и умницы". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: умники и умницы


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Цели:

  • Образовательные:
    • обобщить знания учащихся о биографии А.С. Пушкина;
    • систематизировать знания, полученные во время уроков чтения;
      расширить и углубить знания о времени, в котором жил и творил А.С. Пушкин;
    • вызвать у учащихся желание самостоятельно продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
  • Развивающие:
    • развивать речь, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблему); творческие способности, логическое мышление, активизация познавательной деятельности учащихся.
    • выявить творческий потенциал учащихся.
  • Воспитательные:
    • учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение, отстаивать свою точку зрения;
    • воспитывать чувство сплочённости, сопереживания.

Оборудование:

  • Ю.Тынянов «Пушкин»;
  • репродукция портрета А.С. Пушкина;
  • стенд с фотографиями А.С. Пушкина из альбома « А.С. Пушкин»;
  • выставка книг А.С.Пушкина;
  • мультимедийное оборудование;
  • научно – популярный фильм «А.С.Пушкин в Царском Селе»;
  • медали, грамоты, дипломы.

План классного часа.

I.  Отборочный тур.
II.  Пролог
III. Конкурс знатоков.

  • Конкурс «красноречия».
  • Конкурс русского языка.
  • 1 этап
  • 2 этап
  • Эпилог.

IV. Подведение итогов.

Для детей всего класса проводится отборочный тур (викторина). Дети отвечают на вопро­сы учителя. Кто отвечает первым и правильно — получает жетон. Три игрока, набравшие наибольшее количество жетонов, становятся участниками основного (первого) тура. Им нужно пройти по красной, желтой и зеленой дорожкам. Красная дорожка самая короткая, но чтобы пройти ее, нельзя допускать ошибки. Тот игрок, который пойдет по желтой дорожке, имеет право сделать 1 ошибку. Зеленая дорожка самая длинная. На ней допустимы 2 ошибки. Игрок, набравший наибольшее количество жетонов в отборочном туре, имеет право первым выбрать себе дорожку.

Вопросы отборочного тура:

1. «Сказка о золотом петушке». Сколько сыновей было у царя Дадона?

(Что за страшная картина!
Перед ним его два сына...)

2. «Сказка о попе и о работнике его Балде». За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?

(Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.)

3. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сколько лет рыбачил старик? (Он рыбачил тридцать лет и три года.)

4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Какое приданое приготовил царь своей дочери?

(Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.)

5. «Сказка о Царе Салтане...» Какими словами встречала Царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

(“Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?”)

6. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». На какую птицу охотились семеро богатырей?

(Выезжают погулять,
Серых уток пострелять.)

7. «Сказка о царе Салтане...». В каком месяце родился князь Гвидон?

(“...будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.)

8. Баллада-сказка «Жених». Сколько дней пропадала купеческая дочь Наташа?

(Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала...)

9. В какой сказке нам встречаются волк –  дворянин, бобр – торговый гость, ласточка –  дворяночка, белочка –  княгинечка, лисица –  подьячиха и другие лесные обитатели?  («Сказка о медведихе».)

10. Жил старик со своею старухой:

а) тридцать лет и три года;
б) сорок лет и четыре года;
в) пятьдесят лет ровно.

11. Старуха не хотела быть чёрной крестьянкой, а хотела быть:

а) богатой купчихой;
б) столбовою дворянкой:
в) домашней хозяйкой.

12. Живёт Балда в поповом доме, спит себе на соломе, ест:

а) за двоих;
б) за троих;
в) за четверых.

13. Поп ему в ответ:
«Нужен мне работник»:

а) сторож, слесарь, плотник;
б) повар, конюх и плотник;
в) садовник и плотник.

14. «Кабы я была царицей, –  
Третья молвила сестрица,
–  Я б для батюшки-царя...»

а) «...наткала бы полотна»,
б) «...приготовила бы пир»,
в) «...родила богатыря».

15. «Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, –  будь царица
И роди богатыря...

а) «...мне к исходу сентября»,
б) «... мне к седьмому ноября»,
в) «...мне к восьмому марта».

Дополнительные вопросы:

1. За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет...

а) Нет её. Что ж это значит?
б) Нет как нет! Он горько плачет.
в) Нет ему ни в чём удачи.

2. Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной...

а) и хранишь людской покой;
б) всех нас видишь под собой;
в) тайну мне одну открой.

3. Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай...

а) и привет передавай;
б) да меня не забывай;
в) не печалься же, прощай.

(После конкурса отобраны 3 игрока, которые будут соревноваться.)

Ведущий. Я рад приветствовать всех присутствующих на нашей игре “Умники и Умницы”!
Тема сегодняшней игры – “Страницы биографии А.С.Пушкина ”, то есть все вопросы будут посвящены жизни любимого поэта.
Вот перед нами 3 участника игры, мы их будем называть агонистами, от греческого слова “агон”, что означает “соревнование”. А если агонисты не смогут ответить на вопрос, то это право предоставляется “теоретикам”, ребятам из зала. За верный ответ “теоретик” получает орден “Умника”. Судьи будут внимательно следить, кто из “теоретиков” первым поднял руку для ответа.

Представляю наших судей:

Судья №1 _______________________________
Судья № 2 _______________________________
Судья № 3 _______________________________

Итак, я вызываю участников первого этапа:

____________
____________
____________

Перед началом конкурса мы распределим дорожки.

1) Нашим участникам предложили подготовить выступление на тему:  «Каким я представляю А.С.Пушкина».

 (Выступление ребят в свободной форме – 2 мин.)

2) Конкурс русского языка. Исправить ошибки в отрывках из сказок А.С.Пушкина. (2 мин.)

1) Гости князю покланились
Вышли вон и в путь пустились.

(Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.)

2) Живет Балда в поповом доме
Спит себе на саломе
Ест за четверых
Работает за семирых.

(Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых).

3) Князь царевну абнимает
Кбелой груди прижимает
И видёт её скорей
К милой матушке своей.

(Князь царевну обнимает,
 К белой груди прижимает
И ведет её скорей
К милой матушке своей).

4) Дверь тихонько запирла
Под акно за пряжу села
Ждать хозяев а глидела
Всё на яблоко.

(Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко).

5) Ни побоища ни стана
Ни надгробного кургана
Не встречяет царь Дадон.

(Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон).

Жюри подводит итоги. Называет, в каком порядке ребята будут выступать. Ребята выбирают дорожки./

1 этап (слайд №1)

1) Дата рождения А.С.Пушкина.  (6 июня 1799г.)
2) 19 октября 1811 года… 30 мальчиков сели за парты. Где произошло это событие? (В Царском Селе, ныне – это город Пушкин)
3) «Мой первый друг! Мой друг бесценный…» О ком эти строки?  (Это строки о близком друге А.С.Пушкина Иване Пущине.)

2 этап (слайд №2)

1) Выберите из трех портретов портрет друга А.С.Пушкина  – Ивана Пущина. (Портрет № 2)
2) О каком портрете А.С.Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Кто автор этого портрета? (Портрет О.Кипренского)
3) Кто подарил А.С.Пушкину свой портрет и за что с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (Пушкин прочел Жуковскому последние главы поэмы «Руслан и Людмила». После чего получил от Василия Андреевича в подарок портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя...»)

–  Закончено состязание. В эпилоге вопросы задаются присутствующим ученикам.

Эпилог

1) Кому А.С.Пушкин посвятил строки «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя»
2) В какой деревне Пушкин проводил вместе с няней дни изгнания? а) Михайловское, б) Болдино, в) Сибирь.
3) Какое время года больше всего любил А.С.Пушкин?

Подведение итогов

Проводится награждение учащихся. Победители награждаются книгами и грамотами. Теоретики, у которых оказалось больше орденов, награждаются дипломами.

В заключение, ребята смотрят научно-популярный фильм «Пушкин в Царском Селе».