Повторяем лексику

Разделы: Начальная школа


Вид урока: комбинированный

Тип урока: урок закрепления пройденного материала

Технология: на деятельной основе

Система обучения: школа XXI века

Цель: повторение лексики за изученный период.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  • расширить словарный запас;
  • создать условия для формирования у детей умения пользоваться справочной литературой (словарями);
  • закреплять умение правописания слов с изученными орфограммами;

2. Развивающие:

  • продолжить развивать наблюдательность, способность видеть различные группы слов (омонимы, синонимы, антонимы), классифицировать, сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы;
  • развивать речь учащихся;
  • продолжить развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнение одноклассника, работать в группе.

3. Воспитывающие: прививать любовь к русскому языку и интерес к знакомству с новыми словами.

Оборудование урока:

  • карточки с надписями «Лексика, «Орфография», «Фонетика», «кафтан», «Слова антонимы», «Слова синонимы», «Слова омонимы», «Заимствованные слова», «Устаревшие слова».
  • карточки для проверки работы в парах; карточки гласных букв; карточки с домашним заданием;
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

    Ход урока 

Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент.
– Сегодня на уроки к нам пришли гости. Поприветствуйте гостей. Улыбнитесь им и подарите им свое хорошее настроение.
– Мы начинаем урок русского языка. Какие качества нам понадобятся, чтобы на уроке узнать что – то новое, сделать свое маленькое открытие? – Это внимательность и наблюдательность, работа в команде, поддержка друг друга.
2. Развивающая минутка.
– А сейчас «Развивающая минутка».
Прочитайте слова, расположенные на карточках.
1. Орфография
2. Лексика
3. Фонетика
1. Орфография
2. Лексика
3. Фонетика
Что обозначает каждая из этих наук? Фонетика изучает звуковой состав слова.
Орфография – правописание слов.
Лексика – словарный состав слова.
Сегодня мы повторим изученный материал прошлых уроков. А хозяйкой на уроке будет наука «Лексика», которая помогает нам изучать словарный состав языка.
3. Минутка чистописания.

«Лексика» предлагает вам поиграть с сочетаниями букв.
Откройте тетради и запишите дату, классная работа.
Запишите сочетание глу.
А теперь используя эти буквы, запишите все возможные сочетания.
Дети работают в тетради и у доски
(глу гул угл улг луг лгу)
Что вы заметили? Получились новые слова.
4. Актуализация опорных знаний.
Что такое луг? Луг – это…
Где мы можем найти более точное определение значения слова. В толковом словаре.
Луг – участок, покрытый травянистой растительностью.
Слайд 1
– Составьте и запишите транскрипцию слова «луг». Дети пишут в тетради, один ученик у доски.
Луг – (лук)
Посмотрите на слово лук – (лук)
и его транскрипцию.
Чем похожи пары?
Чем отличаются?
Слово лук

У них одинаковые звуковые модели.
Буквенными записями.
Объясните лексическое значение слова лук.
Слайд 2
Лук – растение.
Лук – древнее оружие.
Составьте и запишите предложение с одним из этих слов.
Зачитайте, что у вас получилось.
Почему предложения получились разные?
Дети зачитывают.
Потому что слово (лук) имеет разное лексическое значение.
Как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение?
Приведите примеры.
Это омонимы.

Коса, ключ и другие.
Прочитайте слова, записанные у меня на доске.
Как называются эти слова?
Друг – товарищ
Дети – ребята
Синонимы.
Какие слова называются синонимами?
Приведите примеры синонимов.
Синонимы – это слова, близкие по значению, но имеющие разные корни.
Дети называют несколько слов синонимов.
Вернемся к верхней строчке.
Найдите слово – глагол.
Какие слова называются глаголами?
Какой синоним подберем к этому слову?
Лгу – лгать, обманывать, врать.
– Найдите существительное и запишите это слово на новой строчке в тетрадь.
– Что такое существительное?
Послушайте отрывок из стихотворения Вероники Тушновой, известной советской поэтессы.

У грома дальнее ворчание
Уж слился он в тягучий гул
И разом взрыв, порыв отчаянный
Окошко настежь распахнул

Запахло пылью, влагой, листьями,
Лиловый блеск слепит глаза…
Самозабвенно и неистово
Грохочет первая весенняя гроза.

– Подберите к слову гул синоним и запишите рядом через тире.
Прочитайте подробный рассказ о слове.
Слайд 3
Гул – дальний глухой звук; раскатистый шум, стук.
















Гул – шум или рокот

– Можем ли мы сказать, что слова синонимы помогают объяснить лексическое значение слова? Да, можем.
– Возьмите карточки с заданием и будем работать в парах. Слова первого столбика соедините с синонимами второго столбика, тем объясняя лексическое значение слова.
– Сейчас будем проверять с доски. По цепочке будем выходить к доске, и соединять слово с его лексическим значением. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши, если нет, поднимаем руку.
– Карточки. (один ученик у доски)
Ветеран народное поверье
Вираж морской разбойник
Легенда старый воин
Пират крутой поворот
Вывод:
С какими слова знакомит нас наука «Лексика»?
Слова омонимы Слова синонимы
Лексика
5. Физкультурная минутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Подняли руки высоко
И наклонились – низко.
Посмотрели далеко,
А друг на друга близко.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.
Открываем.
Поморгаем
И работать продолжаем.
Эту физминутку помогла провести наука «Лексика». Почему?
Какие слова называют антонимами?
Предлагаю сыграть в игру «Наоборот»
Игра «Наоборот» (слова антонимы дети записывают в тетрадь).
Здесь встречаются слова синонимы и слова антонимы.
Антонимы – это слова противоположные по значению. Отвечают на один и тот же вопрос.
И вот пришел теперь черед вперед сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А
ты ответишь «низко»
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь«близко»
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай – …(конец).
Дети объясняют правописание орфограмм и подчеркивают их.
6. Орфографическая минутка.
– Эту работы мы выполним во время орфографической минутки. Прочитайте словосочетания, записанные на доске. На доске:
Тяжёлый гру…, высокая берё…а.
– Как выполним это задание? Имена прилагательные заменим антонимами, к существительным подберем проверочные слова. Словосочетания запишем в тетрадь.
Выполним письмо с комментированием.
1уч. – читает словосочетание записанное на доске и образует новое словосочетание, заменяя прилагательное антонимом,
2 уч. – объясняет написание слова легкий
3 уч. – слова груз,
4уч. – диктует словосочетание и записывает у доски.
тяжелый груз – легкий груз;
легкий – легенький – буду писать с буквой г
груз – проверочное слово грузы – буду писать груз
диктую: легкий груз
(орфограммы дети подчеркивают)
– Правописание каких орфограмм повторили? – Мы повторили правописание парного согласного в корне слова.
С какими же еще словами знакомит нас наука лексика? Со словами антонимами.
(схема пополняется)
7. Словарная работа.
– Посмотрите на доску.
Какие слова записаны на доске?
Словарные слова.
– Повторим правописание словарных слов. Ш…рты, к…рзина, обл…ко, к…нцерт, п…льто.
Возьмите карточки букв и разложите перед собой, поднимите карточку с буквой, которую надо вставить. Дети поднимают карточки с нужной буквой.
Что нужно делать, чтобы писать слова с непроверяемыми гласными в корне слова?
Запишите эти слова в тетрадь.
Запомнить их или воспользоваться орфографическим словарем.
Назовите слова, которые вам известны как заимствованные. Шорты, оно пришло к нам из Англии.
Концерт – из Италии.
Правильно. Слово пальто тоже заимствованное слово.
Слайд 4
Посмотрите на экран. Из словарных слов найдите синоним к слову «кафтан».
Это слово пальто.
Используем ли мы сейчас это слово в современном языке? – Нет, это устаревшее слово.
С какими же ещё словами знакомит нас «Лексика»? (дополняем схему)
Вам предстоит и дальше знакомится с лексическим строем русского языка
Заимствованными словами, устаревшими словами, исконно – русскими словами.
8. Итог урока.
Богат словарный запас русского языка.
Слайд 5
Хочется закончить урок цитатой из стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Русский язык" (1882): "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
9. Рефлексия.

А сейчас предлагаю оценить нашу работу с помощью игры «Синквейн»
У вас на карточках записано слово «Лексика».
На каждую букву этого слова запишите ваши ассоциации об уроке.
Л -
Е -
К -
С -
И -
К -
А -
Желаю вам, чтобы ваш лексический багаж был наполнен только добрыми словами, вежливыми и культурными.
Сегодня домашнее задание я предложу вам на карточках. Карточка.

В…сна, цв..точки, травушка, з…мля, подснежник, гр…чи, р..ка, зап..х.

Выберите и выполните задание.
Составьте из данных слов рассказ.
Разберите слова по составу.
Подберите и запишите к словам проверочные.