Коррекционно-развивающее занятие с элементами сказкотерапии для учащихся младших классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

  • развитие познавательной сферы на основе мыслительной операции, вербальных и невербальных средств общения.
  • коррекция зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук.
  • повышение уровня сплочённости класса, развитие способности дружить, общаться в паре и группе.

Техническое оснащение:

  • компьютер;
  • магнитофон СД;
  • звукозапись «журчание ручья и голоса птиц»;
  • голосовое сообщение.

Оборудование:

  • иллюстрация степных просторов (размер А-1)
  • изображения животных, растений;
  • загадки;
  • «кочки»;
  • фишки (тюльпанчики);
  • конверты с буквами;
  • сундучок;
  • «волшебная палочка»;
  • колпак феи;
  • платок;
  • мешочек;
  • колокольчики

План занятия:

I. Вводная часть.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Сообщение темы. Зачин сказки.
  3. Нацеливание на совместную деятельность.

II. Основная часть.

  1. испытание «Лабиринт» (разминка).
  2. Испытание «Расколдуй растения».
  3. Испытание «Заколдованные животные».
  4. Испытание «Пантомима» (физ пауза).
  5. Испытание «Не пропусти».

III. Заключительная часть.

  1. Релаксация.
  2. Сюрпризный момент
  3. Рефлексия.
  4. Ритуал прощания «Доброе тепло»

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Ритуал приветствия. Мы с тобой одна семья

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна. Чтобы поближе познакомиться, предлагаю вам поиграть. Встаньте в круг. Повторяйте за мной все мои действия.

Мы с тобой одна семья: я, ты, он, она. Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева. Мы с тобой друзья. Мы с тобой одна семья: я, ты, он, она. Обними соседа справа, обними соседа слева. Мы с тобой друзья.

Вот мы и познакомились. Проходите по своим местам.

2. Сообщение темы. Зачин

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в степную сказку. В этом путешествии я буду играть роль доброй феи, а вы будете моими помощниками. Согласны? (педагог-психолог одевает колпачок, берёт в руки «волшебную» палочку. Раздается звук электронной почты, на экране появляется конверт). Ребята, что это? (педагог-психолог слушает вместе с детьми). Голосовое сообщение

Кому: Степной фее

От кого: от Злого волшебника

«Привет, Степная фея! Ты привыкла к тому, что все тебя любят, приглашают на праздники….А мне надоело быть в тени ! Хочу, чтоб и меня все знали и уважали! Я заколдовал твою любимую степь, а также все живое и неживое вместе с ней, устроил большой беспорядок. Как тебе такая степь? Весьма неожиданно, верно? Поживи среди этого хаоса».
Чародей.

(убрать покрывало, скрывающее степь)

– Ой! Ребята! У нас беда! Исчезли все мои друзья- обитатели степи, да и степь оскудела….

– Что же делать? Ребята! Вы не боитесь злого волшебника? Вы мне поможете?

Ответы детей; Не боимся, поможем.

3. Нацеливание на совместную деятельность

– Какие вы храбрые дети! Теперь мы точно развеем чары Злого волшебника и наведём порядок в степи! Храбрость, смелость- это хорошо. Нам предстоит пройти трудные испытания.

Но в борьбе с таким коварным врагом необходимы и другие ваши замечательные качества.

–Какими ещё надо быть, чтобы одолеть Злого волшебника?

Ответы детей: Умными, дружными, сообразительными, ловкими

– Молодцы ребята! Конечно, ещё надо быть дружными и ловкими, мудрыми и сообразительными. Любую вашу помощь я отмечу, вы получите фишки -тюльпанчики. Сохраняйте их до конца нашего путешествия в специальных тарелочках. Итак, в путь.

II. Основная часть.

Испытание №1 «Лабиринт» (разложить вокруг столов кочки-кляксы)

– Первое испытание от Злого волшебника «Лабиринт». Докажем злому Чародею, что мы ловкие и всегда сможем найти верный путь к родной степи. Давайте встанем друг за другом, руки поставим на пояс впереди стоящему соседу и преодолеем лабиринт. Будьте внимательнее, Чародей оставил заколдованные метки на нашем пути. Ни в коем случае не наступайте ни на одну из них! (Пройти вокруг столов, выполняя разные движения и вернуться на свои места).

– Молодцы ребята! Мы доказали злому волшебнику, что мы дружные и нам никакие испытания не страшны!

– Получите тюльпанчики.

Испытание №2 «Расколдуй растения»

Злой волшебник перепутал буквы в названиях растений, давайте мы их расколдуем. Нужно собрать названия растений, которые растут в нашей степи, из букв ,.(Раздается материал в конвертах, дети работают в парах)

  1. таюпнль
  2. кыовьл
  3. пынлоь
  4. черабц
  5. риис
  6. бесниксмерт

– Только вы, ребята, помните, что в степи кричать нельзя! Поднимайте руку, если справились с заданием. Отгадку найдите в «волшебном» сундучке и верните отгаданное растение в нашу степь.(Изображения отгаданных растений крепятся на макет).

Получите тюльпанчики.

Испытание №3 «Заколдованные животные»

– В степи нет моих друзей-животных. Мы должны угадать животных, которых заколдовал Чародей. Для этого нам надо отгадать загадки.

  • За деревьями, кустами
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнуло, пробежало –
    Нет ни дыма, ни пожара (лиса)

  • Кто зимой холодной
    Бродит злой, голодный?
    Кто зубами щёлк, да щёлк
    Знаем, это серый… ( волк)

  • Комочек пуха, длинное ухо,
    Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

  • Я зверь степной,
    выхожу из норки весной.
    Стою как столбик,
    в степи свищу,
    головой верчу,
    всё знать хочу. (суслик)

  • Два холма среди степи
    Вдруг поплыли разом
    Почему из разных блюд
    Лишь колючки ест … (верблюд)

  • Какое животное называют
    «степная антилопа»… (сайгак) или
    Рожки тупые, ножки кривые,
    Хоть маленький, но удаленький,
    Он как наш телёнок – это (сайгачонок)

– Получите тюльпанчики.

Испытание №4 «Пантомима»

– Вы хорошо справились с заданием, животных степи знаете. Все загадки разгадали. А с повадками животных знакомы? В следующем испытании нам надо изобразить отгаданных животных. Предлагаю вам встать в круг. (Имитация повадок животных).

– Вот теперь волшебный сундучок откроется! Я предлагаю вам взять из нашего сундучка изображения животных и вернуть их в нашу степь.

Наша степь преобразилась и ожила!

– Получите тюльпанчики.

Испытание №5 «Не пропусти»

Я называю разные предметы, среди них будут названия птиц. Услышав, их вы дружно хлопайте в ладоши. Будьте внимательными, не пропустите названия птиц:

окно, дом, воробей, стол, стул, кровать, ворона, ручка, сорока, голубь, карандаш, журавль, орёл, очки, доска, синица, утка, парта, дверь, гусь, линейка, ласточка, жаворонок, книга, сова, телефон, дятел, кукушка, грач, скворец, галка.

– Получите тюльпанчики.

III. Заключительная часть.

1. Релаксация

Мы много трудились и пора немного отдохнуть. Садитесь поудобней, можете голову опустить на стол, закройте глаза и прислушайтесь. (Включить запись «Журчание ручья и голоса птиц» ).

Ручеёк течет, комар плывет.
Камышок колышится,
Как легко мне дышится!
Ветерок мне гладит щёчку.
И сижу я на песочке.
Чабреца здесь аромат.
Как я этой жизни рад!

– Открываем глаза, покажем как мы радуемся жизни (хлопаем в ладоши, смеёмся).Посмотрите на экран. Не боятся больше птицы и звери злого волшебника! Ожила наша степь! Какая она красивая! В этой презентации использованы картины художника Рокчинского и фотографии

(Продолжать под музыкальное сопровождение, чуть убавив звук).

2. Сюрпризный момент

– А теперь со своими тюльпанчиками, которые вы получили во время нашего путешествия по заколдованной степи, подойдите ко мне. Расположите их вместо точек. И все вместе прочтём полученное слово: «ЧУДО». Вы сотворили чудо, расколдовали нашу степь! А я вам приготовила от себя чудо- сюрприз. Возьмите себе по одному сюрпризу из мешочка. (Кто первый берет сюрприз из мешочка, должен отгадать, что в нём).

Давайте все вместе позвоним в эти колокольчики и навсегда прогоним Злого волшебника из нашей степи!

Думаю, он теперь никогда больше сюда не вернётся!

– Оставьте эти колокольчики себе на память, чтобы вы не забыли наше путешествие в заколдованную степь. Мои друзья, я очень благодарна вам.

В сказку мне уже пора…
Обещайте, детвора,
Свою степь любить всегда!
Шалить в ней лишь иногда,
Не вредить ей никогда!
Обещаете? ДА!
Сказка ждёт и мне пора…
До свиданья, детвора!

(Снять колпачок и положить «волшебную» палочку).

3. Рефлексия

– Фея ушла, но мы с вами остались. Ребята, скажите, пожалуйста, какие задания вам понравились? Какие были легкие, а какие сложные? Легко ли было нам работать в парах? Как лучше, всем вместе работать или по одному?

Ответы детей.

4. Ритуал прощания «Доброе тепло»

– Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. Вправо от меня пойдет тепло, то есть я легонько пожму руку своему соседу справа, он - следующему, и так по кругу, пока ваше тепло ко мне не вернётся. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами.

– Спасибо вам всем и до свидания!