Цель:
- развитие познавательной сферы на основе мыслительной операции, вербальных и невербальных средств общения.
- коррекция зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук.
- повышение уровня сплочённости класса, развитие способности дружить, общаться в паре и группе.
Техническое оснащение:
- компьютер;
- магнитофон СД;
- звукозапись «журчание ручья и голоса птиц»;
- голосовое сообщение.
Оборудование:
- иллюстрация степных просторов (размер А-1)
- изображения животных, растений;
- загадки;
- «кочки»;
- фишки (тюльпанчики);
- конверты с буквами;
- сундучок;
- «волшебная палочка»;
- колпак феи;
- платок;
- мешочек;
- колокольчики
План занятия:
I. Вводная часть.
- Ритуал приветствия.
- Сообщение темы. Зачин сказки.
- Нацеливание на совместную деятельность.
II. Основная часть.
- испытание «Лабиринт» (разминка).
- Испытание «Расколдуй растения».
- Испытание «Заколдованные животные».
- Испытание «Пантомима» (физ пауза).
- Испытание «Не пропусти».
III. Заключительная часть.
- Релаксация.
- Сюрпризный момент
- Рефлексия.
- Ритуал прощания «Доброе тепло»
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Ритуал приветствия. Мы с тобой одна семья
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Владимировна. Чтобы поближе познакомиться, предлагаю вам поиграть. Встаньте в круг. Повторяйте за мной все мои действия.
Мы с тобой одна семья: я, ты, он, она. Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева. Мы с тобой друзья. Мы с тобой одна семья: я, ты, он, она. Обними соседа справа, обними соседа слева. Мы с тобой друзья.
Вот мы и познакомились. Проходите по своим местам.
2. Сообщение темы. Зачин
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в степную сказку. В этом путешествии я буду играть роль доброй феи, а вы будете моими помощниками. Согласны? (педагог-психолог одевает колпачок, берёт в руки «волшебную» палочку. Раздается звук электронной почты, на экране появляется конверт). Ребята, что это? (педагог-психолог слушает вместе с детьми). Голосовое сообщение
Кому: Степной фее
От кого: от Злого волшебника
«Привет, Степная фея! Ты привыкла к тому, что все тебя любят, приглашают на праздники….А мне надоело быть в тени ! Хочу, чтоб и меня все знали и уважали! Я заколдовал твою любимую степь, а также все живое и неживое вместе с ней, устроил большой беспорядок. Как тебе такая степь? Весьма неожиданно, верно? Поживи среди этого хаоса».
Чародей.
(убрать покрывало, скрывающее степь)
– Ой! Ребята! У нас беда! Исчезли все мои друзья- обитатели степи, да и степь оскудела….
– Что же делать? Ребята! Вы не боитесь злого волшебника? Вы мне поможете?
Ответы детей; Не боимся, поможем.
3. Нацеливание на совместную деятельность
– Какие вы храбрые дети! Теперь мы точно развеем чары Злого волшебника и наведём порядок в степи! Храбрость, смелость- это хорошо. Нам предстоит пройти трудные испытания.
Но в борьбе с таким коварным врагом необходимы и другие ваши замечательные качества.
–Какими ещё надо быть, чтобы одолеть Злого волшебника?
Ответы детей: Умными, дружными, сообразительными, ловкими
– Молодцы ребята! Конечно, ещё надо быть дружными и ловкими, мудрыми и сообразительными. Любую вашу помощь я отмечу, вы получите фишки -тюльпанчики. Сохраняйте их до конца нашего путешествия в специальных тарелочках. Итак, в путь.
II. Основная часть.
Испытание №1 «Лабиринт» (разложить вокруг столов кочки-кляксы)
– Первое испытание от Злого волшебника «Лабиринт». Докажем злому Чародею, что мы ловкие и всегда сможем найти верный путь к родной степи. Давайте встанем друг за другом, руки поставим на пояс впереди стоящему соседу и преодолеем лабиринт. Будьте внимательнее, Чародей оставил заколдованные метки на нашем пути. Ни в коем случае не наступайте ни на одну из них! (Пройти вокруг столов, выполняя разные движения и вернуться на свои места).
– Молодцы ребята! Мы доказали злому волшебнику, что мы дружные и нам никакие испытания не страшны!
– Получите тюльпанчики.
Испытание №2 «Расколдуй растения»
Злой волшебник перепутал буквы в названиях растений, давайте мы их расколдуем. Нужно собрать названия растений, которые растут в нашей степи, из букв ,.(Раздается материал в конвертах, дети работают в парах)
- таюпнль
- кыовьл
- пынлоь
- черабц
- риис
- бесниксмерт
– Только вы, ребята, помните, что в степи кричать нельзя! Поднимайте руку, если справились с заданием. Отгадку найдите в «волшебном» сундучке и верните отгаданное растение в нашу степь.(Изображения отгаданных растений крепятся на макет).
– Получите тюльпанчики.
Испытание №3 «Заколдованные животные»
– В степи нет моих друзей-животных. Мы должны угадать животных, которых заколдовал Чародей. Для этого нам надо отгадать загадки.
-
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара (лиса) -
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Кто зубами щёлк, да щёлк
Знаем, это серый… ( волк) -
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц) -
Я зверь степной,
выхожу из норки весной.
Стою как столбик,
в степи свищу,
головой верчу,
всё знать хочу. (суслик) -
Два холма среди степи
Вдруг поплыли разом
Почему из разных блюд
Лишь колючки ест … (верблюд) -
Какое животное называют
«степная антилопа»… (сайгак) или
Рожки тупые, ножки кривые,
Хоть маленький, но удаленький,
Он как наш телёнок – это (сайгачонок)
– Получите тюльпанчики.
Испытание №4 «Пантомима»
– Вы хорошо справились с заданием, животных степи знаете. Все загадки разгадали. А с повадками животных знакомы? В следующем испытании нам надо изобразить отгаданных животных. Предлагаю вам встать в круг. (Имитация повадок животных).
– Вот теперь волшебный сундучок откроется! Я предлагаю вам взять из нашего сундучка изображения животных и вернуть их в нашу степь.
Наша степь преобразилась и ожила!
– Получите тюльпанчики.
Испытание №5 «Не пропусти»
Я называю разные предметы, среди них будут названия птиц. Услышав, их вы дружно хлопайте в ладоши. Будьте внимательными, не пропустите названия птиц:
окно, дом, воробей, стол, стул, кровать, ворона, ручка, сорока, голубь, карандаш, журавль, орёл, очки, доска, синица, утка, парта, дверь, гусь, линейка, ласточка, жаворонок, книга, сова, телефон, дятел, кукушка, грач, скворец, галка.
– Получите тюльпанчики.
III. Заключительная часть.
1. Релаксация
Мы много трудились и пора немного отдохнуть. Садитесь поудобней, можете голову опустить на стол, закройте глаза и прислушайтесь. (Включить запись «Журчание ручья и голоса птиц» ).
Ручеёк течет, комар плывет.
Камышок колышится,
Как легко мне дышится!
Ветерок мне гладит щёчку.
И сижу я на песочке.
Чабреца здесь аромат.
Как я этой жизни рад!
– Открываем глаза, покажем как мы радуемся жизни (хлопаем в ладоши, смеёмся).Посмотрите на экран. Не боятся больше птицы и звери злого волшебника! Ожила наша степь! Какая она красивая! В этой презентации использованы картины художника Рокчинского и фотографии
(Продолжать под музыкальное сопровождение, чуть убавив звук).
2. Сюрпризный момент
– А теперь со своими тюльпанчиками, которые вы получили во время нашего путешествия по заколдованной степи, подойдите ко мне. Расположите их вместо точек. И все вместе прочтём полученное слово: «ЧУДО». Вы сотворили чудо, расколдовали нашу степь! А я вам приготовила от себя чудо- сюрприз. Возьмите себе по одному сюрпризу из мешочка. (Кто первый берет сюрприз из мешочка, должен отгадать, что в нём).
Давайте все вместе позвоним в эти колокольчики и навсегда прогоним Злого волшебника из нашей степи!
Думаю, он теперь никогда больше сюда не вернётся!
– Оставьте эти колокольчики себе на память, чтобы вы не забыли наше путешествие в заколдованную степь. Мои друзья, я очень благодарна вам.
В сказку мне уже пора…
Обещайте, детвора,
Свою степь любить всегда!
Шалить в ней лишь иногда,
Не вредить ей никогда!
Обещаете? ДА!
Сказка ждёт и мне пора…
До свиданья, детвора!
(Снять колпачок и положить «волшебную» палочку).
3. Рефлексия
– Фея ушла, но мы с вами остались. Ребята, скажите, пожалуйста, какие задания вам понравились? Какие были легкие, а какие сложные? Легко ли было нам работать в парах? Как лучше, всем вместе работать или по одному?
Ответы детей.
4. Ритуал прощания «Доброе тепло»
– Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. Вправо от меня пойдет тепло, то есть я легонько пожму руку своему соседу справа, он - следующему, и так по кругу, пока ваше тепло ко мне не вернётся. Давайте попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами.
– Спасибо вам всем и до свидания!