"Горные породы и минералы". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока:

  1. сформировать у учеников понятие горные породы и минералы, их свойства и использование людьми,
  2. познакомить с некоторыми видами горных пород и минералов,
  3. воспитывать любовь к родному краю.

Используемые учебники и учебные пособия: коллекция «Гранит и его состав», горные породы.

Используемое оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация "Горные породы и минералы".

Ход урока

I. Постановка проблемы и актуализация знаний.

– Ребята, сегодня, прежде чем начать изучение новой темы, нам с вами надо вспомнить некоторые знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3 классе.

– назовите оболочки Земли: Слайд 2

– Ближайшая к Земле — атмосфера, это воздушное пространство вокруг Земли. Атмосфера состоит из азота, кислорода, водяных паров и незначительного количества других газов. Благодаря атмосфере на нашей планете возникла жизнь. Растениям, животным и человеку для дыхания необходим кислород, который они получают из атмосферы.

Моря, океаны, реки, озера, водохранилища, ледники образуют гидросферу — прерывистую водную оболочку Земли. Без гидросферы жизнь на нашей планете была бы невозможна (тело человека на 65% состоит из воды!).

– Вспомните, как называется каменная оболочка Земли?

– Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой. Слайд 3

– Из чего она состоит? (Из земли или почвы и горных пород)

– Как мы называем предметы, которые нас окружают?(Тела, вещества).

– Из чего состоят тела? (Из веществ).

– В каких состояниях может находиться вещество? (Жидком, твёрдом и газообразном).

– Какими свойствами обладают твёрдые тела? (Имеют постоянную форму и объём).

Проблемная ситуация.

– На партах у вас стоят коробочки. Прочитайте, что в них находится?

(Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)

– Можно ли назвать их телами? (Да).

– Разделите их на группы.

– Сколько групп получилось?

(Две. 1 – гранит, песок, глина; 2 – стекло, кирпич, цемент).

– Как можно назвать тела первой группы? (Природные).

– Как можно назвать тела второй группы? (Искусственные).

– А как ещё можно назвать тела первой группы? (Горные породы).

– Какая же тема сегодняшнего урока? (Горные породы). Слайд 4

– Да, сегодня мы будем говорить о горных породах. Узнаем, из чего они состоят и как их использует человек.

II. Совместное открытие знаний.

– Почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (Люди изготавливали орудия труда из камня. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи).

– Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди.

– А теперь давайте выясним, где современный человек применяет горные породы, и какие свойства при этом использует.

– Возьмите в руки гранит. Какими свойствами он обладает? (Твёрдый, прочный).

– Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего он состоит?

В коробочках на партах вы видите: Слайд 5

– Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды.

– Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы. На уроке мы будем говорить и о минералах. Выясним, чем горные породы отличаются от минералов.

– Вы видите, что цвет гранита может быть от белого до чёрного. Это зависит от цвета полевого шпата, который входит в его состав. Слайд 6

– Где он используется? (богатые могут позволить себе выложить во дворе плитку из гранита, изготавливают памятники архитектуры, украшают здания, станции метро, фонтаны, набережные рек в Санкт-Петербурге. Слайды 7-10

– Гранит – это горная порода. Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы, из которых он состоит. Какой вывод можно сделать? Чем горные породы отличаются от минералов?

Вывод: Горные породы состоят из минералов.

– Рассмотрим ещё одну горную породу – глину. Слайд 11

– Как вы думаете, из чего она состоит? (Из мелко перетёртых камней).

– Что можно делать с глиной? (Лепить и строить).

– Какие изделия делают из глины? (Посуду, кирпич, дома).

– Какие свойства глины при этом используются? (Мягкость и пластичность)

– Давайте попробуем что-нибудь слепить

– Получается? (Нет).

– Что нужно сделать? (Намочить глину).

– Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома?

– Как же сделать изделия из глины прочными?

Работа по учебнику с.93 прочитайте ,что делают с глиняными изделиями ,чтобы они были прочными? (Обжигом).

– Мы узнали, как изготавливают кирпичи.

А чем скрепляют кирпичи? (Цементом).

– Давайте прочитаем в учебнике, как получают цемент (стр. 94)

III. Физминутка.

Слайд 12

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.

Выступление детей Слайд 13

– Ребята, я сейчас Арина прочитает небольшой текст, а вы догадайтесь о каком камне идёт речь.

Открыт человеком около 5 тысяч лет тому назад. Считается самым твёрдым из всех открытых в природе камней. На него не оказывают воздействия агрессивные природные вещества. Поэтому древние греки назвали его адамасом. (Об алмазе).

– Правильно, «адамас» – «несокрушимый». Это самый твёрдый материал. У геологов принято ставить минералам «оценки» за твёрдость. Только, в отличие от школьной системы оценок, она не 5-ти балльная, а 10-ти балльная. Так вот, алмаз – самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10 баллов. Слайд 14

А где ещё используют алмаз? (стр. 95) (Бормашина, стеклорез, свёрла для дрелей и т. д.)

Какие горные породы в нашей Республике Татарстан, расскажут дети:

Слайды 15-16

(На территории Татарстана выявлено 108 залежей угля. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, строительного камня, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа. Основным ресурсом недр республики является нефть. Республика располагает 800 миллионов тонн извлекаемой нефти; размер прогнозируемых запасов составляет свыше 1 миллиарда тонн.)

Наша республика богата полезными ископаемыми, эти полезные ископаемые нужно беречь и охранять.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Тест на партах. Слайд 17-25 Проверка на слайдах

Задача о кирпиче, цементе. Слайд 26

Кроссворд. Слайд 27

Загадки о граните, угле. Слайд 28-29

V. Подведение итога.

– Что нового узнали на уроке?

– Чем отличаются горные породы от минералов?

– Какие свойства горных пород использует человек?

VI. Домашнее задание.

составить кроссворд, используя минералы и горные породы.

Оценивание.

Приложение.