Цель урока:
- сформировать у учеников понятие горные породы и минералы, их свойства и использование людьми,
- познакомить с некоторыми видами горных пород и минералов,
- воспитывать любовь к родному краю.
Используемые учебники и учебные пособия: коллекция «Гранит и его состав», горные породы.
Используемое оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация "Горные породы и минералы".
Ход урока
I. Постановка проблемы и актуализация знаний.
– Ребята, сегодня, прежде чем начать изучение новой темы, нам с вами надо вспомнить некоторые знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3 классе.
– назовите оболочки Земли: Слайд 2
– Ближайшая к Земле — атмосфера, это воздушное пространство вокруг Земли. Атмосфера состоит из азота, кислорода, водяных паров и незначительного количества других газов. Благодаря атмосфере на нашей планете возникла жизнь. Растениям, животным и человеку для дыхания необходим кислород, который они получают из атмосферы.
Моря, океаны, реки, озера, водохранилища, ледники образуют гидросферу — прерывистую водную оболочку Земли. Без гидросферы жизнь на нашей планете была бы невозможна (тело человека на 65% состоит из воды!).
– Вспомните, как называется каменная оболочка Земли?
– Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой. Слайд 3
– Из чего она состоит? (Из земли или почвы и горных пород)
– Как мы называем предметы, которые нас окружают?(Тела, вещества).
– Из чего состоят тела? (Из веществ).
– В каких состояниях может находиться вещество? (Жидком, твёрдом и газообразном).
– Какими свойствами обладают твёрдые тела? (Имеют постоянную форму и объём).
Проблемная ситуация.
– На партах у вас стоят коробочки. Прочитайте, что в них находится?
(Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)
– Можно ли назвать их телами? (Да).
– Разделите их на группы.
– Сколько групп получилось?
(Две. 1 – гранит, песок, глина; 2 – стекло, кирпич, цемент).
– Как можно назвать тела первой группы? (Природные).
– Как можно назвать тела второй группы? (Искусственные).
– А как ещё можно назвать тела первой группы? (Горные породы).
– Какая же тема сегодняшнего урока? (Горные породы). Слайд 4
– Да, сегодня мы будем говорить о горных породах. Узнаем, из чего они состоят и как их использует человек.
II. Совместное открытие знаний.
– Почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (Люди изготавливали орудия труда из камня. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи).
– Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди.
– А теперь давайте выясним, где современный человек применяет горные породы, и какие свойства при этом использует.
– Возьмите в руки гранит. Какими свойствами он обладает? (Твёрдый, прочный).
– Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего он состоит?
В коробочках на партах вы видите: Слайд 5
– Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды.
– Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы. На уроке мы будем говорить и о минералах. Выясним, чем горные породы отличаются от минералов.
– Вы видите, что цвет гранита может быть от белого до чёрного. Это зависит от цвета полевого шпата, который входит в его состав. Слайд 6
– Где он используется? (богатые могут позволить себе выложить во дворе плитку из гранита, изготавливают памятники архитектуры, украшают здания, станции метро, фонтаны, набережные рек в Санкт-Петербурге. Слайды 7-10
– Гранит – это горная порода. Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы, из которых он состоит. Какой вывод можно сделать? Чем горные породы отличаются от минералов?
Вывод: Горные породы состоят из минералов.
– Рассмотрим ещё одну горную породу – глину. Слайд 11
– Как вы думаете, из чего она состоит? (Из мелко перетёртых камней).
– Что можно делать с глиной? (Лепить и строить).
– Какие изделия делают из глины? (Посуду, кирпич, дома).
– Какие свойства глины при этом используются? (Мягкость и пластичность)
– Давайте попробуем что-нибудь слепить
– Получается? (Нет).
– Что нужно сделать? (Намочить глину).
– Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома?
– Как же сделать изделия из глины прочными?
Работа по учебнику с.93 прочитайте ,что делают с глиняными изделиями ,чтобы они были прочными? (Обжигом).
– Мы узнали, как изготавливают кирпичи.
А чем скрепляют кирпичи? (Цементом).
– Давайте прочитаем в учебнике, как получают цемент (стр. 94)
III. Физминутка.
Слайд 12
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
Выступление детей Слайд 13
– Ребята, я сейчас Арина прочитает небольшой текст, а вы догадайтесь о каком камне идёт речь.
Открыт человеком около 5 тысяч лет тому назад. Считается самым твёрдым из всех открытых в природе камней. На него не оказывают воздействия агрессивные природные вещества. Поэтому древние греки назвали его адамасом. (Об алмазе).
– Правильно, «адамас» – «несокрушимый». Это самый твёрдый материал. У геологов принято ставить минералам «оценки» за твёрдость. Только, в отличие от школьной системы оценок, она не 5-ти балльная, а 10-ти балльная. Так вот, алмаз – самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10 баллов. Слайд 14
А где ещё используют алмаз? (стр. 95) (Бормашина, стеклорез, свёрла для дрелей и т. д.)
Какие горные породы в нашей Республике Татарстан, расскажут дети:
Слайды 15-16
(На территории Татарстана выявлено 108 залежей угля. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, строительного камня, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа. Основным ресурсом недр республики является нефть. Республика располагает 800 миллионов тонн извлекаемой нефти; размер прогнозируемых запасов составляет свыше 1 миллиарда тонн.)
Наша республика богата полезными ископаемыми, эти полезные ископаемые нужно беречь и охранять.
IV. Самостоятельное применение знаний.
Тест на партах. Слайд 17-25 Проверка на слайдах
Задача о кирпиче, цементе. Слайд 26
Кроссворд. Слайд 27
Загадки о граните, угле. Слайд 28-29
V. Подведение итога.
– Что нового узнали на уроке?
– Чем отличаются горные породы от минералов?
– Какие свойства горных пород использует человек?
VI. Домашнее задание.
составить кроссворд, используя минералы и горные породы.
Оценивание.