Урок-игра по теме "Растительный мир Подмосковья". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
  • Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).

Задачи:

  • Познакомить учащихся с разнообразием растений Подмосковья.
  • Познакомить с природоохранными мероприятиями по сохранению красоты и разнообразия растений, с правилами экологически грамотного поведения с целью сохранения природных балансов;
  • Продолжить развитие экологического мышления, умения выявлять причинно-следственные связи и зависимости, умений обобщать и систематизировать знания;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе, эстетические чувства и чувства ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.

Оборудование: проектор, репродукции картин Шишкина, Левитана, выставка книг о природе, выставка детского рисунка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Минута релаксации (Тихие звуки леса: шелест листьев, пение птиц, шум дождя)

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носиком и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.(Дети делают вдох и выдох три раза)

Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”

II. Основная часть урока:

  • продуктивное повторение;
  • изучение нового материала.

Ребята, сегодня мы будем изучать тему «Растительный мир Подмосковья». Работа над понятием «Растительный мир» (Растительный мир – это исторически сложившаяся совокупность видов растений, населяющих какую-либо территорию.)

Науке известно около 500 тысяч видов растений, сейчас растущих на Земле.

В понятие «Растительный мир» входят:

– леса – тип растительности, основу которого образуют деревья;

– кустарники – растения высотой 0,8-6и, не имеющие гладкого ствола;

– лишайники – группа низших растений – грубы, водоросли.

В Подмосковье 42% территории занято лесами. Здесь произрастает свыше 110 видов растений.

По типу леса Подмосковья делятся на сосновые боры, ельник (еловые леса), дубравы, березовые рощи.

Наука, которая изучает многообразие растений, называется ботаника.

Другое название совокупности всех растений – флора, в честь римской богини цветов и весеннего цветения – Флоры.

Каждый из вас был в лесу. Скажите, какие деревья вы там видели? Какое дерево ваше любимое? (Ответы учащихся).

А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Попробуй угадать».

Цель игры – продолжить работу по развитию воображения, мышления, памяти учащихся.

Описание игры: создаются 3 команды по 3 человека в каждой, команды получают конверты заданий с ответами. Каждая команда должна изобразить дерево, растущее в Подмосковье, учащиеся должны отгадать дерево и ответить на вопросы. Победителя определяет жюри.

1 команда – БЕРЕЗА.

Вопросы:

– Какое дерево считается символом России? (береза)

– Почему береза белая? (Есть вещество – бетулит. По-латыни береза – бетула)

– Какую пользу человеку приносит береза? (дрова, берёста – материал для различных поделок, раньше из берёсты делали короба, на берёсте писали.)

2 команда – ЕЛЬ

Вопросы:

– Какое дерево считали священным и почему? (Считалось, что в крое ели жили добрые духи.)

– С 1700 года это дерево стали украшать на Рождество, Новый год. (Ёлка)

– Зачем это дерево стали украшать? (чтобы духи были добрее, а ёлка – красивее)

3 команда – Сосна

Вопросы:

– Это дерево используется для строительства кораблей (корабельные сосны)

– Название этого дерева разные народы называли по-разному:

  • римляне – палас (скала)
  • финны – символ жизни
  • японцы – борода дракона.

– В названии этого дерева спрятались 4 предлога – с-о-с-на

Подведение итогов игры.

Ребята, скажите, что нельзя делать в лесу?

В лесу нельзя:

  1. Ломать ветки деревьев (Ветки вместе с листьями играют важную роль в жизни дерева.)
  2. Повреждать кору деревьев (Надписи на коре – это рана, через которую вытекает сок и могут попасть микробы. Дерево гибнет.)
  3. Рвать цветы в лесу, на лугу. (Эти цветы «у себя дома». Они связаны с другими обитателям и леса – насекомыми. Не делать больших букетов.)
  4. При сборе грибов не сбивать даже ядовитые. (Знай, что несъедобные грибы являются важной частью леса – питают корни деревьев водой, минеральными веществами, служат пищей и лекарством для животных . Мухомор – лекарство для лося.)
  5. Подходить близко к гнезду, трогать его руками. (По твоим следам к гнездам могут подобраться хищники, а птицы-родители навсегда покинут гнездо.)
  6. Рвать ландыши (родина – Египет) и венерин башмак (занесенные в Красную книгу.)
  7. Разорять муравейники. (Это дом наших друзей.)
  8. Засорять лес банками и бутылками.
  9. Разводить костер под деревьями (не ближе 4-6 метров), иначе страдают корни деревьев, а совы и дрозды в радиусе 100 метров покидают свои гнезда.)

Все мы понимаем, что окружающую природу надо оберегать. Начать же действовать практически надо с малого, не причинять ей вреда, о котором мы говорили выше. Справедливо говорил Тимирязев, что любитель природы пойдет в лес не за тем, чтобы сломать ёлочку, вырезать надпись на коре дерева, замусорить лесную поляну, чтобы полюбоваться красотами природы, унести с собой яркое впечатление от нее.

Ребята, а как лес отвечает на нашу заботу? Какие дары он приносит людям (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы). В лесу мы дышим свежим воздухом, любуемся цветами, наблюдаем за жизнью обитателей леса.

А сейчас проведем маленькую викторину. Вы должны отгадать название растения, о котором идет речь и озаглавить тему викторины.

  1. Какая трава помогает при потертостях ног? (подорожник)
  2. Какая ягода кислая, как лимон? (клюква)
  3. К каком растении много витамина С? (шиповник)
  4. Какую траву обожают кошки? (валериану)
  5. Какие растения утоляют голод? (ягоды, орехи)
  6. Какие растения помогают при кашле и простуде? (малина)

Ответ: Викторина «Лесная аптека» лекарственные травы.

Лечение травами называется фитотерапией. Это могучее средство борьбы за здоровье людей. «Зеленая аптека» дает 40% всех лечебных средств. Ежегодно в стране заготавливается до 70-80 тысяч тонн лечебного сырья.

Предлагаю вам объяснить две поговорки. (Цель – получить от учащихся развернутое объяснение поговорок)

  1. Зеленое царство – лучшее лекарство.
  2. Возле леса жить – голоду не видать.

Ответы учащихся.

Итак, ребята, запомним:

Лес это большой друг человека. Он кормит, обогревает человека, помогает людям укреплять свое здоровье. Является хорошим строительным материалом.

Физкультминутка. Игра «Дождь в лесу».

Ребята, встаньте. Мы с вами в Подмосковном лесу. Но чудо! Мы «превращаемся» в деревья. Слушайте меня внимательно и выполняйте действия.

«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко–высоко тянули, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирают пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветками (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Спасибо, можете сесть.

Чтобы сохранить богатства и красоту природы создаются заповедники. Заповедник – строго охраняемая территория, на которой в естественном состоянии сохраняется природа. Крупнейшим в Подмосковье является Приокско-Террасный заповедник, расположенный на юге Московской области. Создан в 1945 году. В заповеднике представлено все разнообразие флоры и фауны Подмосковья:

  • из 1100 видов растений Подмосковья 900 растут здесь;
  • только в заповеднике встречаются такие древние растения, как перистый ковыль, степной тюльпан перловник, степная вишня.

Под Москвой сохранился уникальный памятник природы – вековой лес на Лосином острове. Здесь можно увидеть вековые дубы, трехсотлетние сосны, густые заросли орешника. С 16-го века эти леса были местом царской охоты. Сейчас много туристов посещают остров, который называют подмосковной тайгой.

Ребята, вы убедились, что лес является одним из главных богатств человечества.

Охрана леса – это благородное дело, дело твое и мое, дело каждого из нас. Это особенно важно, когда в результате частых лесных пожаров и хищнического отношения к природе каждые 7 дней на земле исчезает 1 вид растений, срубить дерево можно за 5 минут, а чтобы его вырастить надо 100 лет. Лес необходим всем живущим на земле. Ведь на нужды каждого человека в течении жизни расходуется примерно 400 деревьев.

Красота русской природы всегда вдохновляла на творчество художников и поэтов. В произведениях Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», Левитана «У омута», «Березовая роща» раскрыта красота и богатство русской природы. А сколько тепла и любви к природе в строках поэтов Есенина, Прокофьева: (дети читают стихи)

Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно былою косынкой
Повязалася сосна. (Есенин)

Люблю березку русскую
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
(Прокофьев)

Эти произведения учат нас любить русскую природу, завещают вас беречь ее.

Береги планету – сад.
В этом космосе холодном,
Птиц скликая перелетных,
Только здесь леса шумят.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Любить и охранять природу – это любить Родину, тот край, в котором вы живете, Вот что сказал об этом космонавт А. Леонов: «Любовь к Родине немыслима без бережного отношения к дарами природы, представленным в распоряжение не одного, а тысячи счастливых и разумных поколений».

Наш долг – сберечь природу. И я надеюсь, что вы всегда будете беречь и охранять природу, жить по принципу:

Много леса – не руби,
Мало леса – береги,
Нету леса – посади.

Домашнее задание:

  1. Подобрать стихотворения, загадки о лесе.
  2. Нарисовать лист вашего любимого дерева.

Приложение.