Интеллектуальные игры для учащихся 2–4-х классов на основе заданий всероссийских конкурсов-олимпиад "Познание и творчество"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Содержание игры

1. Найдите в каждом предложении лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

Петя ушиб колено ноги.

Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

Собрание будет в декабре месяце.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Он написал свою автобиографию.

2. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

  • невежа – малообразованный, малосведущий человек;
  • буклет – печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой;
  • скипетр – символ царской власти – жезл, украшенный драгоценностями, резьбой, чеканкой;
  • меморандум – дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-либо вопросу.

3. Имеют ли какое-то отношение русалки к розам, леший к лесу, а домовой к дому?

4. В сказке “Конек-Горбунок” П.П. Ершова есть такие строки:

“Вот Иван к царю идет

И такую речь ведет:
“Для царевниной поимки
Надо, царь, мне две ширинки,
Шитый золотом шатёр
Да обеденный прибор”

Что означает здесь слово “ширинка” и зачем она понадобилась Ивану?

5. Заполните буквами клеточки так, чтобы на каждой ступеньке лесенки стояло слово. Для чего используется в русском языке слово, стоящее на самой верхней ступеньке?

6. Что у Коли на столе?

Коля сел за стол. Определите, что стоит на Колином столе. Для этого найдите спрятанные внутри предложений слова.

Пока шакал где-то рыскал, волки выли на луну.

Я твою машинку не трогал, она сама сломалась.

Осень заплела косы рыжие.

На улице снег со льдом и ветрено.

Нашему псу поводок не нужен.

Соседский кот лета не любит: слишком жарко ему…

Как вы думаете, Коля ужинал, завтракал, обедал или полдничал? Аргументируйте свое мнение.

Интеллектуальная игра “Открываем тайны родного языка”

2–4 класс

Лист с заданием

1. Найдите в каждом предложении лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.

Петя ушиб колено ноги.

Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

Собрание будет в декабре месяце.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Он написал свою автобиографию.

_______________________________________________________________

Интеллектуальная игра “Открываем тайны родного языка”

2–4 класс

Лист с заданием

2. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?

  • невежа – малообразованный, малосведущий человек
  • буклет – печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой
  • скипетр – символ царской власти – жезл, украшенный драгоценностями, резьбой, чеканкой
  • меморандум – дипломатический документ, излагающий взгляды правительства по какому-либо вопросу

_________________________________________________________

Интеллектуальная игра “Открываем тайны родного языка”

2–4 класс

Лист с заданием

3. Имеют ли какое-то отношение русалки к розам, леший к лесу, а домовой к дому?

__________________________________________________________________

Интеллектуальная игра “Открываем тайны родного языка”

2–4 класс

Лист с заданием

4. В сказке “Конек – Горбунок” П.П. Ершова есть такие строки:

“Вот Иван к царю идет
И такую речь ведет:
“Для царевниной поимки
Надо, царь, мне две ширинки,
Шитый золотом шатёр
Да обеденный прибор”

Что означает здесь слово “ширинка” и зачем она понадобилась Ивану?

_________________________________________________________________________

Интеллектуальная игра “Открываем тайны родного языка”

2–4 класс

Лист с заданием

5. Заполните буквами клеточки так, чтобы на каждой ступеньке лесенки стояло слово. Для чего используется в русском языке слово, стоящее на самой верхней ступеньке?

6. Что у Коли на столе?

Коля сел за стол. Определите, что стоит на Колином столе. Для этого найдите спрятанные внутри предложений слова.

Пока шакал где-то рыскал, волки выли на луну.

Я твою машинку не трогал, она сама сломалась.

Осень заплела косы рыжие.

На улице снег со льдом и ветрено.

Нашему псу поводок не нужен.

Соседский кот лета не любит: слишком жарко ему…

Как вы думаете, Коля ужинал, завтракал, обедал или полдничал? Аргументируйте свое мнение.

Лист с ответами

1. Петя ушиб колено ноги.

Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

Собрание будет в декабре месяце.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Он написал свою автобиографию.

Подчеркнутые слова являются лишними, так еще раз уточняют то, что понятно из значения радом стоящего слова. Колено – часть ноги. Недоедание – недостаток пищи, плохое питание. Декабрь – название месяца. Айсберг – ледяная гора. Автобиография – описание своей жизни.

2. Невежа – грубый, невоспитанный человек.

3. Казалось бы, русалки к розам не имеют ни какого отношения. Они не содержат одинаковых частей слова – корня, приставки, суффикса, окончания; не имеют связи по смыслу: русалка – полурыба-получеловек, а роза – растение; по цвету они тоже не имеют сходства. К тому же русалка – несуществующий, выдуманный персонаж сказок, а роза реально существует в природе. Также русалка и роза не являются героями одной и той же сказки.

Но в тоже время русалка образовано от лат. rosalia, что в переводе означает “праздник роз”. Таким образом, слово образовано от роза.

Леший – сказочный персонаж, который живет в сказочном лесу. То есть леший к лесу относится по месту своего жительства.

Леший – хозяин леса; слово образовано от лес с помощью древнего суффикса -i-, который, соединившись со звуком с, преобразовал его в ш.

Домовой к дому имеет непосредственное отношение, потому что этот сказочный персонаж живёт в домах сказочных героев.

Домовой образовано от слова дом (domus). В русском языке домовой изначально прилагательное, перейдя в существительное, стало обозначать духа дома.

4. Слово “ширинка” производное от ширина, первичное значение – “полотнище во всю ширину”, короткий отрез ткани, полотенце, платок; затем – “вставной лоскут, прошва”.

Слово “ширинка” означает здесь скатерть, полотенце. И Ивану она понадобилась для того, чтобы постелить её на стол и расставить на ней приборы и угощение.

Тут Иван с конька слезает,
А конёк ему вещает:
“Ну, раскидывай шатёр,
На ширинку ставь прибор,
И заморского варенья,
И сластей для прохлажденья”.

5. Множество вариантов можно найти с использованием словарей (Орфографического, Толкового)

6. На Колином столе стояли: КАША, МАСЛО, СЫР, СОЛЬ, СУП, ТВОРОГ, СОК, КОТЛЕТА, ЖАРКОЕ. Коля завтракал.

Чтобы определить, что стоит у Коли на столе, необходимо очень медленно и внимательно читать предложения и искать спрятанные внутри них слова.

Пока шакал где-то рыскал, волки выли на луну.

Я твою машинку не трогал, она сама сломалась.

Осень заплела косы рыжие.

На улице снег со льдом и ветрено.

Нашему псу поводок не нужен.

Соседский кот лета не любит: слишком жарко ему…

Сложнее вторая часть вопроса: что делал Коля – завтракал, обедал, ужинал или полдничал. При таком количестве блюд, стоящих на столе, мальчик мог в этот момент успешно как завтракать, так и обедать, так и ужинать, так и полдничать. Однако, поскольку в приведенном тексте слова стоят в определенном порядке (сначала блюда, которые относятся к завтраку, а потом – к обеду), можно сделать вывод, что Коля сначала завтракал. внимательно вчитаться в текст, то очевидно, что суп не нужен, котлету не любит… – это еще раз дает.

Буклет (Приложение)