"Роль средств массовой информации в жизни общества". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели урока:

  • Образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»;
  • Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации;
  • Воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания

Оборудование урока:

  • технологическая карта урока учащегося;
  • Видеоматериалы;
  • Мультимедиа проектор и учебные проекты учащихся

Ход урока

I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока

«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад»
(Исократ – знаменитый афинский ритор)

3. Вводное слово учителя

– Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?

– Может быть, она не столько полезна, сколько вредна?

– Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать?

– Должна ли эта информация иметь какие-либо ограничения или нет?

– Попробуем ответить на все эти вопросы.

– Так что же такое информация?

– Предлагаю ответить на этот вопрос, используя следующую конструкцию, представленную в технологической карте урока. Задание 1 и на доске.

Информация – это сведения об ______________ и протекающих в нем _____________; сообщения, воспринимаемые _____________ и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.

1) человек;2) процесс; 3) окружающий мир

(Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.)

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

4. Сообщение темы урока

От Москвы и до Камчатки можно отследить порядки,
В теле, радио, Интернете, и в журналах, и в газете
Хроники, статьи, трансляции –
Всё это средства массовой информации

– Итак, попытаемся разобраться в том, что же такое Средства Массовой Информации?

5. Основная часть

«мозговой штурм»

– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте урока. Задание 2.

фронтальный опрос

– Какие слова – ассоциации вы записали?

– Итак к СМИ относятся: (коллаж из картинок представлен на экране:пресса ,массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, листовки, Интернет, рекламный проспект)

работа с понятиями

– Предлагаю проанализировать данные глоссария, поработав с понятиями. Задание 3.

(Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.)

– Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно?

  1. «СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию»
  2. «СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами»
  3. « СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию»
  4. «СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»

– Итак, как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно и почему?

– В нашей стране роль СМИ определена Конституцией РФ.

работа с документами: Конституцией РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации» (Статья 29 Конституции РФ)

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
  3. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  4. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  6. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.

– СМИ регламентируются основными статьями, которые прописаны в Законе РФ «О средствах массовой информации»

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

– Мир СМИ представляется в непрерывно обновляющемся потоке информации, где «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты» (Жарко Петан – афорист)

проблемное задание

– Предлагаю разделиться на группы и попробовать себя в роли историков, журналистов и политиков, окунуться на время в мир прошлого, настоящего и будущего и постараться понять, стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

6. Проверка домашнего задания

– Проверим домашнее задание. Вам была дана работа по составлению мини-проектов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

– Будьте внимательны. Познакомившись с проектами, вы будете отвечать на вопросы.

выступления учащихся, составление мини-проектов; презентаций – результатов исследовательской работы

Прошлое
(ретроспекция)
Настоящее
(актуализация)
Будущее
(проспекция)
Учитель:
– Историческое прошлое тесно связано с настоящим.
– В этом году мы отмечаем 70-летие великой битвы под Москвой.
– Сегодня 14 декабря. Идёт наш урок. А что было тогда, в 1941 году? Шёл 176 день войны.
(от Советского Информбюро…)
Учащиеся:
Важнейшую роль играло проводное радио. Именно оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня.
24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задачей которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”.
Была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых и тыловых газет. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий.
В армии и на флоте выходили центральные газеты.: “Красная звезда”,“Красный флот”,“Сталинский сокол”,“Красный сокол”.
В газетах и журналах широко использовались: памфлеты, карикатуры, фельетоны Публиковались письма рабочих, бойцов армии, тружеников тыла.
В период войны важное значение приобретали листовки, плакаты, воззвания,
корреспонденции военных корреспондентов.
Одним из наиболее известных был Константин Симонов. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.
Чтение стихотворения о войне, сочинённого одиннадцатиклассницей.
Учитель:
В современном обществе ни одна организация, ни один деятель не может быть успешным без доступа к СМИ.
Учащиеся:
Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио и телевидение.
При сообщении о событии радио позволяет узнать, что случилось, телевидение показывает, как случилось, а на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ даёт пресса.
Жанрами информационной публицистики – являются:
· репортаж,
· интервью,
· заметка,
· отчет,
· выступление.
Интервью- это беседа в форме вопросов и ответов, диалог журналиста, получающего информацию, и носителя информации.
– Предлагаем Вашему вниманию интервью, взятое на нашей родной Волоколамской земле у школьников нашей гимназии.
Показ видеоролика
Журналистика – искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь.
Это искусство приготовления информации.
Учитель:
– Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают информацию о прогнозах в будущем, привлекая к этому политиков и учёных-политологов.
Учащиеся: Поли́тика — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями.
Научное изучение политики ведется в рамках политологии.
Основателем современной политологии считается итальянский учёный, в XVI веке —Никколо Макиавелли, который первым представил политологию как самостоятельную науку.
Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки.
Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио и телевидения.
Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия на разум и чувства человека.
Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, одним из которых является политический плакат.
(показ видеоролика)
К сегодняшнему уроку, мы решили создать свой плакат , который представляем Вашему вниманию.
Защита проекта -плаката

– Итак, вы познакомились с тремя проектами.

Давайте обсудим их.

7. Закрепление пройденного материала

работа в группах, диспут «Вопрос – ответ»

– Проведём диспут. Каждая команда должна задать свой вопрос другой команде. Минутка на подготовку. Составьте по два вопроса, в случае если вопросы будут повторяться.

Итак, историки ваш вопрос:

1) – Каковы функции СМИ?

(Информационная, политическая, коммуникативная ( налаживание контакта), идеологическая, культурно-образовательная, рекламно-справочная, мобилизационная)

2) журналисты : – Можно ли сделать СМИ независимыми?

(Ограничить самоуправство владельцев СМИ, добровольное принятие этических кодексов и хартий…)

3) политологи: – Почему СМИ называют «четвёртой властью»?

(СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обрат­ную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по по­воду политики самого правительства. Наконец, СМИ при­званы просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»)

Задание 4 . работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей»

– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?

– СМИ приносят пользу человеку или вред?

– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.

  СМИ приносят пользу человеку и обществу СМИ наносят вред человеку и обществу
1. развлекают Уводят от необходимости решать реальные проблемы
2. развивают Не всегда информация верна
3. информируют Отрицательное влияние на психику
4. воспитывают Находятся в чьих-то руках
5. помогают сделать выбор Не всегда пропагандируют общечеловеческое
6. образовывают
7. формируют общественное мнение

Вывод по таблице:- СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

видеоролик «О вреде курения»

– Предлагаю посмотреть видеоролик, а затем ответить на вопрос: «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? »

обсуждение проблемы

Вопросы:

  1. «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? »
  2. Как часто публикуются аналогичные видеоролики в Интернете?

(Проблемы алкоголизма, наркомании, табакокурения являются глобальными проблемами человечества)

IV. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК

решение проблемы:

Стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

(Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.)

V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

8. Самооценивание

– Оцените работу группы (в каждом столбце выставите оценку группы, которую вы считаете нужной (от 1 до 5 баллов)

Атмосфера в группе Полезность информации Уровень успешности занятия Работа группы в целом
 

9. Выставление оценок за урок

10. Подведение итогов

Каждый учитель стремится после доказаного к обобщению своей темы. Он как бы хочет написать картину на широком полотне, но зачастую вынужден ограничиться лишь серией этюдов.

Однако из серии частных исследований по узким сюжетам, появляется картина.

И этой картиной сегодня является наше детище, совместно созданное с учениками 11 классов гимназии №1, наш печатный орган под названием «СМИ»: «Сделаем мир интереснее», который я хочу подарить всем Вам.

11. Домашнее задание (вариативные формы контроля)

  1. Написать статью об уроке и лучшая будет напечатана в школьной газете «СМИ».
  2. Решить задачу обществоведческого характера.

Спасибо за урок. Удачи всем!

Приложение.