Логопедическое занятие в форме КВН для учащихся начальных классов коррекционной школы VIII-го вида по теме "В стране правильной речи"

Разделы: Логопедия


Цели урока:

Коррекционно-образовательные: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, закрепление представлений о зиме и её приметах, уточнение, совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мышления; мелкой и крупной моторики, координации речи с движением, развитие речевого дыхания, развитие лексического словаря по теме “Зима”, “Сказки”, “Животные”.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Создание эмоционально-позитивного настроя, духа соревнования, привитие стремления познать новое.

Оборудование: Презентация, запись музыки Чайковского “Времена года”, музыка КВН, музыка из мультфильма “Чунга-Чанга”, музыка из кинофильма “Кавказская пленница”, эмблемы участников, костюмы для выступления команд

Место проведения: класс.

Ход КВНа

Приветствие гостям и болельщикам в зале.

Логопед:

Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро, приветливым, милым!
И каждый становится добрым, доверчивым –
Пусть доброе утро длится до вечера!

На логопедических занятиях мы много путешествуем по стране Звуков и Букв. Мы многому учимся. Сегодня ребята будут проявлять свои знания, смекалку, находчивость, все то, чему они научились на занятиях. Сегодня у нас КВН. Это конкурс-соревнование веселых и находчивых людей.

Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН "". Презентация. Слайд 1.

Сегодня в нем участвуют 2 команды: "Почемучки" и "Умники и умницы".

Логопед: 1 конкурс называется “Визитная карточка”. В нём участники команды должны представить себя и свою команду. Оценивать выступление команд будет жюри. Сегодня в нашем клубе весёлых и находчивых гости. Они и будут нашим компетентным жюри. Итак, приветствуем участников нашего КВН. Первыми приглашается команда "Почемучки", которую ведет капитан: Пшеничников Стас. Встречайте (под аплодисменты и музыку входят дети). Слайд 2.

Дети:

Наш девиз:

Мы – ребята "Почемучки"
Это вам – не белоручки,
Знать мы многое хотим!
Вас, друзья, мы победим!

Логопед: А теперь, друзья, встречаем команду "Умники и умницы", которую ведет капитан: Давыдова Вера.

Слайд 3

Дети:

Наш девиз:

Будем умничать, друзья?

– Да!

– По-другому нам нельзя?

– Да!

– Ну, а если вдруг ничья?

– Не беда! С нами дружба навсегда!

Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

Приветствие “Доброе пожелание”.

Логопед: Прошу участников команд встать в круг. Для того чтобы настроится на КВН, мы с вами немного поиграем. Мы будем обращаться друг к другу, и говорить пожелания.

Даниил, я желаю тебе успехов в сегодняшней игре. Обращение детей друг к другу.

А теперь пожелаем друг другу удачи!

2 конкурс: "Разминка". Слайд 4

Логопед: следующий конкурс называется "Разминка". Тема конкурса “Зимние сказки”. Командам будут задаваться вопросы, сначала вопросы задаются команде "Почемучки". Внимание, вопрос задаётся конкретному игроку.

Команда "Почемучки".

  • Сказка о снежной девочке, которую вылепили из снега старик со старухой. (Снегурочка)
  • В этой сказке злая мачеха отправляет падчерицу в лес замерзать, в лесу падчерица встречает Деда Мороза и своим умом и добротой заслуживает его расположение и получает много подарков. (Морозко)
  • Сказка о мальчике, которого заколдовала и увезла в своё ледяное царство королева из снега. (Снежная королева)

Логопед: а теперь вопросы Команда” Умники и умницы".

  • Сказка о 12 братьях, которые, не смотря на законы природы, помогли одной девочке достать зимой подснежники. (12 месяцев)
  • Сказка о Емеле, который поймал щуку, а щука та была волшебной и исполняла все желания. (По щучьему велению)
  • Сказка о том, как 2 брата мороза зимой решили погулять в поле и поморозить людей. (2 мороза)

Логопед: Ребята, чтобы перейти к следующему конкурсу, отгадайте загадку. Кто быстрее отгадает, та команда и получит очко.

Наступили холода
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
Дети: зимой

Логопед: Ребята, сейчас у нас тоже зима. А что бывает зимой? (Ответы детей) Зимой идёт снег, очень холодно.

Дыхательное упражнение.

Представим, что мы на прогулке и наши руки замёрзли. Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: “Х-х-х” и потрём ладошки.

Логопед: гуляя зимой на улице, можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки прохладной водой). А ещё мы делаем массаж “Неболейка”.

Массаж биологически активных точек “Неболейка”.

Звучит музыка Чайковского “Времена года. Ноябрь”.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)

“Вилку” пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)

Знаем, знаем, да – да – да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

3 конкурс: "Когда это бывает?" Слайд 5

Логопед: Следующий конкурс называется "Когда это бывает? "

Команда "Почемучки".

  • назовите животных, которые впадают на зиму в спячку? (летучие мыши, медведи, барсуки, еноты)
  • назовите животных, которые запасают на зиму корм?  (кроты, куницы, медведи, белки, бобры)
  • как называется явление природы, когда идет снег? (снегопад)
  • в какое время года бывает ледоход? (весна)
  • какой месяц "Год кончает, а зиму начинает?" (декабрь)
  • месяц-ветродуй? (Февраль)

Команда "Умники и умницы". Слайд 6

  • У кого из животных появляются зимой детёныши? (У медведей)
  • У каких птиц зимой появляются птенцы? (клест, глухарь)
  • В каких странах нет зимы? (Африка, Австралия, Египет)
  • Где самая холодная, суровая зима? В Якутии
  • Кто убирает снег на улицах города? (снегоочистительная машина)
  • В какое время года у животных бывает линька? (весной, когда сбрасывается густая зимняя шерсть, и осенью, когда нарастает тёплый зимний покров).

4 конкурс: “Собери слово”.

Логопед: Следующий конкурс называется “Собери слово”. Из рассыпанных букв нужно собрать слово, обозначающее животное. Слайд 7

Команда "Почемучки". (По 4 слова каждой команде)

ВЛОК-ВОЛК
ЛИАС-ЛИСА
ВЕДМЕДЬ-МЕДВЕДЬ
ЗАЦЯ-ЗАЯЦ

Команда” Умники и умницы".

ТОК-КОТ
ЗАКО-КОЗА
БАСОКА-СОБАКА
РОКОВА-КОРОВА

5 конкурс: Игра "Хорошо-плохо".

Логопед: команда “Почемучки”. За одну минуту привести как можно больше доказательств о том, что зима – хорошо. 2 раза один ответ не повторять.

Логопед: Команда "Умники и умницы". За одну минуту привести как можно больше доказательств о том, что зима – плохо. Для того, чтобы подумать даётся 5 минут.

6 конкурс “Музыкальное домашнее задание”.

Логопед: следующий конкурс называется “Музыкальное домашнее задание”. Командам даётся время на подготовку. Команды уходят.

А в это время я проведу игру со зрителями.

Дидактическая игра со зрителями. Слайд 8

Логопед: Пока команды готовятся, я буду задавать вопросы зрителям в классе.

Все его зимой боятся – больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос, ведь на улице ... (мороз)

С неба он летит зимой, не ходи теперь босой,
Знает каждый человек, что всегда холодный ... (снег)

Под ногами у меня деревянные друзья. Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой… (лыжи)

Не сосите, сорванцы, ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки, Потому что ел ... (сосульки)

Он когда-то был водой, но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год на реке мы видим ... (лед)

6 конкурс “Музыкальное домашнее задание”. Команды поют песни о КВН. Слайд 9

7 конкурс “Конкурс капитанов”.

Логопед: командирам команд необходимо составить из букв слово по теме “Зима” и выполнить звуковой анализ слов.

Вот и пришло время окончания нашего КВНа. (Звучит музыка КВН). Предоставляем слово нашим членам жюри. Поздравления. Награды.

Используемая литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение,1989.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Ткаченко Т.А. Речь и моторика.– Москва,ЭКСМО, 2007.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.

Презентация