Увлекательный мир фразеологии

Разделы: Русский язык


Цель урока: Развитие речи и обогащение словарного запаса языка обучающихся через урок фразеологии.

Задачи урока:

  1. Открыть для обучающихся богатство русского языка на примере употребления в речи фразеологизмов;
  2. Развить навыки выявления фразеологизмов в тексте;
  3. Воспитать чувство уважения и внимательного отношения к своей речи и речи окружающих.

Оборудование: доска, рисунки фразеологизмов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики. Сегодня мы вновь повстречаемся с увлекательным миром фразеологии.

2. Сообщение темы и цели урока. (На 1. и 2. ушло 3 мин.)

Учитель: Тема нашего урока так и звучит: увлекательный мир фразеологии. Цель урока – развитие речи и обогащение словарного запаса языка на примере употребления в речи фразеологизмов.

Мы с вами будем работать в группах. Три команды по семь человек. В каждой команде выберите капитана. Придумайте название для своих команд. За каждое верное задание вы будете получать жетон.

Ученики: Первая команда готова. Мы команда Фаворит, наш капитан Терентьев Илья.

(Представляются все команды)

3. Актуализация знаний, умений, навыков. (3 мин.)

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое фразеология? Что изучает фразеология? Где мы можем встретиться с фразеологизмами? Кто их изобрёл?

Ученики: Фразеология – это раздел науки о языке, который изучает устойчивые выражения и словосочетания, употребляемые в переносном значении. Носитель языка является их создателем и употребляет фразеологизмы в своей повседневной речи.

4. Закрепление. (Задания по карточкам 33 мин)

(На первое задание 3 мин.)

Учитель: Сейчас каждая команда получает первое задание. Вам необходимо дописать четверостишие фразеологизмом и объяснить его. За каждый верный ответ команда получает жетон.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой не разольешь. (1)

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут. (2)

Товарищ просит твой украдкой
Ответы дать списать с тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу. (3)

(Второе задание – 6 мин.)

Учитель: Следующее задание называется “Фразеологический зверинец”. Каждая команда получает карточку с таблицей. Как вы считаете, почему это задание называется фразеологический зверинец?

Фразеологический зверинец

  1. Заморить червячка
  2. Извиваться ужом
  3. Короче воробьиного носа
  4. Белая ворона
  5. Козёл отпущения
  6. Играть в кошки-мышки
  7. Комар носа не подточит
  8. Заливаться соловьём
  9. Писать как курица лапой
  10. Медведь на ухо наступил
               

Ученики: Во фразеологизмах употреблено название животных, которые находятся в левой колонке.

Учитель: Молодцы, вы абсолютно правы! А в правой колонке вам необходимо дать толкование этих выражений. На ваших столах лежат фразеологические словари, которыми вы можете воспользоваться. За каждый верный ответ команда получает жетон. Желаю удачи!

(Третье задание – 10 мин)

Учитель: Ребята, давайте подумаем, только ли в нашем родном для нас русском языке существуют фразеологизмы. В каких ещё языках мира они живут?

Ученики: В немецком, английском, японском, китайском языке и во многих других языках мира.

Учитель: Следующее задание называется “Иностранные, но столь же родные фразеологизмы”. Давайте с ними познакомимся. Каждая команда получает по карточке, в которой есть фразеологизмы в двух колонках. В левой колонке – русские фразеологизмы, в правой – иностранные. Вам необходимо соединить стрелочками эти устойчивые выражения, если считаете, что их смысл совпадает. Задание непростое, желаю успехов! За каждый верный ответ команда получает жетон.

Русские фразеологизмы Иностранные фразеологизмы
Нем как рыба
Ни к селу ни к городу
Хлебнуть горя
Ходить вокруг да около
Хоть шаром покати
Кататься как сыр в масле
Душа на распашку
1) Околачиваться вокруг куста (англ)
2) Жить как петух в мармеладе (франц)
3) Голо как кость (англ)
4) Нем как устрица (англ)
5) С сердцем в руке (испанский)
6) Ни там ни здесь (англ)
7) Понюхать ад (англ)

(Физкультурная разминка – 2 мин)

(Четвертое задание – 12 мин)

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с удивительным миром фразеологии. К вам в руки попал текст, в котором спрятались устойчивые выражения и словосочетания. Давайте их найдем! Ваша задача – выписать и объяснить фразеологизмы. За каждый верный ответ команда получает жетон.

Текст № 1: Как-то сын пришел, повесив нос, с двойкой. Я узнала, метала громы и молнии. Так он у меня летал по квартире, оглянуться не успела, вмиг все уроки на зубок выучил. На следующий день пятёрку принёс и почивал на лаврах.

Текст №2: А мой сын бил баклуши, целыми днями работал, спустя рукава, одноклассникам на переменах палки в колеса вставлял. Да и нас за нос водил со своими оценками, лапшу на уши вешал.

Текст № 3: У нас вчера лампочки в коридоре перегорели. Сын пришел домой, ни зги не видно. Он, как слон в посудной лавке, всё снёс, камня на камне не оставил. Потом, не разгибая спины, убирался.

Ученики справляются с последним заданием, объясняют фразеологизмы.

Учитель: Ребята, а как вы считаете, почему фразеологизмы столь любимы и так широко употребляются в речи носителем языка, т.е. нами, людьми?

Ученики: Наверное, людям они очень дороги, потому что связаны с жизнью. А также фразеологизмы имеют эмоциональную окраску и становятся весёлыми, интересными и живыми.

5. Домашнее задание. (1 мин)

Учитель: Я вас поздравляю с тем, что вы справились со всеми заданиями. А сейчас открыли дневники и записали домашнее задание. Нарисуйте, пожалуйста, такой фразеологизм, который вам особенно понравился.

6. Итог урока. (5 мин)

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а что нового вы сегодня узнали о фразеологизмах? В чём вы видите их ценность? Зачем они нужны в речи?

Ученик: Я узнал, что фразеологизмы есть не только в русском языке, а также во всех языках мира. Ценность их в том, что с ними в речи интереснее и веселее, они нужны для точности мысли и для красоты!

Учитель: Молодцы! А сейчас, подсчитав количество жетонов, объявим победителей и даруем им титул “Светлые головы” до следующего урока фразеологии.

Спасибо за урок!