Цель урока: Развитие речи и обогащение словарного запаса языка обучающихся через урок фразеологии.
Задачи урока:
- Открыть для обучающихся богатство русского языка на примере употребления в речи фразеологизмов;
- Развить навыки выявления фразеологизмов в тексте;
- Воспитать чувство уважения и внимательного отношения к своей речи и речи окружающих.
Оборудование: доска, рисунки фразеологизмов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики. Сегодня мы вновь повстречаемся с увлекательным миром фразеологии.
2. Сообщение темы и цели урока. (На 1. и 2. ушло 3 мин.)
Учитель: Тема нашего урока так и звучит: увлекательный мир фразеологии. Цель урока – развитие речи и обогащение словарного запаса языка на примере употребления в речи фразеологизмов.
Мы с вами будем работать в группах. Три команды по семь человек. В каждой команде выберите капитана. Придумайте название для своих команд. За каждое верное задание вы будете получать жетон.
Ученики: Первая команда готова. Мы команда Фаворит, наш капитан Терентьев Илья.
(Представляются все команды)
3. Актуализация знаний, умений, навыков. (3 мин.)
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое фразеология? Что изучает фразеология? Где мы можем встретиться с фразеологизмами? Кто их изобрёл?
Ученики: Фразеология – это раздел науки о языке, который изучает устойчивые выражения и словосочетания, употребляемые в переносном значении. Носитель языка является их создателем и употребляет фразеологизмы в своей повседневной речи.
4. Закрепление. (Задания по карточкам 33 мин)
(На первое задание 3 мин.)
Учитель: Сейчас каждая команда получает первое задание. Вам необходимо дописать четверостишие фразеологизмом и объяснить его. За каждый верный ответ команда получает жетон.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой не разольешь. (1)
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут. (2)
Товарищ просит твой украдкой
Ответы дать списать с тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу. (3)
(Второе задание – 6 мин.)
Учитель: Следующее задание называется “Фразеологический зверинец”. Каждая команда получает карточку с таблицей. Как вы считаете, почему это задание называется фразеологический зверинец?
Фразеологический зверинец |
|
|
Ученики: Во фразеологизмах употреблено название животных, которые находятся в левой колонке.
Учитель: Молодцы, вы абсолютно правы! А в правой колонке вам необходимо дать толкование этих выражений. На ваших столах лежат фразеологические словари, которыми вы можете воспользоваться. За каждый верный ответ команда получает жетон. Желаю удачи!
(Третье задание – 10 мин)
Учитель: Ребята, давайте подумаем, только ли в нашем родном для нас русском языке существуют фразеологизмы. В каких ещё языках мира они живут?
Ученики: В немецком, английском, японском, китайском языке и во многих других языках мира.
Учитель: Следующее задание называется “Иностранные, но столь же родные фразеологизмы”. Давайте с ними познакомимся. Каждая команда получает по карточке, в которой есть фразеологизмы в двух колонках. В левой колонке – русские фразеологизмы, в правой – иностранные. Вам необходимо соединить стрелочками эти устойчивые выражения, если считаете, что их смысл совпадает. Задание непростое, желаю успехов! За каждый верный ответ команда получает жетон.
Русские фразеологизмы | Иностранные фразеологизмы |
Нем как рыба Ни к селу ни к городу Хлебнуть горя Ходить вокруг да около Хоть шаром покати Кататься как сыр в масле Душа на распашку |
1) Околачиваться вокруг куста (англ) 2) Жить как петух в мармеладе (франц) 3) Голо как кость (англ) 4) Нем как устрица (англ) 5) С сердцем в руке (испанский) 6) Ни там ни здесь (англ) 7) Понюхать ад (англ) |
(Физкультурная разминка – 2 мин)
(Четвертое задание – 12 мин)
Учитель: Мы продолжаем знакомиться с удивительным миром фразеологии. К вам в руки попал текст, в котором спрятались устойчивые выражения и словосочетания. Давайте их найдем! Ваша задача – выписать и объяснить фразеологизмы. За каждый верный ответ команда получает жетон.
Текст № 1: Как-то сын пришел, повесив нос, с двойкой. Я узнала, метала громы и молнии. Так он у меня летал по квартире, оглянуться не успела, вмиг все уроки на зубок выучил. На следующий день пятёрку принёс и почивал на лаврах.
Текст №2: А мой сын бил баклуши, целыми днями работал, спустя рукава, одноклассникам на переменах палки в колеса вставлял. Да и нас за нос водил со своими оценками, лапшу на уши вешал.
Текст № 3: У нас вчера лампочки в коридоре перегорели. Сын пришел домой, ни зги не видно. Он, как слон в посудной лавке, всё снёс, камня на камне не оставил. Потом, не разгибая спины, убирался.
Ученики справляются с последним заданием, объясняют фразеологизмы.
Учитель: Ребята, а как вы считаете, почему фразеологизмы столь любимы и так широко употребляются в речи носителем языка, т.е. нами, людьми?
Ученики: Наверное, людям они очень дороги, потому что связаны с жизнью. А также фразеологизмы имеют эмоциональную окраску и становятся весёлыми, интересными и живыми.
5. Домашнее задание. (1 мин)
Учитель: Я вас поздравляю с тем, что вы справились со всеми заданиями. А сейчас открыли дневники и записали домашнее задание. Нарисуйте, пожалуйста, такой фразеологизм, который вам особенно понравился.
6. Итог урока. (5 мин)
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а что нового вы сегодня узнали о фразеологизмах? В чём вы видите их ценность? Зачем они нужны в речи?
Ученик: Я узнал, что фразеологизмы есть не только в русском языке, а также во всех языках мира. Ценность их в том, что с ними в речи интереснее и веселее, они нужны для точности мысли и для красоты!
Учитель: Молодцы! А сейчас, подсчитав количество жетонов, объявим победителей и даруем им титул “Светлые головы” до следующего урока фразеологии.
Спасибо за урок!