Тема урока: "Что за листья?"

Разделы: Начальная школа


Цели: учить распознавать природные объекты, различать листья наиболее распространённых пород, расширить представления об осенних изменениях в жизни лиственных растений, развивать наблюдательность, память, мышление, воспитывать любовь к природе.

Учебные материалы: учебник «Мир вокруг нас»,1 класс (автор А.А.Плешаков); рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас»,1 класс (автор А.А.Плешаков), 1 часть; атлас-определитель «От земли до неба» (автор А.А.Плешаков); листья лиственных деревьев; Презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

 1. Звучит музыка П.И.Чайковского  «Времена года. Осень».  На её фоне учитель читает стихотворение.  (Слайд 2)

Повязала Осень пёстрый фартук
И ведёрки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
Как хорошо в гостях у Осени
Среди деревьев золотых!
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.

– Что вы представили себе, когда слушали  стихотворение и музыку?
– Как называют эту пору осени?  (Золотая осень)
– Почему?  (Листья желтеют, становятся такого же цвета, как золото)
– Какого цвета осень?
– Скажите, пожалуйста, сколько месяцев продолжается осень? (3)
– Назовите осенние месяцы.  (Сентябрь, октябрь, ноябрь)   (Слайд 2)
– В каком месяце мы наблюдаем золотую осень?  (В сентябре)
– К кому же мы сегодня отправляемся в гости?  (Отправляемся в гости к осени)

2. – А кто нас будет сопровождать в нашем осеннем путешествии, вы узнаете, отгадав загадку:

Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)

(Слайд 3)

Игра «Назови приметы осени»

– Давайте поиграем. Передавая друг другу осенний листок, назовите приметы осени. (На улице стало холодно; солнце светит мало, прячется за тучи; тучи на небе серые, темные, синие; часто идет дождь; листочки опадают с деревьев; трава пожелтела; птицы улетают в теплые края; звери готовятся к зиме; дует холодный ветер, листья меняют свою окраску и т.д.)

– Молодцы, вы правильно назвали осенние приметы.

III. Формулировка темы урока и задач

– Посмотрите, сколько листьев лежит у вас на партах.
– Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать сегодня ответ? 
– Чтобы сформулировать вопрос, вспомните, как называется раздел, который мы изучаем. (Что и кто?)
– На какой же вопрос мы  должны ответить в ходе урока? (Что это за листья?)
– Откройте учебник на странице 14. Прочитайте, какой вопрос задают нам Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик.
– Посмотрите на задания учебника. Какие задачи вы поставите для себя на урок? (Научиться распознавать листья; узнать, почему листья опадают)

IV. Изучение нового материала

1. Беседа о листопаде

Работа по учебнику, с. 14.
– Рассмотрите изображённые листья. В какое время года они бывают такие разноцветные?
– Как называется явление природы, когда листья падают с деревьев? (Листопад)  
(Слайд 4)
– Почему же листья опадают? Как вы думаете? (Ученики высказывают предположения).
– Вы знаете, что осенью становится холоднее. Листья не могут жить так же,  как в тёплые дни. Вокруг ножки листа нарастает слой, который не пропускает воду и питательные вещества к листу (показать на ветке клёна). Он меняет свою окраску, постепенно засыхает и с помощью ветра опадает. Так дерево готовится к зиме).
– Как вы, ребята, поняли, почему опадают листья?

Физкультминутка (Слайд 5)  

– А сейчас давайте превратимся в листики.

Подул ветерок, начали качаться веточки (поднять руки вверх и покачать).
Зашелестели листочки (пошевелить пальчиками),
И полетели (взмахи руками).

2. Практическая работа по определению листьев деревьев. Знакомство со строением листа и видами.

– Рассмотрите листья, которые лежат у вас на партах. Вот какие красивые опавшие листья мы с вами собрали на экскурсии и принесли в класс. Одинаковые ваши листья или разные? Чем они отличаются друг от друга?
– Давайте определим, от каких деревьев эти листья.
– О каком листке эта загадка?

Красная ладошка
Упала    на дорожку. (Лист клёна) (Слайд 6)

– С чем в загадке сравнивается кленовый листок? Почему?
– Покажите кленовые листья. Какие они по цвету? Отложите их в сторону.
– Листья какого ещё дерева вы легко узнали? (Дуба) (Слайд 7)
– Листья дуба отличаются от других листьев. Их как будто аккуратно, плавно вырезали ножницами.
– Какого цвета листья дуба? Покажите их. Отложите к листьям клёна.
– Послушайте новую загадку:

Стоит Алёна –
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

– О каком дереве речь? (О берёзе) (Слайд 8)  
– Найдите на странице 14 учебника рисунок листа берёзы. А теперь выберите среди оставшихся на парте листочков такие же. Какого цвета листья берёзы?
– Существует народная примета – если листья у берёзы начинают желтеть с верхушки, то ждите ранней весны, а если снизу – поздней.
– Лист какого ещё дерева изображён у вас в учебнике? (Лист осины)  (Слайд 9)  
– Есть у вас на партах листья осины? Рассмотрите их. Какого они цвета?
– Сравните листья, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру. Но есть у них и сходство. Какое? Кто заметил?
– Все они состоят из черешка и листовой пластинки (учитель показывает). Покажите черешок у листа берёзы. А теперь у осины. Сравните их.
– Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тоненький. Поэтому при малейшем дуновении ветра листья осины начинают дрожать, трепетать. Отсюда пошло выражение «трепетная осинка».
– Посмотрите на листовые пластины. Сколько на черешке листовых пластин у дуба, берёзы, клёна, осины? (1)
– Такой лист называют простым.
– Но листовых пластинок на черешке может быть несколько, тогда лист будет сложным. (Слайд 10)
– Если у вас есть такие – поднимите.
– От какого он дерева? (От рябины) (Слайд 11)  
(Если дети не могут назвать дерево, то класс работает по атласу-определителю на странице 84.)
– Народ давно заметил, что если рябины в лесу уродилось много, то осень будет дождливая, а зима – морозная.

3. Закрепление (Слайд 12)  

– Посмотрите ещё раз на рисунок в учебнике. Расскажите, листья каких деревьев нарисованы? Сколько листьев клёна вы видите? Сколько листьев берёзы, осины? О скольких деревьях мы говорили на уроке? (Дети поднимают карточки с цифрами.)
– Посмотрите на страницу 15, как невесело стало Мудрой Черепахе и Муравью Вопросику. (Слайд 13)
– Они прячутся от холодного дождя под зонтиками. А что напоминают вам их зонтики?  (Листья дуба, берёзы, клёна)   

Физкультминутка

Мы листики осенние,                                     руки вверх
На ветках мы сидим.                                      шевелят пальчиками
Дунул ветер – полетели.                                взмахи руками
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.                                    присесть
Ветер снова набежал                                      руки вверх, покачать руками
И листочки все поднял.                                  встать
Закружились, полетели,                                 покружиться
На урок к нам прилетели.                               взмахи руками

V. Творческая работа

(Слайд 14)  

– Мы рассматривали листья, которые изменили свой цвет по желанию осени. Найдите рисунок вверху на странице 15. Узнайте листья. Это сделать труднее. Почему? (Они не раскрашены.)
– Назовите листья деревьев, которые вы узнали. (Берёзовые, дубовые, кленовые, рябиновые, каштановые листья.)
– Теперь вам самим предстоит раскрасить листья разных деревьев по собственному желанию. Но какое условие вы должны соблюдать, прочитаем в задании. (Раскрасить листья в каждой паре так, чтобы слева был лист летней окраски, а справа – осенней.)

Самостоятельная работа

– Закрашивайте аккуратно, ровно.

Ребята работают под музыку  П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь».
Проверка.

– Какая летняя окраска у листьев? А осенняя?

VI. Обобщение

– Листьях каких деревьев научились различать ?
– Что происходит с листьями осенью?
– Почему опадают листья?

VII. Домашнее задание (Слайд 15)  

Рабочая тетрадь, с.6.

VIII. Рефлексия. Наряжаем осеннее дерево

–Возьмите листочек, вырезанный из бумаги. С какого он дерева?
– Этот листок нужно раскрасить. Если вы были активны, умеете различать все листочки, то закрасьте жёлтым цветом. Если у вас что-то не получалось, вам надо ещё потренироваться в различении листочков, закрасьте красным.
– Прикрепите свой листочек на доску.
– Давайте полюбуемся нашим осенним деревом.
– Молодцы! Спасибо за работу.

Список литературы:

1. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»; 1 класс; к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс» / Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.