Цели: учить распознавать природные объекты, различать листья наиболее распространённых пород, расширить представления об осенних изменениях в жизни лиственных растений, развивать наблюдательность, память, мышление, воспитывать любовь к природе.
Учебные материалы: учебник «Мир вокруг нас»,1 класс (автор А.А.Плешаков); рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас»,1 класс (автор А.А.Плешаков), 1 часть; атлас-определитель «От земли до неба» (автор А.А.Плешаков); листья лиственных деревьев; Презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Осень». На её фоне учитель читает стихотворение. (Слайд 2)
Повязала Осень пёстрый фартук
И ведёрки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
Как хорошо в гостях у Осени
Среди деревьев золотых!
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес, багрян и тих.
– Что вы представили себе, когда слушали
стихотворение и музыку?
– Как называют эту пору осени? (Золотая
осень)
– Почему? (Листья желтеют, становятся
такого же цвета, как золото)
– Какого цвета осень?
– Скажите, пожалуйста, сколько месяцев
продолжается осень? (3)
– Назовите осенние месяцы. (Сентябрь,
октябрь, ноябрь) (Слайд 2)
– В каком месяце мы наблюдаем золотую осень? (В
сентябре)
– К кому же мы сегодня отправляемся в гости? (Отправляемся
в гости к осени)
2. – А кто нас будет сопровождать в нашем осеннем путешествии, вы узнаете, отгадав загадку:
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)
(Слайд 3)
Игра «Назови приметы осени»
– Давайте поиграем. Передавая друг другу осенний листок, назовите приметы осени. (На улице стало холодно; солнце светит мало, прячется за тучи; тучи на небе серые, темные, синие; часто идет дождь; листочки опадают с деревьев; трава пожелтела; птицы улетают в теплые края; звери готовятся к зиме; дует холодный ветер, листья меняют свою окраску и т.д.)
– Молодцы, вы правильно назвали осенние приметы.
III. Формулировка темы урока и задач
– Посмотрите, сколько листьев лежит у вас на
партах.
– Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать
сегодня ответ?
– Чтобы сформулировать вопрос, вспомните, как
называется раздел, который мы изучаем. (Что и
кто?)
– На какой же вопрос мы должны ответить в ходе
урока? (Что это за листья?)
– Откройте учебник на странице 14. Прочитайте,
какой вопрос задают нам Мудрая Черепаха и
Муравей Вопросик.
– Посмотрите на задания учебника. Какие задачи
вы поставите для себя на урок? (Научиться
распознавать листья; узнать, почему листья
опадают)
IV. Изучение нового материала
1. Беседа о листопаде
Работа по учебнику, с. 14.
– Рассмотрите изображённые листья. В какое время
года они бывают такие разноцветные?
– Как называется явление природы, когда листья
падают с деревьев? (Листопад)
(Слайд 4)
– Почему же листья опадают? Как вы думаете? (Ученики
высказывают предположения).
– Вы знаете, что осенью становится холоднее.
Листья не могут жить так же, как в тёплые дни.
Вокруг ножки листа нарастает слой, который не
пропускает воду и питательные вещества к листу
(показать на ветке клёна). Он меняет свою окраску,
постепенно засыхает и с помощью ветра опадает.
Так дерево готовится к зиме).
– Как вы, ребята, поняли, почему опадают листья?
Физкультминутка (Слайд 5)
– А сейчас давайте превратимся в листики.
Подул ветерок, начали качаться веточки (поднять руки вверх и покачать).
Зашелестели листочки (пошевелить пальчиками),
И полетели (взмахи руками).
2. Практическая работа по определению листьев деревьев. Знакомство со строением листа и видами.
– Рассмотрите листья, которые лежат у вас на
партах. Вот какие красивые опавшие листья мы с
вами собрали на экскурсии и принесли в класс.
Одинаковые ваши листья или разные? Чем они
отличаются друг от друга?
– Давайте определим, от каких деревьев эти
листья.
– О каком листке эта загадка?
Красная ладошка
Упала на дорожку. (Лист клёна) (Слайд 6)
– С чем в загадке сравнивается кленовый листок?
Почему?
– Покажите кленовые листья. Какие они по цвету?
Отложите их в сторону.
– Листья какого ещё дерева вы легко узнали? (Дуба)
(Слайд 7)
– Листья дуба отличаются от других листьев. Их
как будто аккуратно, плавно вырезали ножницами.
– Какого цвета листья дуба? Покажите их. Отложите
к листьям клёна.
– Послушайте новую загадку:
Стоит Алёна –
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
– О каком дереве речь? (О берёзе) (Слайд
8)
– Найдите на странице 14 учебника рисунок листа
берёзы. А теперь выберите среди оставшихся на
парте листочков такие же. Какого цвета листья
берёзы?
– Существует народная примета – если листья у
берёзы начинают желтеть с верхушки, то ждите
ранней весны, а если снизу – поздней.
– Лист какого ещё дерева изображён у вас в
учебнике? (Лист осины) (Слайд 9)
– Есть у вас на партах листья осины? Рассмотрите
их. Какого они цвета?
– Сравните листья, о которых мы говорим. Все они
разные по цвету и размеру. Но есть у них и
сходство. Какое? Кто заметил?
– Все они состоят из черешка и листовой
пластинки (учитель показывает). Покажите
черешок у листа берёзы. А теперь у осины. Сравните
их.
– Черешок у осинового листочка длинный,
сплюснутый в верхней части, а в середине совсем
тоненький. Поэтому при малейшем дуновении ветра
листья осины начинают дрожать, трепетать. Отсюда
пошло выражение «трепетная осинка».
– Посмотрите на листовые пластины. Сколько на
черешке листовых пластин у дуба, берёзы, клёна,
осины? (1)
– Такой лист называют простым.
– Но листовых пластинок на черешке может быть
несколько, тогда лист будет сложным. (Слайд 10)
– Если у вас есть такие – поднимите.
– От какого он дерева? (От рябины) (Слайд
11)
(Если дети не могут назвать дерево, то класс
работает по атласу-определителю на странице 84.)
– Народ давно заметил, что если рябины в лесу
уродилось много, то осень будет дождливая, а зима
– морозная.
3. Закрепление (Слайд 12)
– Посмотрите ещё раз на рисунок в учебнике.
Расскажите, листья каких деревьев нарисованы?
Сколько листьев клёна вы видите? Сколько листьев
берёзы, осины? О скольких деревьях мы говорили на
уроке? (Дети поднимают карточки с цифрами.)
– Посмотрите на страницу 15, как невесело стало
Мудрой Черепахе и Муравью Вопросику. (Слайд 13)
– Они прячутся от холодного дождя под зонтиками.
А что напоминают вам их зонтики? (Листья
дуба, берёзы, клёна)
Физкультминутка
Мы листики осенние, руки вверх
На ветках мы сидим. шевелят пальчиками
Дунул ветер – полетели. взмахи руками
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. присесть
Ветер снова набежал руки вверх, покачать руками
И листочки все поднял. встать
Закружились, полетели, покружиться
На урок к нам прилетели. взмахи руками
V. Творческая работа
(Слайд 14)
– Мы рассматривали листья, которые изменили
свой цвет по желанию осени. Найдите рисунок
вверху на странице 15. Узнайте листья. Это сделать
труднее. Почему? (Они не раскрашены.)
– Назовите листья деревьев, которые вы узнали. (Берёзовые,
дубовые, кленовые, рябиновые, каштановые листья.)
– Теперь вам самим предстоит раскрасить листья
разных деревьев по собственному желанию. Но
какое условие вы должны соблюдать, прочитаем в
задании. (Раскрасить листья в каждой паре так,
чтобы слева был лист летней окраски, а справа –
осенней.)
Самостоятельная работа
– Закрашивайте аккуратно, ровно.
Ребята работают под музыку П. И.
Чайковского «Времена года. Октябрь».
Проверка.
– Какая летняя окраска у листьев? А осенняя?
VI. Обобщение
– Листьях каких деревьев научились различать ?
– Что происходит с листьями осенью?
– Почему опадают листья?
VII. Домашнее задание (Слайд 15)
Рабочая тетрадь, с.6.
VIII. Рефлексия. Наряжаем осеннее дерево
–Возьмите листочек, вырезанный из бумаги. С
какого он дерева?
– Этот листок нужно раскрасить. Если вы были
активны, умеете различать все листочки, то
закрасьте жёлтым цветом. Если у вас что-то не
получалось, вам надо ещё потренироваться в
различении листочков, закрасьте красным.
– Прикрепите свой листочек на доску.
– Давайте полюбуемся нашим осенним деревом.
– Молодцы! Спасибо за работу.
Список литературы:
1. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»; 1 класс; к учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс» / Е.М.Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.