Разность. Название компонентов и результата действия

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок введения нового знания.

Цели урока:

  • Сформировать умение записывать и читать выражения с действием вычитания (раскрыть его предметный смысл).
  • Учить пользоваться соответствующей терминологией: «уменьшаемое, вычитаемое, разность», «минус».
  • Способствовать развитию приемов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
  • Развивать внимание, умение мыслить, рассуждать.
  • Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • объяснительно-иллюстративного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой деятельности;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся должны знать названия компонентов и результата действия вычитания, уметь читать разности чисел пользуясь математической терминологией;
  • повышение активности на уроках;
  • улучшение результатов обучения.

Оборудование к уроку: проектор, презентация, таблицы с шагами деятельности, сигнальные карточки с цифрами, карточки с заданиями, числовой ряд, мешочек с предметами, смайлики.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Слайд 1.

Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Сейчас начнем урок!

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет на всем радость общения.

– Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Актуализация имеющихся знаний.

– Урок начнем с устного счета:

Счет от 1 до10, прямой и обратный.
Назовите число, которое следует за числом 5, 3, 9.
Назовите число, которое предшествует числу 4, 6, 8.
Назовите соседей числа 7 (6 и 8).
Назовите число, которое  стоит между числами 4 и 6 (5).

– Сегодня на уроке нам понадобятся все наши знания и умения, чтобы совершить еще одно маленькое открытие.
– Повторим состав чисел. Каждый из вас работает с набором цифр.

(Дети, вспоминая состав чисел, показывают карточки с цифрами)

Слайд №2

У домика утром
Два зайца сидели и дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит?  (2 это 1 и 1)

Слайд №3

Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?  (7 это 2 и 5)

Слайд №4

Три яблока из сада ежик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке!  (3 это 2 и 1)

Слайд №5

Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?   (6 это 3 и 3)

Слайд №6

Восемь храбрых малышей,
Переходят брод ручей.
Один отстал: «Домой  я хочу!»
Сколько их пришло к ручью?  (8 это 1 и 7)

– Кто не ошибся?
– Кто допустил ошибки? Что нужно повторить?
– Какую работу выполняли? Для чего? (Повторяли  предыдущие и последующие числа; состав чисел.  Состав числа нужно хорошо знать для того, чтобы не ошибиться при сложении чисел).

3. Карточка №1. Выполните вычисления. Запишите ответы в порядке возрастания.

Расшифруй слово, обозначающее результат математического действия.

2 + 2 =               Н                             3 – 2 =                 Р
4 + 2 =               С                             7 – 4 =                 З
1 + 4 =               О                             7 – 5 =                 А
3 + 4 =               Т                             10 – 2 =                Ь

1

2

3

4

5

6

7

8

Р

А

З

Н

О

С

Т

Ь

Слайд №7

– О каком же действии мы будем говорить сегодня на уроке? (О разности  чисел)

4. Постановка учебной задачи

Слайд №8

– Сосчитайте количество самолетов. (Самолетов 6)
– Самолеты поднялись в воздух и улетели. Сколько улетели? (Улетели 2 самолета)
– Какой математический знак можно использовать для решения этой задачи? (Знак минус)
– Почему? (Потому что самолетов стало меньшее)
– Какое выражение можно записать? (Кто-то из детей может правильно сказать 6 – 2)
– О каком же действие можно говорить, глядя на этот рисунок?
– Мы будем говорить о новом математическом действии «Вычитании» или по-другому о «Разности чисел»
– С этим действием вы сталкиваетесь в своей жизни? (Мешочек с предметами: каждый день убираете игрушки, делитесь конфетами, моете посуду и т.д.)
– А как записать выражение на вычитание? (Записывают пример на листочках маркерами)

Эталон на слайде №9

– Записать выражение на ВЫЧИТАНИЕ можно следующим образом: 6 – 2.
– Что обозначает каждое число? (6 – столько самолетов было; 2 – столько самолетов улетело)
(Предметов становится меньше)
– Сколько осталось самолетов? (Самолетов осталось 4)
– Кто из вас сможет составить выражения на действие вычитания?
(Составление детьми: 8 – 6; 3 – 1; 9 – 6 и т.д. Запись примеров на доске 2-3 учениками, остальные на листочках)
– Кто понял, что такое вычитание?  (Когда предметы убирают)
– Что скажете про количество предметов?
– Кто сможет сказать, как называются такие выражения?

1 шаг: может возникнуть затруднение. Вывешивается плакат «Чего я не знаю?»

– Мы не знаем, как называются такие выражения?

4. Открытие новых знаний

2 шаг: «Найду способ познания нового»

Обращение к учебнику с.33.  Чтение правила.

Слайд №10

– Такие выражения называются разностью чисел. Скажем хором! (Разность чисел)
– А как же называются числа при вычитании?
– Число, из которого вычитываем называется … (Уменьшаемое)
– Число, которое вычитаем называется… (Вычитаемое)
– Результат действия вычитания … (Значение разности)
– Прочитаем выражение 6 – 2 = 4  по разному.

Слайд №11

(6 минус 2 получится 4;
из 6 вычесть 2 равно 4;
разность чисел 6 и 2 равна 4;
уменьшаемое 6, вычитаемое 2, значение разности 4.)

Вывод:

– Открыли мы с вами новое?
– Что вы нового узнали?
– Где мы будем использовать полученные новые знания?

(При решении примеров, задач, уравнений).

5. Физкультминутка про зайчиков

Два притопа, два прихлопа,
Ежики, ежики.
Наковали, наковали,
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте,
Зайчики, зайчики.
Сели дружно, сели вместе
Сначала девочки, потом мальчики.

6. Первичное закрепление

Пробное действие. Задание на листочках. Решите примеры. Подчеркните зеленым цветом – уменьшаемое, синим – вычитаемое, красным – значение разности.

7 – 2 =                            8 – 4 =
6 – 1 =                            5 – 3 =

Взаимопроверка. Эталон на слайде №12

Выполнение задания с проговариванием.

7. Рабочая тетрадь

Задание №1, с.42

– Рассмотрите  иллюстрацию. Что обозначают палочки на картинке? (Сначала было 8 палочек)
– Сколько палочек зачеркнули? (Зачеркнули 2 палочки, их количество становится меньше).
– Какое это действие?  (Вычитание)
– Какое выражение можно записать по данному рисунку? (8 – 2 = 6)
– Что обозначает каждое число? (8 это столько было палочек; 2 палочек убрали; 6 это столько осталось палочек)
– Прочитаем по-разному данное выражение, пользуясь памяткой.

Слайд №13

(8 минус 2 получится 6; из 8 вычесть 2 равно 6; разность чисел 8 и 2 равна 6; уменьшаемое 8, вычитаемое 2, значение разности 6.)

Аналогично разбирается соседний рисунок, 1 ученик работает у доски. 3 примера выполняются самостоятельно. 3 ученика по цепочке работают у доски. Проверка фронтальная. Сравнение с доской.

Вывод:

– У кого нет ошибок?
– Кто допустил ошибки?
– Что нужно повторить? Над чем нужно еще поработать?

8/ Самостоятельная работа

Рабочая тетрадь: Задание №2, с. 42

Проверка по эталону.

Слайд №14

9. Итог урока

С чем познакомились? (Познакомились с действием вычитания)
– Чему учились на уроке? (Учились составлять, читать и  записывать выражения на вычитание).
– Что узнали нового?   (Узнали, как называются числа при вычитании)

Слайд №15

– Ребята, у вас на парте 2 смайлика. Их нужно прикрепить на доску. Если вам было все понятно на уроке интересно, то прикрепляйте смайлика, который улыбается, если вам было непонятно или неинтересно, то прикрепите смайлика, который грустит.
– Спасибо всем за урок. Молодцы!