Технология: использованы элементы технологии формирования информационной культуры обучающихся, ИКТ.
Цели урока:
- образовательные: расширить и углубить знания обучающихся о клеточном строении организмов на основе изучения специфических особенностей клеток растений, животных и грибов; выявить общие структуры в их строении; продолжить формирование представлений о двух уровнях клеточной организации - прокариотической и эукариотической; познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток;
- развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление; продолжить умение сравнивать, систематизировать материал, делать выводы, работать с учебником; развивать культуру речи и письма; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
- воспитательные: воспитывать ответственность, организованность, толерантное отношение к мнению товарищей, интерес к предмету.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, учебники биологии, схематическое изображение частей клетки растений, животных и прокариот, справочный текст, презентация «Сравнение клеток растений, животных и прокариот».
Элементы содержания: эукариоты, прокариоты.
Форма урока: урок формирования новых знаний с применением ИКТ.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Методы:
- по характеру источников информации: словесные, наглядные;
- по уровню познавательной деятельности: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые;
- по дидактическим функциям: восприятие, применение, контроль, обобщение.
Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, познавательная.
Ведущая дидактическая цель: цель урока и заключается в том, чтобы научить обучающихся выявлять различия в строении клеток эукариот и прокариот.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала.
Физминутка - Закрепление нового материала.
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока.Выставление оценок за урок.
Ход урока
1-й этап. Организационный момент.
– приветствие;
– подготовка класса к работе;
– наличие обучающихся;
– мотивация учебной деятельности на уроке
2-й этап. Актуализация опорных знаний.
Посмотрите на слайд.
Прочитайте слова на слайде (слайд 2)
«Клетки
Микроскопические, похожие
Питаются, дышат, размножаются
Структурно-функциональные единицы живого
Системы
Вступительная беседа по вопросам:
Ответьте на вопросы:
– Какое слово, определяющее в теме урока?
– О какой биологической теории идет речь?
– Вспомните основные положения клеточной теории?
Обсуждение вопроса: Может ли сбой в работе одной или группы клеток привести к нарушению работы всего организма? (слайд 3).
Задание: Обсудите вопрос в паре. Ответьте на вопрос.
Формулирование выводов: «Жизнь многоклеточного организма зависит от жизнедеятельности отдельных клеток и их групп, выполняющих особые, специализированные функции» (слайд 4).
3-й этап. Изучение нового материала.
1. Тема и цель урока (слайд 5)
Учитель | Обучающиеся |
Сообщает тему урока, цели и задачи | Записывают тему урока в тетрадь, знакомятся с планом работы на урок. |
Учитель. Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на непростой вопрос: Как малое видится в большом? Каким же образом это связано с темой нашего урока? Мир живой природы чрезвычайно многообразен, и в основе этого многообразия лежит отличие в строении клеток, образующих организмы. Вместе с тем все клетки имеют много общих признаков. Прежде всего, клетка — это целостная система, состоящая из трех основных частей. Подумайте и назовите эти части?
2. Самостоятельная работа с текстом, в ходе которой обучающиеся заполняют схему, представленную на слайде 6.
Задание:
- Посмотрите на схему (слайд 6).
- Изучите текст «Общий план строения клеток и заполните данную схему».
Карточка с текстом «Общий план строения клеток».
Все клетки имеют одинаковый план строения — состоят из поверхностного аппарата, цитоплазмы и ядерного аппарата. Основу поверхностного аппарата клеток составляет плазматическая мембрана. Надмембранный комплекс поверхностного аппарата клеток многообразен.
У прокариот в большинстве случаев он представлен клеточной стенкой различной толщины. У растений — это клеточная стенка из целлюлозы. У грибов и членистоногих наружный покров состоит из хитина. Цитоплазма — это внутреннее содержимое клетки, исключая ее ядерный аппарат. В цитоплазме выделяют гиалоплазму и органоиды. В ней также могут находиться разнообразные включения, например капельки жира, гранулы гликогена и др. Гиалоплазма — водный раствор органических и неорганических веществ, в котором расположены все остальные компоненты. В цитоплазме проходят основные процессы обмена веществ.
Ядерный аппарат у прокариот представлен нуклеоидом (от латинского нуклеус — ядро, и греческого идос — вид, подобие) — кольцевой молекулой ДНК, которая не изолирована от гиалоплазмы мембраной. Таким образом, ядерный аппарат прокариот включает только генетический материал. Ядерный аппарат эукариот называется ядром. Оно заполнено густым ядерным веществом — кариоплазмой и отделено от цитоплазмы двухслойной ядерной мембраной. В кариоплазме ядра расположено одно или несколько ядрышек и хромосомы. Хромосома образована молекулой ДНК и белками. Ядро является важным звеном в управлении процессами, происходящими в клетке.
Проверяется правильность заполнения схемы.
– Фронтальная проверка. Прочтите заполненную вами схему.
– Проверьте правильность заполнения своей схемы с заполненной схемой (слайд 7)
3. Закрепление.
Ответить на вопрос: «Какое положение клеточной теории подтверждает ваша схема?» (слайд 8)
Демонстрация (слайд 9) с формулировкой положения клеточной теории.
4. Сходства в строении растительной, грибной, животной клеток.
Рассмотрите слайд «Строение растительной, животной и грибной клеток» (слайд 10)
Вопрос: В чем сходство в строении растительной, животной и грибной клеток? (слайд 11)
Вопрос: Назовите сходства в строении растительной, животной и грибной клеток.
Выводы: Сходства в строении растительной, животной и грибной клеток
(слайды 12, 13).
Физминутка (слайд 14).
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Повернись вокруг себя.
Товарищу улыбнись,
За работу вновь возьмись.
5. Отличия в строении растительной, грибной, животной клеток. (слайд 15)
Учитель. Эукариоты чрезвычайно многообразны, и неудивительно, ведь организмы, образованные этим типом клеток, относятся к трем царствам живой природы. Следующий этап нашего урока связан с выявлением различий в строении клеток растений и животных.
Посмотрите на слайд «Строение растительной, животной и грибной клеток» (слайд 16).
Найдите отличия. Запишите их в свою тетрадь.
Беседа.
Формулировка правильных выводов (слайд 17-20).
Деление эукариот на три царства: растения, животные, грибы (слайд 21).
4-й этап. Закрепление изученного материала.
Цель: Закрепление знаний о строении животной, растительной клеток.
- Работа со слайдами (слайды 22, 23):
- К предложенным органоидам клетки правильно подберите термины.
- Размести цифры, согласно указанным терминам.
- Сходства и отличия эукариот и прокариот (слайд 24).
На следующем этапе урока мы рассмотрим вопрос Сходства и отличия в строение эукариот и прокариот.
Изучите самостоятельно п. 2.7. Заполните таблицу «Сходство и различия между прокариотами и эукариотами» (слайд 25).
«Сходство и различия между прокариотами и эукариотами».
Органоиды клетки | Эукариотическая клетка | Прокариотическая клетка |
Клеточная стенка | ||
Клеточная мембрана | ||
Ядро | ||
Хромосомы | ||
ЭПС | ||
Рибосомы | ||
Комплекс Гольджи | ||
Лизосомы | ||
Митохондрии | ||
Вакуоли | ||
Пластиды |
Сформулируйте вывод об особенностях строения прокариот (слайд 26).
Вывод: прокариотическим клеткам присущи все важнейшие жизненные функции, но у них нет окруженных мембраной органелл, имеющихся в эукариотических клетках. Самая важная особенность прокариотов в том, что у них нет окруженного мембраной ядра. Именно этот признак является решающим при делении клеток на прокариотические и эукариотические.
5-й этап. Информация о домашнем задании.
(слайд 27)
Задание на дом:
Учитель | Обучающиеся |
Дает информацию о домашнем задании и его выполнении: изучите §2.7., записи в тетради, повторите §2.1- 2.6.; подготовьтесь к тестированному опросу «Клеточное строение организмов». | Записывают домашнее задание в дневник. |
6-й этап. Рефлексия.
– Какие клетки вы видите на экране? Обоснуйте свой ответ (слайд 28).
7-й этап. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
Учитель | Обучающиеся |
– Оцените свою работу на уроке. Поднимите карточку определенного цвета. – Подводит итоги работы на уроке каждого ребенка. Выставляет оценки за урок. |
– Оценивают свою работу на уроке. – Сравнивают свою оценку с оценкой учителя. – Выставляют оценки в дневник. |