Различия в строении клеток эукариот и прокариот

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Технология: использованы элементы технологии формирования информационной культуры обучающихся, ИКТ.

Цели урока:

  • образовательные: расширить и углубить знания обучающихся о клеточном строении организмов на основе изучения специфических особенностей клеток растений, животных и грибов; выявить общие структуры в их строении; продолжить формирование представлений о двух уровнях клеточной организации - прокариотической и эукариотической; познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток;
  • развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление; продолжить умение сравнивать, систематизировать материал, делать выводы, работать с учебником; развивать культуру речи и письма; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
  • воспитательные: воспитывать ответственность, организованность, толерантное отношение к мнению товарищей, интерес к предмету.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, учебники биологии, схематическое изображение частей клетки растений, животных и прокариот, справочный текст, презентация «Сравнение клеток растений, животных и прокариот».

Элементы содержания: эукариоты, прокариоты.

Форма урока: урок формирования новых знаний с применением ИКТ.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Методы:

  • по характеру источников информации: словесные, наглядные;
  • по уровню познавательной деятельности: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые;
  • по дидактическим функциям: восприятие, применение, контроль, обобщение.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, познавательная.

Ведущая дидактическая цель: цель урока и заключается в том, чтобы научить обучающихся выявлять различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала.
    Физминутка
  4. Закрепление нового материала.
  5. Информация о домашнем задании.
  6. Рефлексия.
  7. Подведение итогов урока.Выставление оценок за урок.

Ход урока

1-й этап. Организационный момент.

– приветствие;

– подготовка класса к работе;

– наличие обучающихся;

– мотивация учебной деятельности на уроке

2-й этап. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите на слайд.

Прочитайте слова на слайде (слайд 2)

«Клетки

Микроскопические, похожие

Питаются, дышат, размножаются

Структурно-функциональные единицы живого

Системы

Вступительная беседа по вопросам:

Ответьте на вопросы:

– Какое слово, определяющее в теме урока?

– О какой биологической теории идет речь?

– Вспомните основные положения клеточной теории?

Обсуждение вопроса: Может ли сбой в работе одной или группы клеток привести к нарушению работы всего организма? (слайд 3).

Задание: Обсудите вопрос в паре. Ответьте на вопрос.

Формулирование выводов: «Жизнь многоклеточного организма зависит от жизнедеятельности отдельных клеток и их групп, выполняющих особые, специализированные функции» (слайд 4).

3-й этап. Изучение нового материала.

1. Тема и цель урока (слайд 5)

Учитель Обучающиеся
Сообщает тему урока, цели и задачи Записывают тему урока в тетрадь, знакомятся с планом работы на урок.

Учитель. Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на непростой вопрос: Как малое видится в большом? Каким же образом это связано с темой нашего урока? Мир живой природы чрезвычайно многообразен, и в основе этого многообразия лежит отличие в строении клеток, образующих организмы. Вместе с тем все клетки имеют много общих признаков. Прежде всего, клетка — это целостная система, состоящая из трех основных частей. Подумайте и назовите эти части?

2. Самостоятельная работа с текстом, в ходе которой обучающиеся заполняют схему, представленную на слайде 6.

Задание:

  • Посмотрите на схему (слайд 6).
  • Изучите текст «Общий план строения клеток и заполните данную схему».

Карточка с текстом «Общий план строения клеток».

Все клетки имеют одинаковый план строения — состоят из поверхностного аппарата, цитоплазмы и ядерного аппарата. Основу поверхностного аппарата клеток составляет плазматическая мембрана. Надмембранный комплекс поверхностного аппарата клеток многообразен.

У прокариот в большинстве случаев он представлен клеточной стенкой различной толщины. У растений — это клеточная стенка из целлюлозы. У грибов и членистоногих наружный покров состоит из хитина. Цитоплазма — это внутреннее содержимое клетки, исключая ее ядерный аппарат. В цитоплазме выделяют гиалоплазму и органоиды. В ней также могут находиться разнообразные включения, например капельки жира, гранулы гликогена и др. Гиалоплазма — водный раствор органических и неорганических веществ, в котором расположены все остальные компоненты. В цитоплазме проходят основные процессы обмена веществ.

Ядерный аппарат у прокариот представлен нуклеоидом (от латинского нуклеус — ядро, и греческого идос — вид, подобие) — кольцевой молекулой ДНК, которая не изолирована от гиалоплазмы мембраной. Таким образом, ядерный аппарат прокариот включает только генетический материал. Ядерный аппарат эукариот называется ядром. Оно заполнено густым ядерным веществом — кариоплазмой и отделено от цитоплазмы двухслойной ядерной мембраной. В кариоплазме ядра расположено одно или несколько ядрышек и хромосомы. Хромосома образована молекулой ДНК и белками. Ядро является важным звеном в управлении процессами, происходящими в клетке.

Проверяется правильность заполнения схемы.

– Фронтальная проверка. Прочтите заполненную вами схему.

– Проверьте правильность заполнения своей схемы с заполненной схемой (слайд 7)

3. Закрепление.

Ответить на вопрос: «Какое положение клеточной теории подтверждает ваша схема?» (слайд 8)

Демонстрация (слайд 9) с формулировкой положения клеточной теории.

4. Сходства в строении растительной, грибной, животной клеток.

Рассмотрите слайд «Строение растительной, животной и грибной клеток» (слайд 10)

Вопрос: В чем сходство в строении растительной, животной и грибной клеток? (слайд 11)

Вопрос: Назовите сходства в строении растительной, животной и грибной клеток.

Выводы: Сходства в строении растительной, животной и грибной клеток

(слайды 12, 13).

Физминутка (слайд 14).

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Повернись вокруг себя.
Товарищу улыбнись,
За работу вновь возьмись.

5. Отличия в строении растительной, грибной, животной клеток. (слайд 15)

Учитель. Эукариоты чрезвычайно многообразны, и неудивительно, ведь организмы, образованные этим типом клеток, относятся к трем царствам живой природы. Следующий этап нашего урока связан с выявлением различий в строении клеток растений и животных.

Посмотрите на слайд «Строение растительной, животной и грибной клеток» (слайд 16).

Найдите отличия. Запишите их в свою тетрадь.

Беседа.

Формулировка правильных выводов (слайд 17-20).

Деление эукариот на три царства: растения, животные, грибы (слайд 21).

4-й этап. Закрепление изученного материала.

Цель: Закрепление знаний о строении животной, растительной клеток.

  1. Работа со слайдами (слайды 22, 23):
    • К предложенным органоидам клетки правильно подберите термины.
    • Размести цифры, согласно указанным терминам.
  2. Сходства и отличия эукариот и прокариот (слайд 24).

На следующем этапе урока мы рассмотрим вопрос Сходства и отличия в строение эукариот и прокариот.

Изучите самостоятельно п. 2.7. Заполните таблицу «Сходство и различия между прокариотами и эукариотами» (слайд 25).

«Сходство и различия между прокариотами и эукариотами».

Органоиды клетки Эукариотическая клетка Прокариотическая клетка
Клеточная стенка
Клеточная мембрана
Ядро
Хромосомы
ЭПС
Рибосомы
Комплекс Гольджи
Лизосомы
Митохондрии
Вакуоли
Пластиды

Сформулируйте вывод об особенностях строения прокариот (слайд 26).

Вывод: прокариотическим клеткам присущи все важнейшие жизненные функции, но у них нет окруженных мембраной органелл, имеющихся в эукариотических клетках. Самая важная особенность прокариотов в том, что у них нет окруженного мембраной ядра. Именно этот признак является решающим при делении клеток на прокариотические и эукариотические.

5-й этап. Информация о домашнем задании.

(слайд 27)

Задание на дом:

Учитель Обучающиеся
Дает информацию о домашнем задании и его выполнении: изучите §2.7., записи в тетради, повторите §2.1- 2.6.; подготовьтесь к тестированному опросу «Клеточное строение организмов». Записывают домашнее задание в дневник.

6-й этап. Рефлексия.

– Какие клетки вы видите на экране? Обоснуйте свой ответ (слайд 28).

7-й этап. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

Учитель Обучающиеся
– Оцените свою работу на уроке. Поднимите карточку определенного цвета.
– Подводит итоги работы на уроке каждого ребенка. Выставляет оценки за урок.
– Оценивают свою работу на уроке.
– Сравнивают свою оценку с оценкой учителя.
– Выставляют оценки в дневник.

Приложение.