Мастер-класс "Развитие скоростных способностей у кикбоксеров в предсоревновательный период подготовки"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Задачи мастер класса.

  • Совершенствование знаний, умений и навыков через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника.
  • Наглядная демонстрация достижений с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе.
  • Вовлечение в совместную деятельность каждого участника, деятельностное освоение нового.

Этапы мастер-класса.

  • Презентация педагогического опыта (теоретическая и методическая часть) - 10 мин.
  • Демонстрация процесса основной части тренировочного занятия (проведение практического занятия со слушателями в присутствии экспертов) - 20 мин.
  • Рефлексия. Приобретение каждым участником определенных знаний и опыта - 10 мин.

Ход мастер-класса

1. Презентация педагогического опыта

1.1. Предсоревновательный этап. Основная задача предсоревновательного этапа – повышение уровня тренированности, развитие специальных физических качеств, навыков, высокой работоспособности, приобретение спортивной формы и втягивание спортсменов в специфическую соревновательную работу.

Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения специальной физической подготовки для дальнейшего совершенствования физических качеств, специальные упражнения в технике и тактике (условные бои).

Основные формы тренировки на предсоревновательном этапе – специальные и комплексные занятия по физической, технической, тактической подготовке с применением индивидуальных и групповых методов работы. Возрастает удельный вес соревновательного и интервального методов тренировки.

Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и направлены преимущественно на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств, координации движений и специальной выносливости. Большое внимание уделяется специальной тренированности, которая достигается специальными боксерскими упражнениями для развития силы, быстроты, ловкости и скоростной выносливости.

1.2. Методы и средства скоростной подготовки.

При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду, что быстрота, которую спортсмен может проявить в конкретном движении, зависит от ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций. Развитие быстроты спортсмена тесно связано с развитием способности мышц к расслаблению. Поэтому большой резерв увеличения скорости кроется в улучшении техники движения. При развитии и совершенствовании скоростных качеств целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений. Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы. Ведущим методом развития быстроты как физического качества является метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты. Данный метод позволяет проявить предельные скоростные возможности на благоприятном эмоциональном фоне. При развитии быстроты необходимо быть сосредоточенным и максимально собранным, выполнять упражнения чётко и точно. Наибольшее значение при развитии быстроты имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела (атак, защит в поединке и т.д.). Максимальная скорость движений зависит от скорости нервных процессов и быстроты двигательной реакции, а также от других способностей человека (динамической силы, гибкости, координации др.) Поэтому скоростные способности - это сложное комплексное двигательное качество.

Одна из ведущих ролей в процессе воспитания быстроты движений принадлежит методу динамических усилий, который направлен на развитие способностей к проявлению большей силы в условиях быстрых движений (динамическая сила). При его применении используются упражнения с небольшими отягощениями, сопротивлением, которые по своей структуре соответствуют процессу формирования основного спортивного навыка. Это позволяет одновременно совершенствовать спортивную технику и развивать необходимое для избранного вида спорта физическое качество. Иногда данный метод носит название “метод сопряжённых воздействий”.

Для предупреждения возникновения "скоростного барьера" при воспитании быстроты рекомендуется систематически чередовать методы, сочетая их в рамках одного занятия.

Для развития скоростных способностей используют упражнения, которые должны отвечать следующим условиям:

  • для выполнения упражнения с максимальной скоростью оно должно быть хорошо освоено, чтобы концентрировать внимание только на скорости;
  • во время тренировки не должно происходить снижения скорости при выполнении упражнения.

Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными - это и лёгкая атлетика, бокс, фехтование, кикбоксинг, вольная борьба, все виды спортивных игр.

При воспитании скоростных качеств, по мере роста спортивной квалификации, целесообразно обращать внимание на развитие мышечной силы и скоростно-силовых качеств, связанных с экономичностью движений.

1.3. Представление системы занятий. Как говорилось выше, в предсоревновательный этап подготовки методы развития физических качеств применяются в комплексе и направлены преимущественно на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств, координации движений и специальной выносливости.

Одним из важнейших физических качеств в ударных видах единоборств являются скоростные способности – возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

Предлагаю систему занятий, развивающих скоростные способности у кикбоксеров в предсоревновательный этап подготовки. Суть данной системы заключается в проведении двух недельных учебно-тренировочных сборов перед основными стартами. Данные занятия провожу в учебно-тренировочных группах, начиная с 3-го года обучения, в которых для развития скоростных способностей провожу учебно-тренировочные занятия на воде.

Показателем эффективности данной педагогической разработки считаю высокие результаты выступлений моих воспитанников на Первенствах РФ: 2005 г. – 2 м – Канаев Александр; 3 м - Воробьев Алексей; Шималин Сергей; 2006 г. – 1 м - Канаев Александр; 2м-Воробьев Сергей; 2007 г. – 1 м - Бессмертная Юлия; 2м-Захаров Евгений; Канаев Александр; Саутова Анжелика; 2008 г. – 1 м - Воробьев Сергей; 2 м – Ердякова Юлия; 3 м - Саутова Анжелика; Мошко Александр.

Прежде чем перейти к рассмотрению средств и методов проведения тренировочных занятий на воде, предлагаю ознакомиться с некоторыми физическими свойствами воды, в условиях которых человек выполняет движения.

Как всякое физическое тело, вода обладает весом. Удельный вес воды приблизительно в 840 раз больше удельного веса воздуха. Частицы воды имеют большую подвижность и значительную массу, поэтому вода обладает большой инерцией. Вода оказывает значительное давление на поверхность тела спортсмена, а следовательно, и сопротивление движущемуся в ней телу. Величина давления зависит от глубины погружения. Передвижение человека в воде основано на свойстве жидкости оказывать сопротивление движущемуся телу. Это сопротивление возникает на ударных поверхностях рук, ног во время нанесения ударов и всего тела в виде реакции воды на эти поверхности. Сопротивление возрастает с увеличением скорости одиночного движения и темпа движений, поэтому чтобы поддержать высокую скорость, необходимо выполнять упражнения с ускорением.

“Развитие отдельных физических качеств происходит во взаимосвязи. Развитие быстроты не может быть эффективным без соответствующего развития силы и специальной выносливости” (“Физиология Человека” под редакцией профессора В.В.Васильевой 1973 г.)

Между силой и скоростью сокращения мышц существует обратно пропорциональная зависимость. Существует много разновидностей проявления силы. В нашем случае развитие быстроты напрямую связано с развитием “взрывной силы”.

“"Взрывная" сила - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. В этом случае сила и быстрота движений сочетаются, т.е. выступают как интегральное специфическое качество”. (Зациорский В.М. Воспитание физических качеств: Учебн. ТиМФВ для ИФК. - М.: ФиС, 1967 г.)

Во время тренировок на воде, используя ее физические свойства, развиваем “взрывную” силу мышц и, как следствие, быстроту движений. Как известно, после достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такую задержку в росте результатов можно определить как “скоростной барьер”. Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями. Для того чтобы миновать этот “скоростной барьер”, предлагаю выполнение упражнений на развитие скоростных способностей проводить блоками: упражнения на воде - упражнения на суше. В данном случае быстрота проявляется в вариативных условиях. Помимо того, что такие занятия продолжают развивать скоростные способности, они также проходят на высоком эмоциональном уровне, меняется обстановка.

В учебно-тренировочных занятиях использую также метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной скоростью. Средством для развития скоростных способностей является в данном случае основная ударная техника рук и ног в кикбоксинге. Следует обратить внимание на то, что упражнения должно быть хорошо освоены, чтобы внимание концентрировалось только на скорости. Во время тренировки не должно происходить снижение скорости при выполнении упражнения. Недопустимы также нарушения в технике выполнения упражнений.

II. Демонстрация процесса основной части тренировочного занятия. Приложение

III. Рефлексия.

Дискуссия по результатам совместной деятельности на мастер-классе, самоанализ.