Анализ современной ситуации в нашей стране демонстрирует важность патриотизма как нравственной ценности, оказывающей влияние на формирование личности гражданина.
Актуальность темы определяется сохранением опасности возникновения крупномасштабных войн в современном мире.
От умения самостоятельно анализировать ситуацию, вырабатывать свое отношение к происходящему, занимать соответствующую активную позицию и отстаивать ее зависит сохранение мира.
Масштабы и глубина исторического знания являются важным фактором формирования судьбы общества.
Патриотическое воспитание в период построения гражданского общества несет в себе нравственный аспект, а гражданское воспитание привносит в процесс формирования личности правовую и социальную составляющую.
Любовь к Родине не должна быть слепой. Необходимо учить историю, учить истории и учить историей. Чувство патриотизма и гордости за свою страну не исключает знания и анализа ошибок прошлого. Вернуть уважение к прошлому – значит вернуть самоуважение нынешнему поколению. Причем уважать прошлое не значит безоговорочно его одобрять, а значит иметь достоверные знания о нем и стремиться дать им свою оценку.
Представленное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию у студентов личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, укреплению авторитета армии, а также развивает общий кругозор.
Мероприятие проводится в канун Дня памяти воинов-интернационалистов и приурочено к 23-летию вывода советских войск из Афганистана. Организованное в форме философского стола, оно предполагает непосредственное общение с ветеранами афганской войны, а также одной из задач имеет ознакомление студентов с фрагментами истории России и Афганистана ХХ века, дает возможность оценить эти неоднозначные события, взглянуть на них глазами участников, возродить чувство истинного патриотизма, сформировать в молодых людях граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в сознательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Воспитание студентов в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у них чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите своей страны.
Данное мероприятие характеризуется публицистичностью, документально-художественной образностью, композиционной стройностью действия.
Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести предварительную работу:
– наладить контакт с общественной организацией – Советом ветеранов войны в Афганистане;
– подготовить кабинет (зал) в соответствии с тематикой и создать торжественно-официальную обстановку;
– подготовить и оформить мультимедийную презентацию;
– провести предварительное анкетирование студентов с целью выяснения их знании о войне в Афганистане;
– подобрать стихи и песни об Афганистане;
– подобрать видеофрагменты из фильма “9 рота”;
– подобрать музыкальное сопровождение;
– составить со студентами вопросы для гостей.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла, при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий патриотической направленности.
План внеклассного мероприятия
Цели:
образовательная:
– способствовать формированию представления о роли ограниченного контингента Советских войск в Афганистане;
развивающая:
– развивать умение анализировать исторические события, факты;
– способствовать формированию навыков подготовки публичного выступления.
воспитательная:
– воспитывать у студентов уважительное отношение к людям, чье служение Отечеству является примером мужества и доблести;
– способствовать формированию представлений о воинском долге, бережного отношения к историческому прошлому своей страны.
Время проведения: 45-50 минут
Форма проведения: философский стол
Средства: анкетирование; презентация (ноутбук, проектор, экран); фрагменты из фильма “9 рота”; фотографии погибших участников афганской войны из г. Димитровграда; видеоролики “Вывод советских войск из Афганистана”; стихотворения “Память о войне в Афганистане”, “В пыльном Кабуле” А. Державин; песня “Зажгите свечи”
Предварительная подготовка:
– подготовка и оформление мультимедийной презентации;
– подборка стихотворений и песен об Афганистане;
– подборка видеофрагментов из фильма “9 рота”;
– проведение анкетирования и анализ результатов.
Ход мероприятия
Этапы мероприятия |
Содержание мероприятия |
Используемые средства |
Организационное начало мероприятия |
Приветствие участников. Вступительное слово классных руководителей. Ознакомление с результатами анкетирования |
– слайды; |
Основной этап |
|
– слайды; Фрагменты фильма “9 рота”. Видеоролик “Вывод советских войск из Афганистана”. Фотографии погибших в Афганистане. |
Рефлексия |
Вопросы: 1. Является ли примером мужества и доблести исполнение воинского долга советскими солдатами в Афганистане? 2. Какие эмоции вызвало у вас услышанное и увиденное сегодня? |
|
Заключительный этап |
Заключительное слово классных руководителей. |
Классные руководители ____________________ Л.В. Артамонова
____________________ Н.П. Валкина
Сценарий классного часа
“Закончилась давно война в Афганистане…”
1 слайд | |
Валкина Н.П. |
Начиная наш классный час, я хочу зажечь свечу – символ мысли и символ памяти. Нам, представителям старшего поколения, предстоит сегодня вспомнить, а многим из вас впервые узнать или узнать более подробно о тех давних событиях, которые стали уже для многих из нас и для нашей родины настоящей историей. 15 февраля исполнилась годовщина вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. |
2 слайд | |
Артамонова Л.В. |
23 года прошло с тех пор, как закончилась самая продолжительная война в истории Советского Союза, но что знает современная молодежь об этой страшной войне, как относится к ее участникам, как она оценивает политические события того времени? Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, было проведено анкетирование среди присутствующих здесь учащихся двух групп 1-го и 2-го курсов отделения Право и организация социального обеспечения. В анкете участвовал 41 студент (Приложение 1). |
Валкина Н.П. |
С результатами анкетирования вас ознакомят наши ведущие Альдебенев Александр и Сальникова Екатерина. |
1 ведущий |
На вопрос анкеты “Знаете ли
вы о том, что советские войска принимали участие
в боевых действиях на территории Афганистана?” |
2 ведущий |
На 2-й вопрос “Как вы
относитесь к факту участия советских войск в
Афганской войне?” респонденты дали следующие
ответы: |
1 ведущий |
На 3-й вопрос: “Есть ли среди
ваших родственников, друзей и знакомых участники
войны в Афганистане?” анкетируемые студенты
ответили следующим образом: |
2 ведущий |
И на последний вопрос анкеты
“Как вы относитесь к воинам-“афганцам”? мы
получили следующие ответы: |
Валкина Н.П. |
К сожалению, как показало анкетирование, не все представители современной молодежи активно интересуются историей России, не у всех сложилось собственное мнение по поводу особо значимых событий как далекого, так и недавнего прошлого нашей страны. |
Артамонова Л.В. |
Поэтому сегодняшний классный час мы посвящаем ставшей уже нашей историей Афганской войне, чествованию ее мужественных участников, выполнявших свой воинский долг в составе ограниченного контингента советских войск на территории Республики Афганистан, а также памяти всех советских воинов, погибших на обожженной солнцем, чужой афганской земле. |
3 слайд |
|
Валкина Н.П. |
С политической ситуацией в Афганистане до введения советских войск на его территорию нас ознакомят Силантьев Евгений и Альбуков Дмитрий. |
4 слайд |
|
1 докладчик |
Историческая справка. После
Второй мировой войны Афганистан представлял
собой монархию, во главе которой стоял король,
имел статус нейтрального государства и
фактически находился в сфере советского влияния.
Сотрудничество Афганистана с СССР было очень
тесным. В стране постоянно находилось большое
количество советских специалистов, а многие
афганцы обучались в советских вузах. |
2 докладчик |
НДПА была малочисленной
партией городской интеллигенции, созданной в
60-ые годы при поддержке коммунистической партии
Советского союза. К тому же, после захвата власти,
она раскололась на две противоборствующие
фракции. |
1 докладчик |
После апрельской революции
1978 года, лидеры партии, которые находились у
власти в разные годы – Тараки, Амин и Кармаль,
пытались насадить коммунистическую идеологию и
построить социализм в отсталой, племенной,
многонациональной мусульманской стране. |
2 докладчик |
Постепенно администрация
Тараки, несмотря на террор, все больше теряла
контроль над страной. Кроме того, резко
обострились отношения президента Тараки с
премьер-министром Хафизуллой Амином –
представителем второй противоборствующей
фракции, пользовавшимся большим влиянием в
армии. |
5 слайд |
|
1 ведущий |
Но Кремль поступил по-другому. Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. |
2 ведущий |
25 декабря, в полдень по московскому времени, в войска ушла директива за подписью министра обороны СССР Д.Ф. Устинова на переход государственной границы. |
6 слайд |
|
2 ведущий |
Через 3 часа 40-я армия Вооруженных Сил СССР вошла в Афганистан. Никто не ожидал, что она останется там на долгие 10 лет |
7 слайд |
|
1 ведущий |
Правительство СССР официально заявило о том, что войска были введены по просьбе афганского руководства для помощи в борьбе с восставшими моджахедами и во имя исполнения интернационального долга Советского Союза. |
2 ведущий |
А сейчас мы попросим преподавателя нашего техникума, участника боевых действий в Демократической Республики Афганистан – ГААК Альберта Алексеевича поделиться с нами своими воспоминаниями о той страшной войне. |
Гаак А.А. |
|
2 ведущий |
Благодарим Вас за очень интересный рассказ. Мы рады были узнать, что среди преподавателей нашего техникума есть такой интересный человек. А теперь можете задать Альберту Алексеевичу свои вопросы (Приложение 1). |
Вручение Гаак А.А. памятного сувенира. |
|
1 ведущий |
О героизме и мужестве советских солдат, их подвигах на Афганской войне, уже много написано стихов, песен, снято правдивых фильмов, в том числе – фильм Федора Бондарчука “9 рота”. |
Слайд 8 и видеоролик №1. |
|
2 ведущий |
Афганистан стал символом горя и смерти для тысяч людей во всем бывшем Советском Союзе. По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана, укладываются в одно емкое и страшное слово – война. |
1 ведущий |
На истерзанных пулями и
осколками афганских высотах, при защите мирных
кишлаков, охране стратегических объектов и
грузов проявились лучшие черты наших
современников – солдат и офицеров советской
армии. |
Видеоролик №2 |
|
Хусаинов А. |
Стихотворение А. Державина “В пыльном Кабуле” читает Хусаинов Александр (Приложение 1). |
2 ведущий |
Ограниченный контингент советских войск не смог изменить ситуацию в стране. Повстанцы обстреливали советские транспорты, нападали на небольшие отряды и гарнизоны, а то и целые дивизии. 40-я армия несла потери. |
Слайды 9 и 10. |
|
2 ведущий |
По официальным данным, потери советских войск в Афганистане составили 14 433 военнослужащих и 20 гражданских лиц погибшими, 298 пропавших без вести, 54 тысячи раненых и 416 тысяч больных. |
1 ведущий |
Несмотря на все усилия,
численность формирований оппозиции из года в год
только росла, и уже в 1986 году (на пике советского
военного присутствия) моджахеды контролировали
более 70 % территории Афганистана. Руководство
Афганистана фактически проиграло борьбу с
мятежниками за свой народ и не смогло
стабилизировать обстановку в стране. |
2 ведущий |
14 апреля 1988 года в Женеве было
заключено соглашение между Афганистаном,
Пакистаном, СССР и США о политическом
урегулировании положения на территории
Республики Афганистан. Было объявлено, что
советские войска покинут страну. |
1 ведущий |
15 февраля 1989 года из Афганистана были полностью выведены советские войска. Руководил выводом 40-й армии последний командующий ограниченным контингентом советских войск – генерал– лейтенант Борис Громов, который последним перешел пограничную реку Пяндж. |
Видеоролик 3 “Вывод советских войск из Афганистана”. Слайд 11. |
|
1 ведущий |
Альберт Алексеевич, какие эмоции у Вас вызвал этот фрагмент телепередачи и слова генерала Громова о том, что за его спиной на афганской земле не осталось ни одного советского солдата? |
2 ведущий |
Немало воды утекло с тех пор. Возмужали, стали мудрее солдаты и офицеры – участники боевых действий. Потихоньку зажили их боевые раны. Но только память о далекой Афганской войне жива до сих пор, и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстояния. |
1 ведущий |
Песню “Зажгите свечи” исполняет … |
2 ведущий |
К огромному сожалению, многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло наших мужчин и совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них, к сожалению, есть и наши земляки |
Слайды 12 -26. |
|
1 ведущий |
Горьким итогом этой страшной,
затяжной войны для нас стали десятки тысяч жертв
советских воинов, экономический и политический
кризис, а затем и развал Советского союза. |
Гаак А.А. |
Я хотел бы еще зачитать одно
стихотворение “Память о войне в Афганистане”,
которое вчера нашел и Интернете. Оно как раз в
тему. |
2 ведущий |
Память о мужественных воинах, не вернувшихся с этой войны, память о тех, кто ушел из жизни в мирное время, жива в наших сердцах и душах, а также увековечена в памятниках и монументах, воздвигнутых на всей территории бывшего Советского Союза. Есть такой памятник и в нашем городе. |
Слайды с памятниками. |
|
1 ведущий |
Давайте почтим всех тех, кто не пришел с этой страшной, чужой войны, минутой молчания. |
Слайд с метрономом. |
|
1 ведущий |
Спасибо. Благодарим за внимание всех присутствующих на этой встрече. До свидания. |
2 ведущий |
До новых встреч. |