Закончилась давно война в Афганистане

Разделы: Классное руководство


Анализ современной ситуации в нашей стране демонстрирует важность патриотизма как нравственной ценности, оказывающей влияние на формирование личности гражданина.

Актуальность темы определяется сохранением опасности возникновения крупномасштабных войн в современном мире.

От умения самостоятельно анализировать ситуацию, вырабатывать свое отношение к происходящему, занимать соответствующую активную позицию и отстаивать ее зависит сохранение мира.

Масштабы и глубина исторического знания являются важным фактором формирования судьбы общества.

Патриотическое воспитание в период построения гражданского общества несет в себе нравственный аспект, а гражданское воспитание привносит в процесс формирования личности правовую и социальную составляющую.

Любовь к Родине не должна быть слепой. Необходимо учить историю, учить истории и учить историей. Чувство патриотизма и гордости за свою страну не исключает знания и анализа ошибок прошлого. Вернуть уважение к прошлому – значит вернуть самоуважение нынешнему поколению. Причем уважать прошлое не значит безоговорочно его одобрять, а значит иметь достоверные знания о нем и стремиться дать им свою оценку.

Представленное мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, так как способствует формированию у студентов личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, укреплению авторитета армии, а также развивает общий кругозор.

Мероприятие проводится в канун Дня памяти воинов-интернационалистов и приурочено к 23-летию вывода советских войск из Афганистана. Организованное в форме философского стола, оно предполагает непосредственное общение с ветеранами афганской войны, а также одной из задач имеет ознакомление студентов с фрагментами истории России и Афганистана ХХ века, дает возможность оценить эти неоднозначные события, взглянуть на них глазами участников, возродить чувство истинного патриотизма, сформировать в молодых людях граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в сознательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воспитание студентов в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у них чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите своей страны.

Данное мероприятие характеризуется публицистичностью, документально-художественной образностью, композиционной стройностью действия.

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести предварительную работу:

– наладить контакт с общественной организацией – Советом ветеранов войны в Афганистане;
– подготовить кабинет (зал) в соответствии с тематикой и создать торжественно-официальную обстановку;
– подготовить и оформить мультимедийную презентацию;
– провести предварительное анкетирование студентов с целью выяснения их знании о войне в Афганистане;
– подобрать стихи и песни об Афганистане;
– подобрать видеофрагменты из фильма “9 рота”;
– подобрать музыкальное сопровождение;
– составить со студентами вопросы для гостей.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении учебных занятий по дисциплинам гуманитарного цикла, при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий патриотической направленности.

План внеклассного мероприятия

Цели:

образовательная:

– способствовать формированию представления о роли ограниченного контингента Советских войск в Афганистане;

развивающая:

– развивать умение анализировать исторические события, факты;
– способствовать формированию навыков подготовки публичного выступления.

воспитательная:

– воспитывать у студентов уважительное отношение к людям, чье служение Отечеству является примером мужества и доблести;
– способствовать формированию представлений о воинском долге, бережного отношения к историческому прошлому своей страны.

Время проведения: 45-50 минут

Форма проведения: философский стол

Средства: анкетирование; презентация (ноутбук, проектор, экран); фрагменты из фильма “9 рота”; фотографии погибших участников афганской войны из г. Димитровграда; видеоролики “Вывод советских войск из Афганистана”; стихотворения “Память о войне в Афганистане”, “В пыльном Кабуле” А. Державин; песня “Зажгите свечи”

Предварительная подготовка:

– подготовка и оформление мультимедийной презентации;
– подборка стихотворений и песен об Афганистане;
– подборка видеофрагментов из фильма “9 рота”;
– проведение анкетирования и анализ результатов.

Ход мероприятия

Этапы мероприятия

Содержание мероприятия

Используемые средства

Организационное начало мероприятия

Приветствие участников.

Вступительное слово классных руководителей.

Ознакомление с результатами анкетирования

– слайды;
– презентация

Основной этап

  1. Историческая справка о политической ситуации в Афганистане до введения советских войск на его территорию.
  2. Выступление участника боевых действий в Демократической Республике Афганистан А.А. Гаак.
  3. Дискуссионная беседа.
  4. Просмотр и обсуждение видеофрагмента из фильма “9 рота”.
  5. Чтение стихотворения А. Державина “В пыльном Кабуле”.
  6. Просмотр и обсуждение видеофрагмента о выводе Советских войск из Афганистана.
  7. Исполнение песни “Зажгите свечи”.
  8. Чтение стихотворения “Память о войне в Афганистане”.
  9. Объявление минуты молчания.

– слайды;
– презентация.

Фрагменты фильма “9 рота”.

Видеоролик “Вывод советских войск из Афганистана”.

Фотографии погибших в Афганистане.

Рефлексия

Вопросы:

1. Является ли примером мужества и доблести исполнение воинского долга советскими солдатами в Афганистане?

2. Какие эмоции вызвало у вас услышанное и увиденное сегодня?

 

Заключительный этап

Заключительное слово классных руководителей.  

Классные руководители ____________________ Л.В. Артамонова

____________________ Н.П. Валкина

Сценарий классного часа

“Закончилась давно война в Афганистане…”

1 слайд

Валкина Н.П.

Начиная наш классный час, я хочу зажечь свечу – символ мысли и символ памяти. Нам, представителям старшего поколения, предстоит сегодня вспомнить, а многим из вас впервые узнать или узнать более подробно о тех давних событиях, которые стали уже для многих из нас и для нашей родины настоящей историей. 15 февраля исполнилась годовщина вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана.

2 слайд

Артамонова Л.В.

23 года прошло с тех пор, как закончилась самая продолжительная война в истории Советского Союза, но что знает современная молодежь об этой страшной войне, как относится к ее участникам, как она оценивает политические события того времени? Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, было проведено анкетирование среди присутствующих здесь учащихся двух групп 1-го и 2-го курсов отделения Право и организация социального обеспечения. В анкете участвовал 41 студент (Приложение 1).

Валкина Н.П.

С результатами анкетирования вас ознакомят наши ведущие Альдебенев Александр и Сальникова Екатерина.

1 ведущий

На вопрос анкеты “Знаете ли вы о том, что советские войска принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана?”
– да, знаю – ответили 56 % респондентов;
– слышал, но никаких подробностей не знаю – ответили 24 %;
– нет, ничего не знаю – дали ответ 20%.

2 ведущий

На 2-й вопрос “Как вы относитесь к факту участия советских войск в Афганской войне?” респонденты дали следующие ответы:
– у меня нет собственного мнения по этому вопросу – 27 %;
– я думаю, в этом не было никакого смысла – также 27 %;
– это было необходимо для нашей страны – 17 %;
– они выполняли свой воинский долг – ответили 29 % опрошенных.

1 ведущий

На 3-й вопрос: “Есть ли среди ваших родственников, друзей и знакомых участники войны в Афганистане?” анкетируемые студенты ответили следующим образом:
– да – 39 %; – нет – тоже 39 %; – не знаю – ответили 22 % респондентов.

2 ведущий

И на последний вопрос анкеты “Как вы относитесь к воинам-“афганцам”? мы получили следующие ответы:
– безразлично – дали ответ 24% опрошенных; – с сочувствием – 30 %;
– с уважением – ответили 46 % респондентов.

Валкина Н.П.

К сожалению, как показало анкетирование, не все представители современной молодежи активно интересуются историей России, не у всех сложилось собственное мнение по поводу особо значимых событий как далекого, так и недавнего прошлого нашей страны.

Артамонова Л.В.

Поэтому сегодняшний классный час мы посвящаем ставшей уже нашей историей Афганской войне, чествованию ее мужественных участников, выполнявших свой воинский долг в составе ограниченного контингента советских войск на территории Республики Афганистан, а также памяти всех советских воинов, погибших на обожженной солнцем, чужой афганской земле.

3 слайд

Валкина Н.П.

С политической ситуацией в Афганистане до введения советских войск на его территорию нас ознакомят Силантьев Евгений и Альбуков Дмитрий.

4 слайд

1 докладчик

Историческая справка. После Второй мировой войны Афганистан представлял собой монархию, во главе которой стоял король, имел статус нейтрального государства и фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество Афганистана с СССР было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах.
В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего короля Закир Шаха Мухаммед Дауд, установивший президентскую диктатуру. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась.
А вот свержение и убийство Дауда в ходе апрельского переворота 1978 года воинскими частями, верными прокоммунистической Народно-Демократической Партии Афганистана (НДПА), стали прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжающейся в Афганистане и по сей день.

2 докладчик

НДПА была малочисленной партией городской интеллигенции, созданной в 60-ые годы при поддержке коммунистической партии Советского союза. К тому же, после захвата власти, она раскололась на две противоборствующие фракции.
Ставший президентом Демократической республики Афганистан лидер одной из фракций – поэт Hyp Мухаммед Тараки начал в стране интенсивные преобразования. Ислам перестал быть государственной религией, исламскому духовенству был объявлен террор, женщинам позволили снять чадру и допустили к образованию. Была провозглашена кампания по ликвидации неграмотности, аграрная реформа и начало коллективизации. Но все эти преобразования вызвали резкое недовольство большей части афганского населения.

1 докладчик

После апрельской революции 1978 года, лидеры партии, которые находились у власти в разные годы – Тараки, Амин и Кармаль, пытались насадить коммунистическую идеологию и построить социализм в отсталой, племенной, многонациональной мусульманской стране.
Уже с лета 1978 года вооруженное сопротивление новой власти стали оказывать радикальные сторонники ислама, к которым присоединились ополчения многочисленных пуштунских племен, населяющих Афганистан.

2 докладчик

Постепенно администрация Тараки, несмотря на террор, все больше теряла контроль над страной. Кроме того, резко обострились отношения президента Тараки с премьер-министром Хафизуллой Амином – представителем второй противоборствующей фракции, пользовавшимся большим влиянием в армии.
И Тараки, и Амин неоднократно обращались к СССР с просьбой направить в Афганистан войска. Речь шла о небольших подразделениях, которые должны были обеспечивать охрану афганских руководителей и помогать правительственным войскам вести операции против повстанцев-моджахедов.

5 слайд

1 ведущий

Но Кремль поступил по-другому. Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

2 ведущий

25 декабря, в полдень по московскому времени, в войска ушла директива за подписью министра обороны СССР Д.Ф. Устинова на переход государственной границы.

6 слайд

2 ведущий

Через 3 часа 40-я армия Вооруженных Сил СССР вошла в Афганистан. Никто не ожидал, что она останется там на долгие 10 лет

7 слайд

1 ведущий

Правительство СССР официально заявило о том, что войска были введены по просьбе афганского руководства для помощи в борьбе с восставшими моджахедами и во имя исполнения интернационального долга Советского Союза.

2 ведущий

А сейчас мы попросим преподавателя нашего техникума, участника боевых действий в Демократической Республики Афганистан – ГААК Альберта Алексеевича поделиться с нами своими воспоминаниями о той страшной войне.

Гаак А.А.

Приложение 2

2 ведущий

Благодарим Вас за очень интересный рассказ. Мы рады были узнать, что среди преподавателей нашего техникума есть такой интересный человек. А теперь можете задать Альберту Алексеевичу свои вопросы (Приложение 1).

Вручение Гаак А.А. памятного сувенира.

1 ведущий

О героизме и мужестве советских солдат, их подвигах на Афганской войне, уже много написано стихов, песен, снято правдивых фильмов, в том числе – фильм Федора Бондарчука “9 рота”.

Слайд 8 и видеоролик №1.

2 ведущий

Афганистан стал символом горя и смерти для тысяч людей во всем бывшем Советском Союзе. По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана, укладываются в одно емкое и страшное слово – война.

1 ведущий

На истерзанных пулями и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков, охране стратегических объектов и грузов проявились лучшие черты наших современников – солдат и офицеров советской армии.
Шла жестокая война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть нами усвоены на всю оставшуюся жизнь. 10 лет войны, 10 лет боев, крови, страха, мужества и подвигов.

Видеоролик №2

Хусаинов А.

Стихотворение А. Державина “В пыльном Кабуле” читает Хусаинов Александр (Приложение 1).

2 ведущий

Ограниченный контингент советских войск не смог изменить ситуацию в стране. Повстанцы обстреливали советские транспорты, нападали на небольшие отряды и гарнизоны, а то и целые дивизии. 40-я армия несла потери.

Слайды 9 и 10.

2 ведущий

По официальным данным, потери советских войск в Афганистане составили 14 433 военнослужащих и 20 гражданских лиц погибшими, 298 пропавших без вести, 54 тысячи раненых и 416 тысяч больных.

1 ведущий

Несмотря на все усилия, численность формирований оппозиции из года в год только росла, и уже в 1986 году (на пике советского военного присутствия) моджахеды контролировали более 70 % территории Афганистана. Руководство Афганистана фактически проиграло борьбу с мятежниками за свой народ и не смогло стабилизировать обстановку в стране.
Стало ясно, что из Афганистана надо уходить.

2 ведущий

14 апреля 1988 года в Женеве было заключено соглашение между Афганистаном, Пакистаном, СССР и США о политическом урегулировании положения на территории Республики Афганистан. Было объявлено, что советские войска покинут страну.
В соответствии с указанным соглашением вывод советских  войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года.

1 ведущий

15 февраля 1989 года из Афганистана были полностью выведены советские войска. Руководил выводом 40-й армии последний командующий ограниченным контингентом советских войск – генерал– лейтенант Борис Громов, который последним перешел пограничную реку Пяндж.

Видеоролик 3 “Вывод советских войск из Афганистана”.

Слайд 11.

1 ведущий

Альберт Алексеевич, какие эмоции у Вас вызвал этот фрагмент телепередачи и слова генерала Громова о том, что за его спиной на афганской земле не осталось ни одного советского солдата?

2 ведущий

Немало воды утекло с тех пор. Возмужали, стали мудрее солдаты и офицеры – участники боевых действий. Потихоньку зажили их боевые раны. Но только память о далекой Афганской войне жива до сих пор, и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстояния.

1 ведущий

Песню “Зажгите свечи” исполняет …

2 ведущий

К огромному сожалению, многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло наших мужчин и совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них, к сожалению, есть и наши земляки

Слайды 12 -26.

1 ведущий

Горьким итогом этой страшной, затяжной войны для нас стали десятки тысяч жертв советских воинов, экономический и политический кризис, а затем и развал Советского союза.
А для Афганистана – людские потери, по разным оценкам аналитиков, от 1 до 2 млн. человек. Гражданская война на территории Афганистана продолжается до сих пор.

Гаак А.А.

Я хотел бы еще зачитать одно стихотворение “Память о войне в Афганистане”, которое вчера нашел и Интернете. Оно как раз в тему.
Читает стихотворение.

2 ведущий

Память о мужественных воинах, не вернувшихся с этой войны, память о тех, кто ушел из жизни в мирное время, жива в наших сердцах и душах, а также увековечена в памятниках и монументах, воздвигнутых на всей территории бывшего Советского Союза. Есть такой памятник и в нашем городе.

Слайды с памятниками.

1 ведущий

Давайте почтим всех тех, кто не пришел с этой страшной, чужой войны, минутой молчания.

Слайд с метрономом.

1 ведущий

Спасибо. Благодарим за внимание всех присутствующих на этой встрече. До свидания.

2 ведущий

До новых встреч.